МААМ-картинки

«Играем в геометрию» (10 фото)

Володина Светлана Александровна
«Играем в геометрию»
▼ Скачать + Заказать документы

«Играем в геометрию» с детьми дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна

Геометрия всегда считалась сложной наукой. И нередко, даже тем, кто любит математику с детства, позже, в школьные годы, геометрия дается с трудом.

Публикация «„Играем в геометрию“» размещена в разделах

Геометрия – наука, изучающая формы, размеры и взаимное расположение фигур. Собственно, эти три области я и стараюсь охватить в своей работе:

- дать представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, шар, прямая и так далее);

- научить ориентироваться в размерах этих фигур (большая, маленькая, больше, меньше, выше, длиннее) и их взаимном расположении.

Для чего же нужна эта наука маленькому ребенку? Чем она может быть полезна?

Первое, и самое важное, геометрия развивает абстрактное и пространственное мышление. Абстрактное мышление, присущее только человеку, позволит ребенку освоить буквы и цифры, решать уравнения с неизвестными. Позже, абстрактное мышление позволит шагнуть за границу норм и правил, совершить новые открытия, находить неожиданные решения различных проблем. Помимо всего прочего, геометрия формирует умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное, помогает воспитывать настойчивость и целеустремленность личности.

Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра, и именно на данный вид деятельности я опираюсь при формировании геометрических представлений у детей.

Игра является постоянной спутницей детства, посредством которой он органично развивается и познает. Она пронизывает всю жизнь ребят, и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.

Основные игры, которые я использую для формирования геометрических представлений в своей профессиональной деятельности:

Первое: геометрические, математические и логические настольно-печатные игры.

Второе: игры со счетными палочками

1) задачи на построение простых и сложных фигур;

2) задачи на преобразование фигур (добавь / убери палочки).

«Играем в геометрию»
Фото №1 Играем в геометрию с детьми дошкольного возраста Подготовила воспитатель МАДОУ г

Третье: игры-головоломки

Основным правилом классических головоломок является то, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект детали. Но поскольку для 4-5-летнего ребенка такая задача чаще всего оказывается непосильной, начинать освоение игры лучше с варианта использования головоломки в качестве геометрической мозаики.

Игра-головоломка «танграм».

«Танграм» часто называют «головоломкой из картона» или «геометрическим конструктором». Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Я выделила три этапа работы с этой игрой.

1 этап – составление фигуры из 2-3 элементов. Например, из двух треугольников можно составить квадрат.

2 этап – складывание фигурок по заданному примеру из всех семи элементов.

3 этап – воссоздание фигур по образцам-контурам.

Фото №2 Великий Новгород Володина Светлана Александровна Фото №3 Геометрические фигуры и формы Геометрия всегда считалась сложной наукой

Монгольская игра.

Эта игра очень похожа на «Танграм», только состоит она не из семи частей, а из одиннадцати, а значит немного более сложная.

Колумбово яйцо – это плоское изображение яйца, разделенное на 10 частей.

Четвертое: развивающие игры Никитиных. Я в своей работе использую игру «Сложи узор». Эта игра – одна из популярнейших в нашей стране, описана в системе развития и воспитания детей дошкольного возраста супругами Никитиными. Она состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры.

В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры, каких еще нет в книге, то есть выполнять уже творческую работу.

Пятое: «Математический планшет»

Впервые в литературе этот дидактический материал упоминается под названием «Геоборд» Калебом Гаттенго в 50-е годы 20 века. По мнению Гаттенго дает ребенку возможность на чувственном опыте освоить некоторые базовые концепции геометрии: площадь, фигура, развивать интуитивное и дедуктивное мышление, получать представление о симметрии, трансформации размера, формы.

Игровое поле – пластиковый планшет с выступающими колышками, расположенными с одинаковыми промежутками по горизонтали и вертикали, за которые можно цеплять входящие в набор резинки и «рисовать фигуры». Сетка колышков с промежутками с одной стороны игрового поля 5х5. С обратной стороны колышки расположены по окружности. Размер 15х15 см.

Новый дизайн пособия (два в одном) расширяет обучающие возможности планшета (знакомство с часами, деление целого на части). Эти планшеты могут прочно соединяться между собой.

Объединенные планшеты удобны для совместных игр детей.

Фото №4 И нередко даже тем кто любит

Шестое: Палочки Кюизенера

Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом.

В классическом наборе 10 призм длиной от 1 до 10 см.

Палочки одинаковой длины одного цвета.

Белая палочка - 1 см

Красная палочка - 2 см

Светло-зеленая палочка - 3 см

Сиреневая палочка - 4 см

Желтая палочка - 5 см

Темно-зеленая палочка - 6 см

Черная палочка - 8 см

Синяя палочка - 9 см

Оранжевая палочка - 10 см

Палочки объединены в семьи. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью», (2 – розовый, 4 – красный, 8 – вишневый цвет, 3, 6, 9 –«синюю семью» (голубой – 3, фиолетовый – 6, синий – 9). «Семейство «желтых» составляют числа кратные 5: 5 – желтый и 10 – оранжевый. Класс черных чисел образует число 7, класс белых – 1. Они составляют собственную семью.

Знакомство с палочками:

1) выбрать 10 палочек разного цвета;

2) разложить выбранные палочки по длине от самой короткой до самой длинной и наоборот;

3) убедиться, что все палочки одного цвета одинаковые по длине;

4) разделение палочек на семьи.

Можно выделить три этапа работы с материалом:

С детьми 3-4 лет:

- выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: стул, домик, цветочек;

- сравнение палочек по длине, высоте, количеству (много / мало);

- ориентировка на листе бумаги (в середине – красная, справа – желтая);

- сюжеты: строим мостик через речку, заборчики, укладываем конфетки в коробку.

С детьми 4-7 лет:

- упражнение в плоскостном и объемном моделировании с акцентом на развитии творческих способностей, фантазии;

- исследовательская деятельность при знакомство с палочками;

- использование палочек для освоения количественного и порядкового счета, сравнение по длине с использованием знаков «больше», «меньше», «равно», «не равно», арифметических действий, натурального ряда чисел, состава числа из единиц, из двух меньших, составления задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирования и декодирования (цвет и число, моделирования многоугольников, ориентировки на плоскости и др.

Седьмое: блоки Дьенеша

Данная игра разработана венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов толщины (толстые

и тонкие фигуры).

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Варианты игр:

1) Простые задания на знакомство с игрой: найди все фигуры, такие же по цвету, форме; найди не такие фигуры.

2) Игра «цепочка» от произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку так, чтобы:

- рядом не было фигур одинаковой формы, одинакового цвета;

- чтобы рядом не было фигур одинаковых по цвету и форме;

- чтобы рядом были фигуры одинаковой формы, но разного цвета.

3) Игра «Раздели фигуры»

Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры;

- чтобы зайцу достались большие;

Более сложный вариант:

- у мишки все треугольники, а у зайки – все большие;

- у мишки все некруглые, а у зайки – все желтые.

Самый сложный:

Разделить фигуры между Чебурашкой, Буратино и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у незнайки – Большие.

Какие фигуры достались только Буратино (круглые, нежелтые, маленькие).

Какие фигуры оказались ничьи (большие, некруглые, нежелтые).

4) Игра «Домино».

До 4 человек. Фигуры делятся пополам. Каждый поочередно делает свой ход.

- фигурами другого цвета;

- фигурами такого же цвета, но другого размера;

5) Игры с обручами.

Ведущий показывает два обруча: красный и синий, располагает их на ковре. Выяснить какая область находится внутри красного обруча, синего; внутри обоих обручей. Затем ребенку предлагается встать внутрь красного обруча, внутрь синего, внутрь обоих.

Задание: расположить блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного – все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части обручей.

Игры и дидактические пособия по ФЭМП математику с детства позже в школьные годы Геометрические фигуры Игры дидактические пособия геометрия дается с трудом Публикация Играем в геометрию размещена в разделах Геометрические фигуры и формы Геометрические фигуры Игры дидактические пособия Игры для детей Математика

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект «Путешествие в страну Геометрию» Путешествие в страну Геометрию. Точки. Программное содержание: Задачи. Воспитательные: Формирование у детей сотрудничества, взаимодействия.

Конспект НОД «Путешествие в страну геометрию» Конспект НОД по образовательной области «Познание» раздел «Формирование элементарных математических представлений в средней группе» Интеграция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Играем в геометрию»
Опубликовано: 15 мая 2015 в 14:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Играем в геометрию»» (включая файлы) размещена пользователем Володина Светлана Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД