наташа мелехина
Игра-занятие по познавательному развитию в старшей группе «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Средствами краеведения формировать у детей представление о птицах нашего края. Дать понятие перелетные и зимующие птицы нашего края.
Задачи:
Знакомить детей с перелетными и зимующими птицами.
Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
Активировать в речи названия птиц и птенцов.
Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.
Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет)
Материал: Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц, природный материал, пластилин, доска для лепки, салфетки для рук, мягкие игрушки птиц.
Педагог.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Не касаясь сосен
И ёлочек. Я. (осень).
Дети отгадывают загадку.
Педагог. Правильно! Дети, какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Педагог. Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.
Дети. Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Педагог. Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето.
Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают.
Педагог. Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется?
Дети. Листопад.
Педагог. Какие ещё признаки осени вы знаете?
Дети. Птицы собираются стаями и улетают на юг.
Педагог. Почему?
Дети. Им нечего есть.
Педагог. Как так нечего есть? Всё лето они были сыты, а теперь еды нет.
Дети. Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки.
Педагог. Садимся на ковер, закрываем глаза, послушаем звуки природы. (Слушание записи «голоса птиц»)
Откройте глаза. Кто, что услышал?
Дети: Голоса птиц.
Педагог: А голоса, каких птиц вы услышали и узнали?
Дети: Воробей, чайка, гуси, утки, ворона, сорока.
(На окне сидит сорока, в клюве у нее конверт с загадками).
Педагог. Дети, вы заметили гостью, прилетевшую к нам?
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Сорока: Я сорока-белобока
Прилетела издалека.
Не скажу вам, где была,
Лишь вопросик принесла:
Узнай и назови моих подружек.
Загадки:
1. Маленький серенький, скромный,
Но он же драчливый, боевой,
Удалой… (Воробей).
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …. (Снегири)
3. Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь – кружат двадцать пар
И кричат – кар-кар-кар. (Ворона).
4. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
5. Летом - серая, зимой - белая. (Куропатка)
6. Среди плывунов стройное деревце стоит. (Лебедь)
7. Кря-кря-кря, ловите мух!
А потом в водичку - Плюх!
Плавать - это вам не шутка!
Так детишек учит. .(Утка)
8. Над водою кружит
Белых птичек стайка.
Посмотри, как ловко
Ловит рыбу. (Чайка)
Педагог.
Выставляются на доске картинки с изображением птиц (воробей, гусь, чайка и т. д)
Птицы одинаковые или разные? Как вы думаете?
Что есть на голове у всех птиц?
Дети. Клюв, глаза
Педагог. А это что у птиц, вы знаете? (показ)
Дети. Крылья.
Педагог. Для чего птицам крылья?
Сколько крыльев у птиц?
Сколько ног у каждой птицы?
Что на ногах у гуся?
Для чего нужны гусю перепонки?
Посмотрите на схему. Как вы думаете, что она обозначает?
Дети. Что у птиц два крыла, две ноги.
Педагог. Тело (обращаясь к схеме) покрыто перьями.
Физминутка.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылышки сложим назад.
Педагог. Ребята, всех птиц можно разделить на две группы. Одни остаются зимовать с нами. Как могут называться эти птицы? ЗИМУЮЩИЕ.
- Другая группа птиц улетает на юг. Перелетают с севера в теплые края. Как мы их назовем? ПЕРЕЛЕТНЫЕ.
- Давайте мы всех птичек расселим по домикам у зимующих птиц домик с синей ленточкой, а у перелетных домик с зеленой ленточкой.
(дети выполняют задание вместе с воспитателем).
Педагог. А к нам еще гостья прилетела. (Дети садятся на стульчики).
Кто это? (сова). Её еще в народе называют мудрой.
У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)
Педагог. Сова принесла фотографии своих знакомых и сейчас расскажет про них. Никто не знает о птицах больше, чем старая мудрая сова!
- А знаете ли вы, где большую часть времени проводит дятел? (на дереве, что еще про него вы можете рассказать? (лесной доктор и т. д.).
-Как называется эта нарядная птичка? (клест). У него не обычный, крестообразный клюв. (дети показывают пальчиками). Для чего ему такой клюв? (щелкать орешки, чистить шишки).
-Снегирь! Какая красивая, птица. Почему так называется? (снегирь – от слова «Снег». Он любит нырять в снег и купаться в нем).
Сова проводит игру: (Дети подбирают анонимы).
- Ворона большая, а воробей … (маленький).
- У синицы хвост короткий, а у сороки … (длинный).
- Голубь тяжелый, а воробей … (легкий).
- Синицы высиживают птенцов летом, а клесты … (зимой).
- У синицы клюв тонкий, а у вороны … (толстый)
- Сова спит днём, а охотится… (ночью)
- У дятла клюв длинный, а у снегиря. (короткий)
- Утка серая, а лебедь (белая)
Игровое упражнение «Кто кем станет?»
- Лебедёнок станет лебедем.
- Утёнок станет уткой.
-Гусенок станет гусем.
-Вороненок станет вороном.
-Воробушек станет воробьем.
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Продуктивная деятельность.
Педагог предлагает детям сделать птичку из природного материала и пластилина (Туловище сделать из шишки, голова из пластилина, крылья из перьев, всё скрепляется пластилином).
Сова: Я очень рада, что прилетела к вам и познакомилась с вами. Вы очень мне понравились, но мне надо лететь домой к себе в дупло. Но, напоследок, я вам открою вам секрет про нас, про птиц. По нашему, птичьему поведению можно узнать какая будет погода.
Например:
Синица начинает с утра пищать, жди к вечеру мороза. Воробей нахохлился, тоже жди мороза.
Учитесь наблюдать за нами, птицами. Но теперь мне пора, спасибо вам ребята. Будьте добрыми и верными друзьями природы. До свидания.
Итог занятия:
Ребята, что вам понравилось на занятии?
Что интересного вы узнали?
Педагог заканчивает занятие, благодарит детей за хорошие ответы.