Ирина Никитушкина
Игра-викторина для учащихся 5–6 классов «Всему начало — отчий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-викторина
«Всему начало — Отчий дом»
(для 5-6 классов)
Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Задачи:
1. формирование нравственного долга детей перед родителями
2. развивать способности коммуникативного общества
3. развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной
проблемой.
1-й вед. - Здравствуйте! У каждого человека есть свой дом. Что же такое дом?
2-й вед. - Слова «Отчий дом», «Семья» входят в наше подсознание с первых дней
Публикация «Игра-викторина для учащихся 5–6 классов „Всему начало — отчий дом“» размещена в разделах
- Викторины и интеллектуальные игры для учащихся 5-9 классов
- Викторины и интеллектуальные игры для школьников
- Игры для детей
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
жизни. Когда-то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя
дома».
1-й вед. - Семья! Семья! Начало всех начал!
«В родной семье и каша гуще» - гласит русская пословица.
А болгары говорили - «Дружная семья гору двигает».
Сегодня на нашей встрече выступят три команды: 5 «А», 5 «Б», 5 «В» классов.
Представляем наше жюри:
1. ___
2. ___
3. ___
На сцену приглашается команда 5 «А» класса :
• Название команды представление участников, приветствие жюри.
• Жюри оценивает ваше представление.
1 конкурс: Разминка
Ведущий представляет каждой команде чистый лист бумаги. Нужно к слову «Общение» подобрать и написать как можно больше однокоренных слов.
Конкурс со зрителями:
Пока команды работают, я предлагаю зрителям разгадать загадки о доме:
• С ногами, а не ходит, со спинкой, но не лежит (стул)
• Деревянная дорога, верх она отлога. Что ни шаг, то овраг. (Лестница)
• Сижу верхом не знаю на ком. Знакомца встречу — соскочу, привечу. (Шапка)
• Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная. (Телевизор)
• Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
• Вот по кругу друг за дружкой ходят дружно две подружки,
не толкаясь, не мешая, быстро движется большая. (Стрелки часов)
Ответы команд на вопрос.
2 конкурс: Лучший знаток пословиц и поговорок
• Семью создать нелегко, а сохранить еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить конфликты удаётся далеко не всем : иногда не достаёт житейской мудрости. Именно этому, то есть житейской мудрости, учат нас пословицы и поговорки. Давайте же вспомним некоторые из них.
• Каждая команда получает конверт, в котором на отдельных карточках написаны слова какой-то пословицы. Из этого набора слов необходимо составить известную пословицу и объяснить её смысл.
• В семье вместе, так и душа на месте.
• Красна изба углами, а человек добрыми делами.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
Конкурс со зрителями:
В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить.
• Дом вести, не. (бородой трясти)
• Без хозяина дом. (сирота)
• Дом не велик, да лежать. (не велит)
• Кончил дело -. (гуляй смело)
• Не красна изба углами,. (красна пирогами)
• Не нужен клад, когда в семье. (лад)
• Семья без детей, что цветок. (без запаха)
• Кто любит трудиться, тому без дела не. (сидится)
Итак, команды готовы: слово …
Пока жюри готовит нам итоги 2-х конкурсов, посмотрите выступление
5 «А» класса (домашнее задание)
Слово жюри: - Итоги двух конкурсов по классам.
3 конкурс: «У мамы — день рождения».
В одной из детских песен поё тся: «Папа в доме, конечно, главный, если мамы случайно нет».
Команда должна нарисовать открытку ко дню рождения и написать ей поздравление.
Конкурс со зрителями
«Такие разные игрушки»
Я вам зачитываю отрывки из стихотворений детских поэтов, а вы попробуйте догадаться, о какой игрушке идет речь?
• Лиловый, но багровый рот, из ниток борода, и все же — вовсе не урод.
А просто — хоть куда! Мы вынесли его на луг. В то утро ветер был.
И здесь он вырвался из рук и над землею взмыл. Он был над нами высоко,
А мы вдвоем под ним, но удивительно легко мы управляем им.
(Бумажный змей)
• Про то, зачем они нужны, рассказывать не буду. И без меня вы знать должны,
что это просто чудо. Захочешь, груз на них вези, захочешь под гору скользи!
Но сделать мне их самому покамест, что не по уму.
(Санки)
• Смотрят с завистью игрушки: Оля с кем-то к ним идет, как хорошую подружку,
её за руку ведет. Она ставит ножку твердо, смотрит весело и гордо:
«С милой нашей Олечкой не боюсь нисколечко».
(Кукла)
• Летний ливень лужи налил — целые моря! Дача встала у причала, бросив якоря.
Только он - мой отважный борется с волной. И не важно, что бумажный парус подо мной.
(кораблик)
• Синий, двухколесный, настоящий, взрослый. Если сесть, не достаю -
На педаль встаю и еду. Быстро еду и стою. Я стою от рамы сбоку,
Ну, а вижу всё вокруг : старый пень, забор высокий, дом, столбы, в ромашках луг.
(Велосипед)
Итак, слово, командам …
4 конкурс: << Процесс выпечки хлеба >>
Наши милые мамы всегда заботились и заботятся о том, чтобы на нашем столе была вкусная и здоровая пища. И в старину им приходилось топить печь, готовить еду и накрывать на стол. Повсеместно одинаковым почётом и уважением пользовался хлеб. Хлеб — всему голова. Сам процесс выпечки хлеба — дело сложное, трудоёмкое. В каждой семье была главная стряпуха, которая хранила и передавала секреты великого искусства выпечки хлеба. Сегодня команды должны будут показать своё умение довести муку из сусека до симпатичной с румяной корочкой булки, т. е. Они должны будут нам испечь хлеб.
Команды получают конверты, в которых лежат карточки с отдельными этапами изготовления хлеба. Задача — составить цепочку с помощью этих карточек — подсказок.
Этапы выпечки хлеба:
• в посуду наливали тёплую воду;
• клалась закваска;
• сыпалась мука;
• всё перемешивалось и ставилось в тёплое место;
• утром стряпуха месила тесто;
• тесто делилось на порции;
• делались гладкие хлеба из готового теста;
• выпекали хлеб в печи;
• готовые хлебные булки доставали из печи;
• испечённый хлеб укладывался в специальные деревянные хлебницы для
постепенного остывания.
Конкурс со зрителями:
Русская кухня
Пока команды пекут хлеб — не будем им мешать. Для зрителей мы проведём конкурс знатоков старинных слов, связанных с трапезой.
Что есть в печи — всё на стол мечи.
Щей поел, словно шубу надел - так говорили в старину.
Попробуйте угадать, о чём идёт речь?
- Древнеславянское название хлеба? (жито)
- Чего не было в старину у русских крестьян: завтрака, обеда, ужина? (Завтрака)
- На Руси говорили о двух обязательных трапезах — обеде и ужине. В народе
существовало представление о том, что дневную еду надо сначала заработать.
- Какие продукты на Руси дарили, чтобы пожелать здоровья и богатства?
(Хлеб, соль; хлеб символизировал здоровье, соль - богатство.)
- На Масленицу пекли блины, на Пасху ели куличи. А чем встречали весну?
(Жаворонками).
- Каким бывают знаменитые тульские пряники? (Печатными)
- Чем был персонаж известной русской сказки <<Колобок>>? (Пряником)
- Закончите русскую пословицу: <<Первый блин - …>> (комом)
- Как называется большой свадебный пирог круглой формы с различными слоями
начинок, одна из которых обязательно делалась из куриного мяса? (Курник).
- Какое блюдо русской кухни иначе называется << холодец>>? (Студень).
- На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям
раздавали маленькие пряники. Как они назывались (Разгоняй)
Итак, слово командам (по очереди зачитывают свою логическую цепочку, затем передают её жюри.
Жюри подводят итоги конкурсов, общие итоги.
С домашним заданием выступает 5 <<Б>> класс
Капитаны на сцену.
• Мы с тобой на самом деле соли пуд, наверное, съели!
Очень часто в дни печали мы друг друга выручали!
Чтоб от бед меня избавить, ты плечо готов подставить.
Пусть узнают все вокруг: ты мой самый лучший друг.
Капитаны команд получают карточки с заданием — перечислены интонации. Вы должны произнести слово << Друг>> как можно выразительнее, отразив в интонации написанные чувства.
Обращение к зрителям:
• если капитан, на ваш взгляд, удачно отразил данные чувства, то ваша оценка — бурные аплодисменты, а если не очень удачно, - аплодисменты слабее.
Итак, начали :
-5 << А>>
-5 << Б >>
-5 << В >>
Молодцы!
Теперь жюри подводят окончательные итоги нашей встречи.
С домашним заданием выступает 5 << В>> класс
Игра ДА — НЕТ (если жюри немного затягивает с результатами)
• вновь игра приходит к нам — зал мы делим пополам:
• слева - <<Да>> кричат в ответ, справа отвечают - << Нет >>.
• жить, ребята, без конфет очень плохо, скучно? … ДА!
• есть такой велосипед, что летает в космос? … НЕТ!
• замерзает ли вода в знойный летний вечер? … НЕТ!
• все ли ездят поезда лишь по рельсам только? … ДА!
• может богатырь — атлет до Луны допрыгнуть? … НЕТ!
• все стоят на красный свет — и авто, и люди? … ДА!
• из просохшего пруда рыба выловится? … НЕТ!
• можно чёрного кота не увидеть ночью? … ДА!
• мореходные суда могут плыть по суше? … НЕТ!
• может вкусным быть обед из сырой картошки? … НЕТ!
• все ли надо города писать с заглавной буквы? … ДА!
Молодцы. Слово жюри!
• награждение команд!