Маргарита Гладышева
Игра-викторина по развитию речи в старшей группе «Сказки Бабы-яги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития связной монологической речи, обеспечить закрепление знания детей о русских народных сказках.
Задачи:
- образовательные: уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве,
закрепление умения подбирать антонимы, подбирать прилагательные, активизация словаря.
Публикация «Игра-викторина по развитию речи в старшей группе „Сказки Бабы-яги“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Литературные викторины и конкурсы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- развивающие: упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, развитие речевого слуха, внимания, развитие общих речевых навыков, развитие координации речи с движением, развитие образного мышления, логики, развитие монологической, связной речи.
- воспитывающая: воспитание вежливости, уважительного отношения к окружающим,; умения следить за развитием действия, воспитание интереса к устному народному творчеству.
- оздоровительные задачи: снятие мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Интеграция образовательных областей: речевой, социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Технологии: здоровье сберегающая, интерактивная, игровая, информационно-коммуникативные технологии.
Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, видео, наглядные пособия (картины, ИКТ, льняная книга с пословицами, сундук, замок и разные ключики, клубок, костюмы.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Сивка-бурка» и др. ; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры по сказкам «Про сказки», «Жили-были сказки»; работа с тканью «Тряпичная коробочка»; изучение и обсуждение пословиц и поговорок; игры со словами «Скажи по-другому», «Слова наоборот».
I. Приветствие.
Влетает Баба-яга: Ооо, какие хоромы! Царские! А что тут все собрались? Это хорошо, что я мимо пролетала и решила заглянуть! Услышала я, что есть дети, которые все время скучают, потому что игры старинные забыли, ремеслу древнему не учатся, в чудеса не верят и сказки не слушают… Это же вы, я правильно пришла?
Д. Да!
Б. О! Тогда я точно по адресу!
Д. Нет!
Б. Точно не вы? В чудеса верите? Сказки знаете? Что-то не верю я вам. Сейчас проверим! Отгадайте-ка мои загадочки… уууух сложные…
II.
1) Загадки.
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! (Три медведя)
А дорога далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать. (Баба-яга)
Болото - дом ее родной. К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)
2) Видео с Кикиморой.
Кикимора: Что ты врешь-то все? Не дружу я с Водяным! Клевета это все. Наветы! Вранье!
Б. Ой, где это? Откуда это?
К. Отсюда не видать. Ближе подходи. Вот она я! Красавица болотная. Кикиморка. Здрасьте, мелкота! Что, Баба-яга, это твои детишки? Зачем тебе столько? Подари мне парочку на болота кочки взбивать.
Б. Ты не болтай мне тут! Чего хочешь, чудо болотное?
К. Узнала я, что детям сказки наши старинные не надо. И забрала сказки. В клубок смотала, никто не размотает! А клубок тот я спрятала! Я молодец!
Б. Куда спрятала?
К. Куда. Куда надо. Под кусточком. Если тебе надо – ищи тот кусточек. А я пошла. Дела у меня… Гости…
Б. Стой! Вот же чудо болотное! Сказки она запутала и запрятала. Ребята, помогите найти клубочек.
(Дети находят клубок и отдают Бабе-яге).
3) Клубок из сказок.
«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла, яичко курочка Ряба… «Курочка Ряба») Положила его баба на окошко студиться, а он взял и убежал («Колобок»). А дед пошел тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может». («Репка»). А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!» (Заюшкина избушка»).
4) Беседа по сказке «Заюшкина избушка».
А теперь проверим, вернулись ли сказки к детям. Скажите-ка мне:
Сказку «Заюшкина избушка» помните?
А какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая)
Какая у зайчика в сказке была избушка? (лубяная избушка)
А что значит лубяная? (деревянная)
А у лисы какая избушка? (ледяная)
А что случилось с зайчиком в этой сказке?
А кто помог зайке в его беде?
Как лиса зверей пугала?
5) Потерянная книга.
Ох, хорошо! Вернулись сказки на место. Ребята, у меня есть чудесная книга, в которой народная мудрость содержится. Кто книгу ту почитает, тот мудрым будет. Хотите стать мудрыми? Тогда… Ой, где книга-то моя? Тут нет, и тут нет… Никак опять эта вредина Кикимора книгу спрятала!
Баба-яга стучит в экран: эй, ты. Ну-ка сюда иди!
Видео:
Кикимора: Что надо? Чего ты меня от дел отрываешь?
Б. Книга где? Это ты ее спрятала?
К. Бабуся, ну ты что? Зачем мне твоя книга? Мне твоя старая книга не надо!
Б. Поговори мне тут! Сейчас прилечу на твое болото и все кочки твои помну!
К. Все! Не сердись. Так и быть. Помогу я тебе. Зелье сварите волшебное и тогда найдется книга!
Б. Ну что ж. Надо варить зелье.
6) Варим зелье. Физкультминутка
Б. Наварили. Устали. Получилось зелье под названием «компот»…Скажите-ка, а как называется компот из…этой… этих… фруктов….
7) Словообразование.
Компот из фруктов – фруктовый
Компот из вишни – вишневый…. И т. д.
Б. Ой! Я вспомнила, куда книгу положила! Эх, я, растеряша! Вот она! (достает льняную книгу). Посмотрите, какая книга! Что в ней необычного? Из какого она материала? Откроем книгу? В ней – многовековая мудрость. Она написана древним русским языком. Я сейчас прочитаю, что тут написано, а вы мне скажите, что это означает…
8) Пословицы «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Объяснение пословиц о труде
Вот молодцы. Разобрались, что в моей книге написано. Чувствуете, как вы сразу помудрели? Сейчас мы вашу мудрость еще улучшим. Для этого у меня картинки есть красивые…
9) «Узнай сказку по картинке»
1) – Из какой сказки эта иллюстрация? - («Волк и семеро козлят».)
- Чему учит эта сказка?
2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - («Курочка Ряба».)
- А какая курочка в этой сказке и почему?
Видео:
Кикимора: А что это вы там делаете? А меня чего не звали? А я тоже хочу! У меня тоже картинки есть! Я тоже рисовать умею. Получше всяких баб-ёг!
Б. Эх, чудо болотное. Ну показывай, что у тебя…
10) Исправьте сказку. Рисунки персонажей или иллюстрации к сказкам с ошибками.
Б. Вот теперь я уверена, что сказки вы знаете, в чудеса верите и мудрость многовековую чтите. Хочу я вас наградить. Вот у меня и сундук с наградой есть. Но он заколдованный!
11. Сундук с заколдованным замком. Чтобы его расколдовать, нужно мои заклятия снять. Для этого исправьте то, что я скажу:
- Ботинки наизнанку обул…
- Одёжда у меня красивая…
- Папа, иди шёпотом!
- Это я проснул сестричку!
- Иди сюды!
Исправили! Расколдовали сундучок… Но! И сундук есть и ключей к нему не меряно… Потому что любую награду надо умом получать.
Давайте так. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. Если правильно закончите, то получите ключик. За каждое предложение по ключику. А потом посмотрим, какой из них к замку подойдет.
12) Закончить предложение
• Летом зайцу тепло, а зимой зайцу.
• Летом заяц сытый, а зимой заяц.
• Летом заяц серый, а зимой заяц.
• Летом зайчик скачет по траве, а зимой скачет по.
• Заяц был трусливый, а стал.
• Заяц бежал медленно, а потом побежал.
• Ворона ругала зайца, а потом стала его.
(после задания дети выбирают ключик, подходящий к замку).
III. Рефлексия.
Спасибо вам, ребята! Порадовали! Доказали, что сказки вам нужны. Понравилось мне у вас. А вам понравилось? А что больше всего понравилось?