Ольга Соболевская
Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста «О чем рассказывает музыка»
Игра – занятие для детей старшего дошкольного возраста
«О чем рассказывает музыка»
Задачи: - Учить детей сопоставлять музыкальные пьесы контрастного характера;
- Различать средства музыкальной выразительности при моделировании характера произведения с помощью движения рук и оркестровки;
-Развивать словарь детей. Побуждать к образным высказываниям о настроении музыки (радостная, ласковая, тревожная)
Публикация «Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста „О чем рассказывает музыка“» размещена в разделах
А. Гречанинов. «Счастливая встреча»
С. Майкапар. «Тревожная минута»
Детские музыкальные инструменты : колокольчики. Погремушки.
Ход занятия
Музыкальный руководитель : Добрый день ребята. Я очень рада вас видеть и свои чувства хочу передать с помощью музыки.
Звучит фрагмент «Счастливая встреча» А. Гречанинова
МР. Это музыкальное произведение называется «Счастливая встреча» .Написал музыку композитор Гречанинов. Какое настроение передается в музыке?
Дети. Веселое, радостное.
МР. Вы уже знаете, что музыка может передать настроение человека: и радость, и грусть, и нежность, и тревогу. Вы услышал «Счастливую встречу», и эта пьеса рассказала вам о радости. Как музыка рассказала о радостном настроении?
(Педагог побуждает детей к вокализации и использованию пластических движений при повторном звучании пьесы «Счастливая встреча)
МР. А теперь изобразите с помощью рук тревожное настроение.
Дети выполняют пластические движения.
М. Р. Ваши движения изменилось? И тревожная музыка тоже звучит по-другому. Давайте послушаем фрагмент пьесы «Тревожная минута» С. Майкапара.
Звучит фрагмент «Тревожной минуты» С. Майкапара. Дети моделируют характер произведения с помощью рук.
МР. Как звучала эта музыка?
Дети: Тревожно, отрывисто, не очень весело.
МР. Да, музыка была взволнованной, тревожной, она звучала отрывисто, ее фразы очень короткие, как вздохи. Мы очень часто переживаем, волнуемся, когда слушаем сказку, в которой с героями что-то случается недоброе. Помните сказку «Маша и медведь?»
Дети вспоминают сюжет сказки.
МР. Как вы думаете, в каком месте сказки наступает тревожная минута?
Дети: Когда Маша заблудилась в лесу, ей холодно и страшно одной, когда она попадает в пустой дом медведя.
МР. Давайте покажем, как билось у Маши сердце. Когда она волновалась.
Звучит фрагмент «Тревожной минуты» С. Майкапара. Дети моделируют ритмический рисунок музыки ударами кулачка о кулачок.
МР. Какой инструмент нам поможет создать тревожное настроение?
Педагог предлагает на выбор детям колокольчик и погремушку. Дети оценивают звучание обоих инструментов и выбирают погремушку.
МР. Действительно, погремушка звучит таинственно, тревожно, как будто шуршит листва в ночном лесу. Давайте изобразим картину ночного леса.
Звучит фрагмент «Тревожной минуты» С. Майкапара, дети оркеструют фрагмент музыкальной пьесы.
МР. А как вы думаете, какое настроение было у Маши, когда она обманула медведя и вернулась домой к бабушке и дедушке?
Дети: Радостное, весёлое.
МР. Конечно, эта была счастливая встреча. Давайте с помощью колокольчика передадим радостное настроение Маши.
Дети оркеструют пьесу «счастливая встреча» А. Гречанинова.
МР. Пусть у вас будет как можно больше таких радостных, счастливых встреч и как можно меньше грустных, тревожных минут!