Залевская Анна
Игра как ведущий вид деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как ведущий вид деятельности
«Игра порождает радость,
свободу, покой в себе и
около себя, мир с миром».
Фридрих Фребель
Публикация «Игра как ведущий вид деятельности» размещена в разделах
Дошкольный возраст – яркий этап в жизни каждого человека. Придя в детский сад, ребенок, обретает новых друзей. Именно в дошкольном учреждении, ребенок получает огромный запас впечатлений от окружающего его мира. И все это благодаря игре. Игра – особый вид деятельности, которая расцветает в дошкольном детстве. Деятельность вроде и бесполезная, но в то же время и очень необходимая.
Игра сопровождает ребенка с первых дней его жизни, все детство и остается с ним до самой юности.
Игра – один из основных видов детской деятельности. В любом возрасте дошкольника, игра – необходимое условие для его всестороннего развития, одно из основных средств воспитания и развития.
В процессе игровой деятельности у ребенка формируются, развиваются, а затем и совершенствуются все психические процессы, формируется его личность. Игры наполняют ребенка в ДОУ радостными впечатлениями и переживаниями, эмоционально его обогащают, создают хорошее настроение и радость успеха.
Игра – понятие очень многогранное. Без нее невозможно нормальное развитие ребенка. Игра в дошкольном возрасте развивает и воспитывает в ребенке все то, что составляет богатство человеческой личности.
Игра – это универсальное, незаменимое средство воспитания. Трудно переоценить влияние игры в дошкольном детстве на развитие ребенка.
«Игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы», - А. С. Макаренко.
Игра в детском саду, незаменимый помощник воспитателя. Это то, что сближает взрослого и ребенка дошкольного возраста. Малыши чувствуют, что взрослые в него верят, доверяют ему. Единственный язык, который очень легко дается детям дошкольного возраста – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать все возникающие проблемы и сложности в отношениях со взрослыми, детьми, сверстниками. Поэтому, на вопрос: «Что больше всего любят малыши?», можно не задумываясь ответить: «Играть».
По мнению многих ученых, игра – это не просто забава, а очень важный вид деятельности маленького человечка. В игре ребенок может все: летать на самолете, воздушном шаре, прокатиться на поезде, автомобиле или автобусе, дрессировать животных и многое другое. «Только понарошку» - можем подумать мы, взрослые. Но для ребенка дошкольного возраста – это реальный мир, в котором он живет, пусть даже в игре, в течении короткого возраста.
Детские игры – это неоднородное явление. Даже глаз непрофессионала легко сможет заметить, как разнообразны детские игры по своему содержанию, по формам организации, по степени самостоятельности детей, по игровому материалу.
Разнообразие детских игр можно разделить на 2 группы:
Творческие игры (сюжетно-ролевые игры, театральные, режиссерские, театрализованные игры, игры со строительным материалом)
Игры с правилами (подвижные игры, дидактические игры)
Так же все игры делятся на 3 класса:
Игры, возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные сюжетные игры, игры-экспериментирование)
Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с воспитательной и образовательной целью:
Обучающие игры (дидактические игры, сюжетно-дидактические игры, подвижные игры)
Досуговые игры (игры-забавы, интеллектуальные игры, игры развлечения, театральные, празднично-карнавальные игры)
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (народные игры, традиционные игры)
Игры в детском саду имеют различные функции:
Развлекательная функция (побудить интерес к данной деятельности, заинтересовать, развлечь, доставить удовольствие)
Коммуникативная функция (умение общаться в игре)
Самореализация в игровой деятельности
Игротерапевтическая функция (преодоление различных трудностей и препятствий в игре)
Диагностическая функция (выявление отклонений от норм поведения в игре)
Функция коррекции (внесение изменений в структуру личностного общения со взрослыми и сверстниками)
Функция социализации (усвоение норм человеческого общения со взрослыми и сверстниками в игровой деятельности)
Можно выделить основные черты, присущие игровой деятельности в ДОУ :
Творческая (импровизационная, очень активная черта детской игровой деятельности «Поле творчества»
Эмоциональная «Эмоциональное напряжение»
Свободная развивающая деятельность (по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса игровой деятельности, а не от ее результата)
Наличие прямых и косвенных правил (логическая последовательность развития сюжета игры)
В ДОУ важное место занимает применение различных технологий. Одна из таких «игровая педагогическая технология», включающая в себя достаточные методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Специфика игровой технологии – игровая среда:
Игры с предметами,
Игры без предметов,
Настольные игры,
Компьютерные игры,
Подвижные игры,
Малоподвижные игры,
Игры с различными средствами передвижения
Игровая педагогическая технология охватывает определенную часть учебного процесса, объединению с определенным персонажем, содержанием, с последовательным включением:
Игр и упражнений, на выделение определенных признаков предметов, умение сравнивать, сопоставлять их
Игр и упражнений, на обобщение предметов по определенным признакам
Игр и упражнений, на умение отличать реальные события от выдуманных
Игр и упражнений, на быстроту реакции, смекалку
Обучение в ДОУ в форме игры, занятие интересное, занимательное, но не развлекательное. Данная технология должна четко содержать пошаговое описание игровых действий и заданий.
Игра у ребенка дошкольного возраста не должна ассоциироваться только с развлечением. Некоторые игры должны быть веселым развлечением, а некоторые любимым занятием во время свободной деятельности, досуга. Очень важно, чтобы никто из детей не скучал, все были заняты интересной игрой, занятием, любимым делом.
В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества. В этом и состоит роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.
Велика роль игры в воспитании у детей правильного отношения к труду. Главное, удачно организовать игру с трудовым процессом. В данном случае игра украсит труд, поможет воспитать любовь к трудовым действиям, успешно овладеть мастерством.
Игровая деятельность в дошкольном возрасте приучает детей жить и работать в коллективе, соблюдать определенные правила, считаться с интересами сверстников, приходить им на помощь.
Игра – это не только имитация детской жизни, а очень серьезная деятельность, позволяющая ребенку дошкольного возраста самореализоваться и самоутвердиться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для сего определенного персонажа, который наиболее ему близок, соответствует его нормам и правилам, нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития его личности.
«Игра, поэтому и игра, что она самостоятельна для ребенка», говорил К. Д. Ушинский.
Мир детства – это увлекательный мир игры!