МААМ-картинки

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста

Тагирова Тамара
Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста

"Игра в жизни ребенка имеет такое же значение, как у взрослого - деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет.

Т. Л. Тагирова

Начиная с младшего дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Темочки:

Игровые технологии - это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, последовательная деятельность.

Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и ребенка, которые происходят через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения).

Главная цель игровой технологии- создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности и развития детей.

В раннем возрасте ребенок использует разные виды игр: игры-забавы, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации, дидактические игры.

К играм-забавам относится большинство народных игр: игры-потешки: («Ладушки», «Сорока», хороводные игры («Каравай», «Раздувайся пузырь», разнообразные подвижные игры (прятки, салочки).

Эти игры ярко эмоционально окрашены, включают ритмические повторяющиеся движения, сочетающиеся выразительными звуками и словами. В них, как правило осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры. К играм-забавам можно отнести и имитационные игры, в которых дети с помощью выразительных движений изображают животных, птиц, машину, паровоз и т. д.

В играх-потешках малышей привлекает простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры. Богатые возможности для такого рода игр дают и произведения детских поэтов писателей. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко озвучиваются и охотно воспроизводятся детьми.

В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, в которых отображается их собственный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.

Часто разные игры сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может включать в себя элементы сюжетной игры или игр-забав; она и сама может стать их частью. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми. Все эти игры могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

Каждая игра вносит определенный вклад и развитие ребенка, и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. Так, в играх-забавах и подвижных играх развивается эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров. Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. В сюжетных играх и играх-драматизациях происходит социальное развитие ребенка. Изображая взаимодействия персонажей игры, малыш учится понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания он осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др. В процессе коллективных и совместных игр ребенок учится общаться с другими детьми, согласовывать с ними свои желания и действия.

Развитию игровой деятельности следует уделять особое внимание. В раннем возрасте игра должна быть основной формой организации разных видов деятельности.

Включение игровых эпизодов и игр-потешек в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание спать, кормление, приход и уход детей) делает их более привлекательными для малыша, снимает возможные негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений с педагогом, поддержанию благоприятной атмосферы в группе.

Важно выделять специальное время для организации разнообразных детских игр. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками и считают, что малыши смогут занять себя самостоятельно. Но даже самые полезные игрушки сами по себе не могут научить ребенка играть. Они стимулируют предметно-манипулятивную и ориентировочную деятельность, но преобразовать действия ребенка в игровую деятельность может только партнер, умеющий играть. Обычно такими партнерами выступают взрослые или старшие дети. Если ребенок остается один на один с игрушками, его действия с ними долгое время остаются однообразными и примитивными, не оказывая на игру развивающего эффекта. Для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребенок должен научиться играть, а уже после этого он сможет самостоятельно развивать сюжет игры, придумывать новые игры.

Обучение игре должно осуществляться не в ходе формальных занятий, а в процессе совместной игры со взрослым. Следует предлагать малышам ту или иную игру, стремиться к тому, чтобы заинтересовать игрой всех детей, научить их новым играм. Необходимо также поддерживать собственную инициативу детей в развертывании той или иной игры.

Специальной задачей педагога является развитие процессуальной игры. Для решения этой задачи необходимо создание определенных психолого-педагогических условий.

Прежде всего следует уделять внимание созданию предметной среды, которая будет побуждать детей к игре. В группах организуются зоны, предназначенные для различных игр; приготовления еды, купания игрушек, для игры в больницу, парикмахерскую итд. Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны находиться в свободном доступе.

Групповую комнату нужно оснастить разными видами игрушек: реалистическими, воспроизводящими облик людей, животных, черты реальных предметов (например плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются ручки); прототипическими- условно воспроизводящими детали предметов (плита у которой лишь обозначены конфорки, духовка, ручки, которыми нельзя манипулировать); предметами-заместителями, то есть предметами, не имеющими сходства с реальными вещами, но удобными для пользования в условном значении. В качестве заместителей могут использоваться палочки, кубики, детали конструкторов и т. д.

Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, необходимо установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание играть вместе. Ребенок принимает и усваивает новые игровые действия только в том случае, если взрослый активно выражает свою увлеченность игрой, проявляет фантазию. Если взрослый просто демонстрирует новые игровые действия и комментирует их, малыш не переходит к самостоятельной игре и в лучшем случае ограничивается подражанием взрослому. Важно помнить, что игра – не формальное занятие, она, прежде всего должна доставлять ребенку радость и удовольствие.

Самое главное пробудить интерес ребенка к игре, вовлечь его в воображаемую ситуацию, При этом необходимо поощрять любые самостоятельные действия, включенные в игру, и помогать малышу наполнить игровым смыслом стереотипные действия с предметами. Например ребенку который просто катает машинку, можно предложить покатать на ней собачку или отвезти кубики для строительства дома.

Очень полезно для игры включение игровых персонажей в режимные моменты. Ребенок вместе с куклой и мишкой может кушать, спать, одеваться на прогулку. Если ребенок принимает игровую инициативу взрослого и начинает сам совершать игровые действия, воспитатель должен поддержать его. В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать условные действия с отсутствующим предметом, например, протянуть кукле пустую ладошку, объясняя, что это конфета.

По мере зарождения у ребенка интереса к процессуальным играм, принятия им различных воображаемых ситуаций, предлагаемых взрослым, появления самостоятельных игровых действий необходимо обогащать игровой опыт малыша. Стимулировать полноценное развитие игры можно разнообразными способами, используя их в зависимости от того, на каком уровне развития находится игра ребенка.

Значительно обогащает игру в нее речевого общения с персонажами. Для того чтобы побудить малыша к такому общению, надо обратиться к нему от имени персонажа или обратиться к игрушке с вопросом, предложением (например, спросить у куклы: «Хочешь попить молочка?» или «Давай мы уложим тебя спать»). Благодаря участию взрослого, игрушки «оживают» совершают какие-то действия и вступают в отношения друг с другом.

Важнейшим шагом в развитии игры является введение в нее предметов-заместителей, то есть использование знакомых предметов в новом качестве и наделение их новыми именами. Имея под рукой предметы-заместители, легко превратить камушки в конфетки, крышку от банки в зеркальце, палочку в мостик или лодочку. Использование игровых замещений является первой ступенькой к переходу от процессуальной к сюжетно-ролевой игре – ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.

В раннем возрасте можно закладывать основы ролевого поведения ребенка. Стимулируют ролевое поведение игры-забавы, стихи, побуждения изображать различные предметы.

На третьем году дети начинают принимать на себя роль взрослого, а так же распределять роли между персонажами игры. В этом возрасте малыш способен соотнести свои действия с действиями взрослого, называя себя его именем («Катя-мама», «Саша-папа», «кукла-дочка»). В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у дошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Цель игровой техгологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребёнок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости… Выбор игры зависит от времени её проведения, природно – климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца её проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуаций, результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др., «продуктов» художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего – то, хотя источником её активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх с ребёнком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.

Основные принципы организации игры:

отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом. игровые технологии играют основную роль в развитии ребёнка.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Игровые упражнения с детьми раннего возраста «Разноцветные прищепки»Игровые упражнения с детьми раннего возраста «Разноцветные прищепки» В последнее время уровень речевого развития детей в детских садиках заметно снизился, так говорит статистика. Родители стали мало говорить.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 13 января 2022 в 16:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Тагирова Тамара (УИ 2274046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД