Светлана Москаленко
Конспект дидактической игры для старших дошкольников «Магазин»
Магазин
Цель игры. Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине.
Подготовка к игре. С детьми организуется экскурсия в ближайший магазин с целью понаблюдать, что продают в магазине, как обслуживают покупателей продавцы и кассиры. Дети вместе с воспитателем могут купить небольшое количество кондитерских изделий, в процессе чего они узнают, сколько надо платить, чтобы купить килограмм конфет или печенья, увидят, как кассир получает за названный товар соответствующую сумму и дает сдачу, как взвешивает товар продавец.
Публикация «Конспект дидактической игры для старших дошкольников „Магазин“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин. Игры, дидактические пособия
- Магазин. Конспекты занятий
- Магазин. Профессия продавец
- Старшая группа
- Темочки
В последующих беседах с продавцами, повторном наблюдении за работой сотрудников магазина и за тем, как подвозят товар и сгружают его, дети узнают, что магазины бывают разные : продовольственные, овощные, хлебные и др., что в магазине может быть несколько отделов и в каждом работает по 2—3 продавца, что продавцы и кассиры должны быть внимательны к покупателям и т. п.
Раскрывая детям специфику работы сотрудников магазина, характер их взаимоотношений, воспитатель особое внимание обращает на то, что качество и результат их деятельности зависят от умения правильно считать, отсчитывать, взвешивать товар и т. д.
Материал. Воспитатель вместе с детьми заранее готовит разнообразный ассортимент товаров: из пластилина и природного материала делают кондитерские изделия, овощи, фрукты; «пекут» хлеб, булочки, пирожные, печенье и т. п. С помощью родителей оформляются красивые витрины, полочки для товаров, касса. Для игры требуются также белые халаты, шапочки, чеки, «деньги», корзины, целлофановые пакеты, подносы.
Игровые роли и правила. В игре выделяются роли за-ведующего магазином, продавцов, кассиров, покупателей, шоферов, рабочих.
Выполнение ролей кассира, продавца и покупателя предполагает обязательное использование счета. Так, кассир должен спросить у покупателя, что он хочет купить и сколько, нарисовать на чеке соответствующее количество палочек, выдать чек и сказать покупателю, чтобы он повторил заказ продавцу. Покупатели (ими могут быть все желающие) перечисляют кассиру, что они хотят купить и
сколько, расплачиваются кружками (деньгами) по числу названных предметов, а получив продукты от продавца, проверяют их количество. Продавец раньше, чем выдать товар покупателю, должен спросить, что он хочет купить и сколько, сверяя по чеку правильность его ответов. Заведующий магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность и аккуратность работы продавцов и кассиров, беседует с покупателями (нравится ли им новый магазин, какие покупки они хотят сделать и сколько и т. д.). Шоферы доставляют определенное количество разнообразных товаров, а рабочие помогают сгружать полученный товар.
Ход игры1. Игра в «Магазин» начинается с его устройства.
В магазине оборудуется торговый зал с тремя отделами: кондитерский, овощной и хлебный. Каждый продавец красиво раскладывает товар на полках и в витрине, устанавливает ценники. Кассиры также готовят свое рабочее место (кассу, чеки). Заведующий магазином объявляет об открытии нового большого магазина и вместе с его работниками встречает первых покупателей. Среди них Сережа, Коля, Таня. Они с интересом рассматривают витрины, товар, оживленно разговаривают между собой.
Сережа (обращается к Коле и Тане). Я — кок. Работаю на теплоходе «Смелый».
Коля. Скоро в рейс отправляетесь?
Сережа. Скоро. Осталось только продукты купить. (Подходит к кассиру.) Получите деньги. (Подает кружки — это «деньги».) J
Марина (кассир). За что платите?
Сережа. За булки.
Марина. За сколько булок деньги брать? (Сережа в некотором замешательстве.) Ну что вы молчите? Скажите точно, сколько булок думаете покупать: 7, 8 или 10? (Сережа молчит.) Какой же вы кок, если не знаете, сколько продуктов вам нужно? Отойдите в сторону и подумайте. (Недовольно.) Очередь задерживаете. (Сережа отходит в сторону.)
Марина (отпустив очередного покупателя, советует Сереже). Кок, ты сосчитай, сколько человек в команде, столько булок и купи.
Мальчик по совету девочки шепотом пересчитывает всех членов команды и опять подходит к кассиру.
Сережа. 7 человек в команде, значит, 7 булочек. Каждому по 1.
Кассир получает деньги, выдает чек, на котором нарисовано 7 палочек. Покупатель подходит к продавцу хлебного отдела, отдает ему чек.
Игорь (продавец). Что вы хотите купить?
Сережа. 7 булочек.
Игорь. Одну минуточку. (Подходит к полке, отсчитывает 7 булочек и подает их покупателю.) Вот вам 7 булочек, проверьте.
Сережа вслух пересчитывает булочки, но при счете пропускает числительное 6 и не называет итоговое число. Продавец замечает ошибку и предлагает покупателю
Игорь. А сколько всего булочек ты купил?
Сережа. 7 булочек.
Заведующий магазином (воспитатель). Правильно говорит прода-вец. Чтобы не ошибиться и купить нужное количество предметов, надо их пересчитать и сказать, сколько всего вы купили. Посмотрите, как покупают продукты другие покупатели.
В это время к прилавку подходит Оля.
Оля. Мне нужно 8 пирожных. У моей дочки день рождения. Мы ждем гостей.
Игорь. Немножко придется подождать. Пирожные еще не привезли.
Оля (нетерпеливо). Я очень спешу. Дел много. (Рассматривает на полках кондитерские изделия.) А это что на полках? Шоколад? Может, мне лучше шоколад взять к чаю, а не пирожные?
Игорь. Сейчас принесу пирожные, потерпите. (Уходит и через некоторое время возвращается с коробкой шишек — это пирожные. Продавец берет у покупательницы чек и, пересчитав количество нарисованных на нем палочек, отсчитывает 8 пирожных.) Вот, получите 8 пирожных, можете проверить.
Оля (указывая на каждое пирожное, громко произносит наименование числительных.) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8—всего 8 пирожных. (Затем берет корзинку, благодарит и уходит.)
Заведующий магазином предлагает Сереже купить для членов команды теплохода 7 конфет, затем 7 яблок. Упражняясь в счете, Сережа с интересом выполняет задания.
Ошибки, допускаемые детьми. В процессе игры легко обнаруживаются различия в счетных умениях и навыках детей. Одни участники уверенно пересчитывают как реальные предметы, так и их изображения (палочки, кружки, правильно отвечают на вопрос «сколько?». Другие пропускают числительные, не называют итоговое число, затрудняются объяснить, что они делают. Нередко приходится наблюдать, что дети легко запоминают названия всех числительных, однако значения отдельных числительных не понимают и, как правило, не могут ответить на вопрос «сколько?». На этих ребят надо обратить особое внимание. Помощь им оказывает как воспитатель, так и дети, хорошо владеющие счетом.
В приведенном примере с Сережей обнаруживается направляющее взаимодействие детей, их взаимопомощь и взаимоконтроль в соблюдении правил игры, в выполнении действий счета, обязательных для данной роли. Сначала кассир, а затем продавец, хорошо владеющий счетом, учат покупателя, который еще недопонимает, что число выражает совокупность предметов и надо называть числительные по порядку, а в конце счета определять итоговое число. Постепенно, упражняясь в неоднократном пересчитывании разных предметов, их изображений, мальчик уясняет значение этих действий и смысл вопроса «сколько?».
Дети, правильно производя счет отдельных совокупностей, не всегда осознают взаимообусловленность и последовательность операций счета.
Слава, выполняя роль кока, купил 5 конфет и начал угощать команду теплохода. Самому конфеты не хватило. Он растерянно смотрит на своих товарищей. Между капитаном Валерой и коком происходит следующий диалог:
Валера. Сколько конфет ты купил?
Слава. 5 конфет.
Валера. Сколько человек в команде?
Слава. Не знаю.
Валера. Вот чудак! Как же ты не сообразил, что надо знать, сколько человек в команде? А еще кок! Надо сначала посчитать, сколько нас вместе с тобой, а затем покупать конфеты. Сколько человек, столько и конфет.
Слава (пересчитывает команду). В команде 6 человек.
Валера. Вот и надо 6 конфет купить, а не 5. Идите, товарищ кок, и еще 1 конфету купите.
Слава. Я уже понял, почему конфет не хватило.
Мальчик бежит в магазин- и покупает еще 1 конфету.
Так Валера, выполняя роль капитана, контролировал и помогал своему партнеру по игре уравнять 2 неравные совокупности, понять на наглядных примерах необходимость счетных операций и их п осл ед ов ате л ьность.
Примерное усложнение заданий. В ходе игры задания следует обновлять и усложнять. Так, в игре «Магазин» дети могут упражняться в счете предметов в разном направлении: слева направо или справа налево, по кругу, по вертикали и т. д.
Продавец Светлана, разложив на полке новый товар, пересчитывает предметы справа налево. Убедившись, что результат счета не изменился, она тут же включает это правило в игру и предлагает покупательнице Марине пересчитать купленные яблоки в другом направлении. «Так нельзя считать»,— утверждает Марина, но Светлана настаивает: «Нет можно! Посчитай и увидишь, что будет столько же». Пересчитав яблоки в разном направлении, обе девочки убеждаются в том, что яблок получилось равное количество.
А Игорь, выполняя роль кассира, выдает чеки, на которых палочки (кружки, точки) всякий раз рисует по-разному: по кругу, по диагонали, по вертикали и т. д. Теперь покупатели и продавцы пересчитывают нарисованные изображения в разных направлениях и убеждаются в том, что нужно помнить, с какой палочки (кружка) начат счет, что нельзя дважды считать одно и то же обозначение и нельзя пропускать ни одного.
Поскольку в магазине было открыто несколько отделов (хлебо-булочный, овощной, кондитерский, то покупатели смогли одновременно выбивать по нескольку чеков.
Так, покупательница Таня платит кассиру за 8 помидоров, 6 огурцов и 4 шоколадки (в данном случае она запоминает, сколько и каких предметов она должна купить в каждом отделе).
Постепенно, по мере выполнения подобных заданий, играющим становятся привычными некоторые связи числа с предметом (его цветом, размером и пространственным расположением, у них развивается память на числа, ошибки в счете практически исчезают.
Открывается новый магазин «Сказка». «Завоз» большого количества игрушек становится настоящим событием для детей. Возникает проблема, что со всеми этими игрушками делать и как их разложить. Дети сталкиваются с необходимостью классифицировать игрушки по их качеству или по признаку, имеющему более общее значение (машины, животные, куклы, и т. д. И каждый раз в зависимости от того, на каком основании осуществляется классификация, меняется количество игрушек.
Дальнейшее развитие сюжета и содержания игры. Если игра детям нравится, вызывает радостные эмоции, то они разворачивают ее самостоятельно, по своему желанию. В магазине то открываются новые отделы (например, молочный, соки — воды, то магазин закрывается «на учет», и тогда обновляется ассортимент товаров, вновь пересчитываются все предметы. Организуется «база», где находятся самые разнообразные товары, и выделяются рабочие для перевозки продуктов с базы.
Результативность игры. Игра «Магазин» показывает, что ребенок обращается к счету в том случае, если в последнем появляется потребность. В данной игре при выполнении разнообразных ролей перед детьми возникает практическая необходимость в счете предметов, в назывании конечного результата («Сколько купил конфет (печенья, яблок и т. д. ?» — заданный ребенку вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета; покупатель, допустив ошибку в пересчете предметов, вынужден заново начинать счет — иначе продавец не отпустит нужный товар или не хватит купленных продуктов для гостей, пришедших на день рождения, для всех членов команды и т. п.).
Игра, отображающая деятельность взрослых, а также совместные действия с партнером по игре, побуждает дошкольников более ответственно относиться к счетной задаче и более настойчиво добиваться правильного результата, преодолевая возникшие трудности. «Я снова пересчитаю», «Я ошибся»,— говорят дети и исправляют допущенные ошибки. Все это способствует глубокому осмыслению счетного действия. Дети сами начинают выводить правила и убеждаются в их достоверности. Наблюдая за действиями играющих, можно отметить тенденцию к свертыванию материальных действий: они считают предметы взглядом, не дотрагиваясь до них, не указывая на предметы счета, быстро переводят взгляд с одного предмета на другой. Лишь иногда дети возвращаются к использованию указательного жеста и проговариванию числительных вслух.
Таким образом, считая в процессе игры одинаковые предметы и предметы разной формы, величины, цвета и т. д., а также их условные обозначения, дети начинают выходить за пределы чисто наглядного способа счета, подходят к пониманию числа, при помощи которого отображается количественная характеристика предметов объективной действительности.