Луиза Перминова
Игра «Волшебные шнурочки» как средство для развития мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать
Проект:
Игра “ Волшебные шнурочки”, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Подготовила: Воспитатель Перминова Л. Ш.
Игра “ Волшебные шнурочки” для детей раннего возраста.
"Помоги ты им, дружок,
Поскорей возьми шнурок,
Он волшебный, очень ловкий,
Развивает он сноровку".
Вид проекта: познавательно-игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Публикация «Игра „Волшебные шнурочки“ как средство для развития мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сроки реализации проекта: в течении учебного года.
Участники проекта: дети, воспитатель.
Актуальность:
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дидактическая игра – это обучающие игры, они способствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия и игровые правила. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Хорошо развитая мелкая моторика напрямую влияет на устную речь ребенка.
Существует множество методик и игр для развития мелкой моторики. Игра-шнуровка - это эффективное, развивающее пособие для формирования чётких движений рук у ребёнка. Игра учит внимательности и аккуратности — у каждой детали есть своё место, в процессе ребёнок обретёт навыки конструирования, составления орнаментов, начнёт с большей лёгкостью овладеть ориентироваться на плоскости и в пространстве. Благодаря этой игре, у малышей будут развиваться глазомер, совершенствоваться творческие способности, формироваться навыки усидчивости, произвольного внимания, готовности руки к письму.
Цель: Развития мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти.
Задачи:
Образовательные:
-повышать уровень развития ребёнка;
-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;
-учить анализировать, сравнивать, обобщать;
-закреплять знания о цветовой гамме, формах и фигурах.
Развивающие :
-развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
-развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».
Воспитывающие:
-воспитывать усидчивость, самостоятельность.
-воспитывать в процессе общения инициативность, сотрудничество.
Материалы: шнурки разноцветные, плоскостной (деревянный, картонный) и обьёмный шаблоны, различные детали с дырочками (фигуры с животными, птицами, насекомыми, фруктами, ягодами, цветами, геометрические фигуры, бусины и прочее).
Формы реализации проекта:
• НОД;
• беседы;
• загадки, сказки;
• пальчиковая гимнастика;
• рассматривание иллюстраций;
• дидактические игры.
Предполагаемый результат:
- способствовать правильному распределению мышечной нагрузки на руку;
- развить мелкую моторику рук, логическое мышление;
- помочь овладеть глазомером, зрительной памятью, пространственной ориентировкой;
- научить работать по образцу и словесной инструкции;
- совершенствовать творческие способности;
- сформировать элементарные графические умения;
- готовить руку ребёнка к обучению письму;
- воспитывать усидчивость и самостоятельность.
Ожидаемый результат:
-сформированность навыка шнурования в дидактической игре;
-совершенствуется ловкость рук и координация движений;
-повысится концентрация внимания;
-расширит знание и соотнесение цветов, формы, геометрических фигур, животных, овощей, фруктов и прочее;
-развивает фантазии и образного и логического мышлений;
-проявит инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап:
-Составление плана совместной работы с детьми
-Разработка методических материалов.
-Подбор оборудования и материала для занятий, бесед, игр.
2. Основной этап:
Интеграция образовательной деятельности: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”.
Игры можно применять в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах;
возможность работать как с группой детей, так и индивидуально;
возможность проследить динамику развития каждого обучающегося; - вариативность заданий.
Есть разные игры-шнуровки : самые простые можно предлагать малышам с 1-1,5 лет, более сложные предназначены для детей 3-4 лет. Шнуровки бывают разными, самые простые состоят из двух-трёх отверстий, ребёнку нужно вставить в отверстие веревочку и протянуть. Шнуровки могут выполняться в виде фигур животных, каких-либо предметов, геометрических фигур, фруктов, ягод, насекомых, сказочных героев и так далее.
В процессе игры ребёнок освоит разные способы шнуровки — просто стежки, стёжки крест-накрест. Протягивая шнурок сквозь отверстия, обучающиеся выполняют различные задания. Малыш учится накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизывать предмет на шнурок и уже потом пришнуровать, завязывать бантики и узлы. Вторая часть работы — отшнуровать детали не менее, если не более сложна чем первая.
Игра-шнуровка применяется на занятиях «Развитие речи» - знакомство со сказками (педагог рассказывает сказку, например, зверей из сказки "Теремок"). Тем самым благотворно влияет и на речь, улучшая артикулляционный аппарат.
На занятиях «Познавательного развития», разыгрываются разные игровые ситуации: путешествия в лес за грибами, на дереве вырастают яблоки, появляются ягоды и др.). Играя, дети познают окружающий мир, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными; углубляют свои знания и умения, закрепляют свои навыки, приобретённые ранее.
Это интересное и приятное занятие успешно применяется в ”Социально-коммуникативном развитии”, отвечающее основным потребностям ребёнка. Игра подходит, как для индивидуальных творческих занятий, так и для совместного коллективного досуга. Такие занятия помогают не только увлечь детей, но и учить общаться со сверстниками, работать сообща.
Применяется эта игра на занятиях «Занимательной математики» при изучении геометрических фигур, цветовой гаммы, пространственных представлений. Отличительная черта игры - наличие разноцветных шнурков и предметов для шнурования, за счёт этого закрепляются знания о цветовой гамме.
Играя со шнурочками можно конструировать, создавать рисунки, выполнять композиции. Используя обычные разноцветные шнурки, мы закручиваем их в солнышко, облачко, колеса для машин, делали бантики, цветы, овощи, фрукты, грибы, плели верёвки, выкладывали дорожки разной ширины и т. д.
3. Итоговый этап:
Целесообразно знакомить дошкольников с методами и приёмами шнурования, ведь опыт шнурования сам по себе не возникает, ему нужно обучаться и взрослый как никто другой может помочь в этом дошкольнику. Систематические упражнения помогут выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливают их к рисованию и письму.
Результат занятий с играми - шнуровками :
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей, улучшилась координацию артикуляционного аппарата. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, совершенствовалась общая координация движений. Таким образом, игра-шнуровка выступает как средство мотивации, стимулирования, помогает развивать, поддерживать и поощрять активность, инициативность и самостоятельность детей в поисковой деятельности, эмоционально поддерживает ребёнка в его стремлении к игровой деятельности.