Володина Светлана Александровна
«Играем в геометрию»
«Играем в геометрию» с детьми дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна
Геометрия всегда считалась сложной наукой. И нередко, даже тем, кто любит математику с детства, позже, в школьные годы, геометрия дается с трудом.
Публикация «„Играем в геометрию“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Геометрия – наука, изучающая формы, размеры и взаимное расположение фигур. Собственно, эти три области я и стараюсь охватить в своей работе:
- дать представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, шар, прямая и так далее);
- научить ориентироваться в размерах этих фигур (большая, маленькая, больше, меньше, выше, длиннее) и их взаимном расположении.
Для чего же нужна эта наука маленькому ребенку? Чем она может быть полезна?
Первое, и самое важное, геометрия развивает абстрактное и пространственное мышление. Абстрактное мышление, присущее только человеку, позволит ребенку освоить буквы и цифры, решать уравнения с неизвестными. Позже, абстрактное мышление позволит шагнуть за границу норм и правил, совершить новые открытия, находить неожиданные решения различных проблем. Помимо всего прочего, геометрия формирует умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное, помогает воспитывать настойчивость и целеустремленность личности.
Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра, и именно на данный вид деятельности я опираюсь при формировании геометрических представлений у детей.
Игра является постоянной спутницей детства, посредством которой он органично развивается и познает. Она пронизывает всю жизнь ребят, и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.
Основные игры, которые я использую для формирования геометрических представлений в своей профессиональной деятельности:
Первое: геометрические, математические и логические настольно-печатные игры.
Второе: игры со счетными палочками
1) задачи на построение простых и сложных фигур;
2) задачи на преобразование фигур (добавь / убери палочки).
Третье: игры-головоломки
Основным правилом классических головоломок является то, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект детали. Но поскольку для 4-5-летнего ребенка такая задача чаще всего оказывается непосильной, начинать освоение игры лучше с варианта использования головоломки в качестве геометрической мозаики.
Игра-головоломка «танграм».
«Танграм» часто называют «головоломкой из картона» или «геометрическим конструктором». Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Я выделила три этапа работы с этой игрой.
1 этап – составление фигуры из 2-3 элементов. Например, из двух треугольников можно составить квадрат.
2 этап – складывание фигурок по заданному примеру из всех семи элементов.
3 этап – воссоздание фигур по образцам-контурам.
Монгольская игра.
Эта игра очень похожа на «Танграм», только состоит она не из семи частей, а из одиннадцати, а значит немного более сложная.
Колумбово яйцо – это плоское изображение яйца, разделенное на 10 частей.
Четвертое: развивающие игры Никитиных. Я в своей работе использую игру «Сложи узор». Эта игра – одна из популярнейших в нашей стране, описана в системе развития и воспитания детей дошкольного возраста супругами Никитиными. Она состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры.
В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры, каких еще нет в книге, то есть выполнять уже творческую работу.
Пятое: «Математический планшет»
Впервые в литературе этот дидактический материал упоминается под названием «Геоборд» Калебом Гаттенго в 50-е годы 20 века. По мнению Гаттенго дает ребенку возможность на чувственном опыте освоить некоторые базовые концепции геометрии: площадь, фигура, развивать интуитивное и дедуктивное мышление, получать представление о симметрии, трансформации размера, формы.
Игровое поле – пластиковый планшет с выступающими колышками, расположенными с одинаковыми промежутками по горизонтали и вертикали, за которые можно цеплять входящие в набор резинки и «рисовать фигуры». Сетка колышков с промежутками с одной стороны игрового поля 5х5. С обратной стороны колышки расположены по окружности. Размер 15х15 см.
Новый дизайн пособия (два в одном) расширяет обучающие возможности планшета (знакомство с часами, деление целого на части). Эти планшеты могут прочно соединяться между собой.
Объединенные планшеты удобны для совместных игр детей.
Шестое: Палочки Кюизенера
Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом.
В классическом наборе 10 призм длиной от 1 до 10 см.
Палочки одинаковой длины одного цвета.
Белая палочка - 1 см
Красная палочка - 2 см
Светло-зеленая палочка - 3 см
Сиреневая палочка - 4 см
Желтая палочка - 5 см
Темно-зеленая палочка - 6 см
Черная палочка - 8 см
Синяя палочка - 9 см
Оранжевая палочка - 10 см
Палочки объединены в семьи. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью», (2 – розовый, 4 – красный, 8 – вишневый цвет, 3, 6, 9 –«синюю семью» (голубой – 3, фиолетовый – 6, синий – 9). «Семейство «желтых» составляют числа кратные 5: 5 – желтый и 10 – оранжевый. Класс черных чисел образует число 7, класс белых – 1. Они составляют собственную семью.
Знакомство с палочками:
1) выбрать 10 палочек разного цвета;
2) разложить выбранные палочки по длине от самой короткой до самой длинной и наоборот;
3) убедиться, что все палочки одного цвета одинаковые по длине;
4) разделение палочек на семьи.
Можно выделить три этапа работы с материалом:
С детьми 3-4 лет:
- выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: стул, домик, цветочек;
- сравнение палочек по длине, высоте, количеству (много / мало);
- ориентировка на листе бумаги (в середине – красная, справа – желтая);
- сюжеты: строим мостик через речку, заборчики, укладываем конфетки в коробку.
С детьми 4-7 лет:
- упражнение в плоскостном и объемном моделировании с акцентом на развитии творческих способностей, фантазии;
- исследовательская деятельность при знакомство с палочками;
- использование палочек для освоения количественного и порядкового счета, сравнение по длине с использованием знаков «больше», «меньше», «равно», «не равно», арифметических действий, натурального ряда чисел, состава числа из единиц, из двух меньших, составления задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирования и декодирования (цвет и число, моделирования многоугольников, ориентировки на плоскости и др.
Седьмое: блоки Дьенеша
Данная игра разработана венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые
и тонкие фигуры).
Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Варианты игр:
1) Простые задания на знакомство с игрой: найди все фигуры, такие же по цвету, форме; найди не такие фигуры.
2) Игра «цепочка» от произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку так, чтобы:
- рядом не было фигур одинаковой формы, одинакового цвета;
- чтобы рядом не было фигур одинаковых по цвету и форме;
- чтобы рядом были фигуры одинаковой формы, но разного цвета.
3) Игра «Раздели фигуры»
Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры;
- чтобы зайцу достались большие;
Более сложный вариант:
- у мишки все треугольники, а у зайки – все большие;
- у мишки все некруглые, а у зайки – все желтые.
Самый сложный:
Разделить фигуры между Чебурашкой, Буратино и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у незнайки – Большие.
Какие фигуры достались только Буратино (круглые, нежелтые, маленькие).
Какие фигуры оказались ничьи (большие, некруглые, нежелтые).
4) Игра «Домино».
До 4 человек. Фигуры делятся пополам. Каждый поочередно делает свой ход.
- фигурами другого цвета;
- фигурами такого же цвета, но другого размера;
5) Игры с обручами.
Ведущий показывает два обруча: красный и синий, располагает их на ковре. Выяснить какая область находится внутри красного обруча, синего; внутри обоих обручей. Затем ребенку предлагается встать внутрь красного обруча, внутрь синего, внутрь обоих.
Задание: расположить блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного – все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части обручей.