Наталья Панфилова
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Данный план был реализован в рамках экологического проекта "Удивительный мир природы" средней продолжительности в летний период.
Цель:
Формировать экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему, интереса к эстетической стороне окружающей действительности; воспитание интереса к художественно–творческой деятельности.
Задачи:
Публикация «Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе (1 часть)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Охранять и укреплять здоровье детей.
Первая неделя «Лес – многоэтажный дом»
Понедельник - Грибы
Цель: Формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Задачи: Познавательное развитие: Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: грибах. Дать представления о съедобных и несъедобных грибах.
Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь растений.
Речевое развитие: Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать способность наблюдать, всматриваться в объекты природы. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зёрнышки, бусинки и т. д.).
Физическое развитие: Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Чтение: З. Александрова «В грибном царстве»
Экологическая сказка «Грибная карусель»
С/ р игра: «Прогулка в грибной лес»
П/ и: «Я знаю пять грибов»
Художественно-эстетическое развитие: аппликация из семян «Гриб боровик»
Анкетирование родителей «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности ребёнка»
Планируемый результат : Дети знают, что маслята, опята, лисички и т. п. – съедобные грибы; мухомор, ложный опёнок – несъедобные. Аппликация из семян «Гриб боровик».
Вторник - Цветы и травы
Цель: Развитие любознательности, умений задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Задачи:
Познавательное развитие: Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: цветах и травянистых растениях.
Расширять представления о лекарственных растениях.
Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь растений.
Речевое развитие: Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной работы.
Физическое развитие: Развитие интереса к участию в подвижных играх.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: привычку сообща играть, трудиться, заниматься.
Беседа «Мир цветов и трав»
Д/ и: «Рассматривание гербария лекарственных растений»
П/ и: «Я знаю пять цветов»
Чтение: Конкурс чтецов на тему луговые цветы и травы Анжелики Игнатовой
Художественно-эстетическое развитие: аппликация «Цветочное царство» (коллективная работа)
Планируемый результат : Дети знают и называют цветы и травы; знают о пользе или вреде, которую они приносят людям.
Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида растений (стебель, листья, цветок, лепестки, семена).
Составляют краткий описательный рассказ о цветах.
В результате помощи родителей дети участвуют в групповом конкурсе чтецов; в коллективной аппликации «Цветочное царство»в группе.
Среда – Кустарники
Цель: Развитие способности принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения.
Задачи:
Познавательное развитие: Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: кустарниках.
Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь растений.
Речевое развитие: Способствовать развитию любознательности.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (кустарники)
Художественно-эстетическое развитие: Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Физическое развитие: Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Социально-коммуникативное развитие: Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости.
Беседа «Кустарники в лесу»
Художественно-эстетическое развитие:
пальчиковое рисование «Ветка голубики»
Д/ и: «Зелёный мир»
Чтение: Л. Н. Толстой (басня) «Дуб и орешник»
П/ и:«Раз, два, три, к кустику беги!»
Планируемый результат : Расширение знаний детей о кустарниках в лесу, повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности дошкольников.
Рисунки «Ветка голубики».
Четверг – Деревья
Цель: Развитие любознательности, умений задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Задачи:
Познавательное развитие: Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь растений.
Речевое развитие: Продолжать знакомить с книгами. Учить употреблять существительные с обобщающим значением (деревья).
Художественно-эстетическое развитие: Закреплять умение создавать изображение, создавать из этих фигур изображения деревьев.
Физическое развитие: Развитие интереса к участию в подвижных играх.
Социально-коммуникативное развитие: Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Беседа «Царство деревьев»
Чтение: Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу»
Художественно-эстетическое развитие: обрывная аппликация «Чудо дерево»
Д/ и: «С чьей ветки детки?»
П/ и: «Лесные пятнашки»
Планируемый результат : Расширение знаний детей о деревьях в лесу, повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности дошкольников.
Аппликация «Чудо дерево»
Пятница - Итоги недели
Цель: Формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Задачи:
Познавательное развитие: Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями нашего края.
Речевое развитие: Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов. Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами (3D краски, ложки, зубочистки)
Физическое развитие: Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Социально-коммуникативное развитие: Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Беседа «Кто главный в лесу?»
Викторина «Клуб знатоков леса»
Художественно-эстетическое развитие: рисование 3D красками «Лес – многоэтажный дом»
П/ и: «Лесные пятнашки»
Консультация «Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребёнка»
Планируемый результат : Дети имеют представление о лесе, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы.
Знают правила безопасного поведения в природе. Каждый ребёнок вовлечён в творческую деятельность рисования 3D красками.
Вторая неделя «Царство насекомых»
Понедельник - Они такие разные
Цель: Развитие любознательности, умений задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Задачи:
Познавательное развитие: Дать детям представления о насекомых. Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Речевое развитие: Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов. Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами (нитки).
Физическое развитие: Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде.
Беседа «Эти удивительные насекомые»
Художественно-эстетическое развитие:рисование в технике ниткография «Насекомые»
Чтение: В. Сутеев «Под грибом»
Д/ и: «Летает – не летает»
Викторина «Что мы узнали о насекомых»
Планируемый результат : Дети знают и называют насекомых, владеют обобщающим понятием «насекомое»; знают о пользе или вреде, которую приносят они людям и растениям.
Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног и т. д.) способах передвижения, издаваемых звуках, где и как зимуют насекомые.
Рисунки «Насекомые» в технике ниткография.
Вторник – Хищные насекомые
Цель: Формирование у детей представлений о многообразии насекомых.
Задачи:
Познавательное развитие: Дать детям представления о насекомых. Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Речевое развитие: Способствовать развитию любознательности.
Развивать умение поддерживать беседу.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зёрнышки, бусинки и т. д.). Развивать творчество, инициативу.
Физическое развитие: Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения делиться с товарищами. Формирование интереса к хищным насекомым и бережное отношение к ним (знать о пользе и вреде насекомых).
Беседа «Насекомые над лугом»
Художественно-эстетическое развитие: лепка из массы для лепки «Божья коровка»
Д/ и: «Кто же я?»
Чтение: Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» «Насекомые»
Планируемый результат : Дети составляют краткий рассказ о насекомых.
«Божьи коровки» из массы для лепки.
Среда – Полезные насекомые
Цель: Формирование у детей представлений о многообразии насекомых.
Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
Познавательное развитие: Дать детям представления о насекомых. Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Речевое развитие: Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов. Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами (гуашь, акварель).
Физическое развитие: Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Приучать детей к вежливости. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Беседа «Милые букашечки»
Художественно-эстетическое развитие: рисование в технике монотипия «Бабочка-красавица»
Д/ и: «Хорошо-плохо»
Чтение: В. Бианки «Приключения муравьишки».
Планируемый результат : Сформированная база знаний у детей о полезных насекомых (внешний вид, способ передвижения, издаваемые звуки). Развитие умения рассуждать, наблюдать.
Рисунки в технике монотипия «Бабочка-красавица».
Четверг – Вредные насекомые
Цель: Развитие любознательности, умений задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Задачи:
Познавательное развитие: Дать детям представления о насекомых. Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Речевое развитие: Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Художественно-эстетическое развитие: Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Физическое развитие: Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Побуждать использовать созданные детьми изделия (рисунки на камне).
Формировать привычные представления о безопасном поведении в природе.
Беседа «Берегите насекомых»
Художественно-эстетическое развитие: рисование на камне «Насекомые»
Д/ и: «Четвёртый лишний»
Чтение: К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
Планируемый результат : Сформированная база знаний у детей вредных насекомых (внешний вид, способ передвижения, издаваемые звуки). Развитие умения рассуждать, наблюдать.
Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Пятница – Итоги недели
Цель: Воспитание отзывчивости и гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
Познавательное развитие: Дать детям представления о насекомых. Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Речевое развитие: Способствовать развитию любознательности. Развивать умение поддерживать беседу.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной работы.
Физическое развитие: Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Социально-коммуникативное развитие: Формирование привычного представления о безопасном поведении в природе. Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми сверстниками.
Беседа «Красота природы бесценна»
Д/ и: «Чей силуэт»
Чтение: В. Драгунский «Он живой и светится»
КВН «Знатоки насекомых»
Планируемый результат : Сформированная база знаний у детей о мире насекомых (внешний вид, способ передвижения, издаваемые звуки). Развитие умения рассуждать, наблюдать.
Третья неделя «Подводное царство»
Понедельник - «Что растёт в реке и озере»
Цель: Расширять знания детей о подводном мире рек.
Задачи:
Познавательное развитие: Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями рек и озёр.
Речевое развитие: Продолжать знакомить с книгами, развивать интерес детей к художественной литературе.
Художественно-эстетическое развитие: Закреплять умение создавать из бумаги объёмные фигуры. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Физическое развитие: Развитие интереса к участию в подвижных играх.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься.
Беседа «Река – дом для растений»
Художественно-эстетическое развитие: аппликация «Кувшинка»
Чтение:Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели»
П/ и:«Водяной»
Планируемый результат : Сформированные представления о речных и озёрных растениях. Изготовление аппликации «Кувшинка».
Вторник - «Кто живёт в реке и озере»
Цель: Расширять знания детей о подводном мире рек и его обитателях. Задачи:
Познавательное развитие: Знакомить детей с многообразием родной природы; с обитателями рек и озёр.
Речевое развитие: Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Художественно-эстетическое развитие: Закреплять умение создавать из бумаги объёмные фигуры. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Физическое развитие: Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Социально-коммуникативное развитие: Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде.
Беседа «Знаешь ли ты речных обитателей?»
Художественно-эстетическое развитие: Конструирование из бумаги «Рыбка»
Чтение Н. А. Рыжовой «История одного пруда»
П/ и: «Мы весёлые рыбки»
Чтение: Сказка «По щучьему велению»
Д/ и:«Узнай рыбу по описанию»
П/ и: «Водяной»
Планируемый результат : Сформированные представления о разнообразии обитателей рек и озёр, об их внешнем виде, способах передвижения и способах защиты от врагов.
Выставка «Рыбки» сконструированные из бумаги.
Среда - «Что растёт в море и океане»
Цель: Расширять знания детей о подводном мире морей и океанов.
Задачи:
Познавательное развитие: Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями морей и океанов.
Речевое развитие: Продолжать знакомить с книгами.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением.
Художественно-эстетическое развитие: Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной работы.
Физическое развитие: Развитие интереса к участию в подвижных играх.
Социально-коммуникативное развитие: Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми сверстниками.
Беседа «Кораллы животные или растения?»
Художественно-эстетическое развитие: рисование на мокрой бумаге
«В глубине морской» (коллективная работа)
Д/ и: «Чей силуэт»
Чтение: Г. Косова «Азбука подводного мира»
Эксперимент «Как сделать морскую воду»
П/ и: «Мы весёлые рыбки»
Планируемый результат : Расширение и уточнение знаний детей о растительном мире морей и океанов.
Изготовление коллективной работы «В глубине морской».
Четверг - «Кто живёт в море и океане»
Цель: Расширять знания детей о подводном мире морей и океанов и его обитателях.
Задачи:
Познавательное развитие: Знакомить детей с многообразием родной природы; с обитателями морей и океанов.
Речевое развитие: Продолжать знакомить с книгами.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зёрнышки, бусинки и т. д.). Развивать творчество, инициативу.
Физическое развитие: Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Социально-коммуникативное развитие: Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Беседа «Подводные обитатели»
Художественно-эстетическое развитие: лепка из мокрого песка ««Морское дно»
С/ р игра: «Отважные мореплаватели»
Д/ и: «Кто же я?»
Чтение: С. Сахаров «Морские сказки»
П/ и: «Водяной»
Планируемый результат : Сформированные представления о разнообразии обитателей морей и океанов, об их внешнем виде, способах передвижения и способах защиты от врагов. Проявление у детей интереса к объектам природы, обитателям морей и океанов.
Пятница - Морские тайны
Цель: Развитие любознательности, умений задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Задачи:
Познавательное развитие:
Знакомить детей с многообразием родной природы; с обитателями морей и океанов.
Речевое развитие: Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Художественно-эстетическое развитие: Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами (гуашь). Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Физическое развитие: Развитие интереса к участию в подвижных играх.
Социально-коммуникативное развитие: Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
Беседа «Удивительные морские глубины»
Эксперимент «Ловись рыбка, мала и велика»
Художественно-эстетическое развитие: рисование ладошками «Морские обитатели» (коллективная работа)
П/ и:«Море волнуется раз…»
Викторина «Исследователи подводного царства»
П/ и: «Водяной»
Консультация «Играя, познаём природу»
Планируемый результат : Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида. Знают о взаимосвязи с другими обитателями, имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
Умеют составлять описательный рассказ о обитателях водоёмов.
Рисунки «Морские обитатели».