Наталья Панфилова
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Данный план был реализован в рамках экологического проекта "Удивительный мир природы" средней продолжительности в летний период.
(2 часть)
Четвёртая неделя «Царство птиц и животных»
Понедельник - Птицы
Цель: Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах, особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках.
Задачи:
Познавательное развитие: Расширять представления о птицах. Знакомить детей с разнообразием родной природы.
Публикация «Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе (2 часть)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Речевое развитие: Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зёрнышки, бусинки и т. д.). Развивать творчество, инициативу.
Физическое развитие: Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Беседа «Удивительный мир птиц»
Экскурсия «На страусиную ферму».
Художественно-эстетическое развитие: лепка «Птица счастья»
Д/ и: «Кто где живёт»
Выпуск стенгазеты «Наши домашние питомцы» (из семейных архивов)
Д/ и: «Птичья столовая», «Доскажи словечко»
Чтение: «Птицы Красной книги»
Планируемый результат : Формирование осознанного действенного отношения к птицам, желание заботиться о пернатых; понимание их значимости в жизни людей.
В результате помощи родителей дети участвуют в выпуске стенгазеты «Наши домашние питомцы».
Выставка детских работ «Птица счастья».
Вторник - Птицы нашего края.
Цель: Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах Краснодарского края. Роль человека в жизни птиц.
Задачи:
Познавательное развитие: Расширять представления о птицах. Знакомить детей с разнообразием родной природы.
Речевое развитие: Продолжать знакомить с книгами.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (птицы)
Художественно-эстетическое развитие: Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами (гуашь, акварель, ватные палочки). Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Физическое развитие: Развитие интереса к участию в подвижных играх.
Социально-коммуникативное развитие: Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде.
Беседа «Перелётные и зимующие птицы нашего края»
Художественно-эстетическое развитие: раскрашивание ватной палочкой «Фазан»
Д/ и: «Весёлое путешествие»
Чтение: русская нар. сказка «Дикие лебеди»
П/ и: «Что я за птица»
Планируемый результат : Расширение знаний о друзьях наших меньших. Развитие у детей любознательности, творческих способностей познавательной активности.
Дети умеют контролировать свои поступки, ухаживать за птицами.
Выставка детских работ «Фазан».
Среда – Животные
Цель: Дать представления о животных (внешних особенностях, потребностях для их роста и развития, особенностях среды обитания).
Задачи:
Познавательное развитие: Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Расширять представления детей о домашних животных, их повадки, зависимости от человека.
Речевое развитие: Продолжать знакомить с книгами.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (животные)
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зёрнышки, бусинки и т. д.). Развивать творчество, инициативу.
Физическое развитие: Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Формировать привычные представления о безопасном поведении в природе.
Беседа «Животные, кто они»
Д/ и: «Зоопарк», «Кто живет в лесу»
Художественно-эстетическое развитие: лепка из песка «Зоопарк»
Чтение: «Животные Красной книги»
П/ и: «Бездомный заяц»
Планируемый результат : У детей сформируются знания о животных. Дети знают исчезающих животных.
Формируется устойчивый интерес к живой природе.
Могут применить полученные знания в различных видах деятельности.
Выставка детских работ «Зоопарк».
Четверг - Животные нашего края
Цель: Дать понять детям, как географическое положение, особенности климата, экологическое состояние природы влияет на привычки, повадки и образ жизни животных. Развивать любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Задачи:
Познавательное развитие: Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Расширять представления детей о домашних животных, их повадки, зависимости от человека.
Речевое развитие: Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.
Физическое развитие: Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься.
Беседа «Мой домашний питомец»
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Мой домашний питомец»
Д/ и: «Мама и её малыш»
Чтение: В. Бианки «Хвосты»
П/ и: «Что я за животное»
Планируемый результат : Получение детьми интересной и полезной информации о животных родного края. Обогащение словарного запаса детей. Развитие речи и творческого воображения.
Выставка детских работ «Мой домашний питомец».
Пятница - «Красная книга – сигнал опасности»
Цель: Дать представление о вымирающих и исчезающих видах птиц и животных, что такое Красная Книга Природы.
Задачи: Познавательное развитие: Знакомить детей с разнообразием родной природы. Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
Речевое развитие: Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зёрнышки, бусинки и т. д.). Развивать творчество, инициативу.
Физическое развитие: Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Посещение выставки краеведческого музея «Птицы и животные Краснодарского края»
Художественно-эстетическое развитие: лепка «Необычные животные»
Д/ и: «Отгадай мой домик», «Чей силуэт»
Чтение: С. Маршак «Где обедал, воробей?»
Планируемый результат : У детей формируются знания и представления о Красной книге; животных и птицах, попавших в нее; осознание собственной значимости в бережном отношении ко всему живому.
Выставка детских работ «Необычные животные».
Пятая неделя «Человек – часть природы»
Понедельник - Тело человека
Цель: Формирование начальных знаний о себе, о природном и социальном мире. Формировать у дошкольников основы здорового образа жизни.
Добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи:
Познавательное развитие: Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Учить укреплять своё здоровье в процессе общения с природой.
Речевое развитие: Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.
Физическое развитие: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Социально-коммуникативное развитие: Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми сверстниками.
Беседа «Скелет человека»
Чтение: С. Михалков «Мимоза»
Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Моя семья»
Д/ и: «Угадай-ка»
С/ р игра: «Обед в семье»
Планируемый результат : Дети получат первичные представления о скелете человека. Научатся различать понятия «часть тела», «орган»; вредные и полезные продукты. Приобретут простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья. Выставка детских работ «Моя семья».
Вторник - Дыхание
Цель: Формирование начальных знаний о себе, о природном и социальном мире. Соблюдение осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи:
Познавательное развитие: Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Учить укреплять своё здоровье в процессе общения с природой.
Речевое развитие: Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Художественно-эстетическое развитие: Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами (гуашь). Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Физическое развитие: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься.
Беседа «Как и для чего человек дышит»
Д/ и: «Узнай запах», «Можно -нельзя»
Чтение: Н. Семёнова «Как стать «Неболейкой»»
Художественно-эстетическое развитие: рисование в технике кляксография «Нарисуй что-нибудь красивое»
С/ р игра: «Фито -аптека»
Планируемый результат : Дети приобретут простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Научатся определять своё физическое состояние и решать здоровье сберегающие задачи в области поведения в непредвиденных ситуаций и оказания первой помощи.
Выставка детских работ «Нарисуй что-нибудь красивое».
Среда – Слух
Цель: Развитие любознательности, умений задавать вопросы взрослым и сверстникам. Соблюдение осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи:
Познавательное развитие: Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Учить укреплять своё здоровье в процессе общения с природой.
Речевое развитие: Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
Физическое развитие: Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: привычку сообща играть, трудиться, заниматься.
Беседа «Самая быстрая улитка в мире»
Д/ и: «Что услышал?», «Чьи уши?»
Чтение: С. Михалков «Прививка»
Планируемый результат : У детей формируется простейшее представления об органе слуха и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Четверг – Зрение
Цель: Формирование начальных знаний о себе, о природном и социальном мире. Соблюдение осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи:
Познавательное развитие: Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Учить укреплять своё здоровье в процессе общения с природой.
Речевое развитие: Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.
Физическое развитие: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Социально-коммуникативное развитие: Формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения делиться с товарищами.
Беседа «Видеть папу, Видеть маму, Видеть небо и леса. Помогают нам глаза».
Экспериментирование «Волшебные стеклышки». (Знакомство с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль.)
Чтение: энциклопедия для дошкольников «Человек»
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Как прекрасен этот мир, посмотри»
Планируемый результат : Дети постепенно начнут осознавать, что глаза – это очень важный орган. Они помогают многое узнать об окружающем мире, увидеть его красоту и многообразие, понять окружающих людей и то, что они делают. Познакомятся с основными правилами охраны зрения; сформируется представления о том, что вредно для зрения, а что полезно. Дети освоят приёмы оказания помощи своему зрению.
Выставка детских работ «Как прекрасен этот мир, посмотри».
Пятница - Питание
Цель: Развитие любознательности, умений задавать вопросы взрослым и сверстникам. Соблюдение осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи:
Познавательное развитие:
Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Учить укреплять своё здоровье в процессе общения с природой.
Речевое развитие:
Продолжать знакомить с книгами.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением.
Художественно-эстетическое развитие:
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.
Физическое развитие:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: привычку сообща играть, трудиться, заниматься.
Беседа «Мы все такие разные»
Чтение: С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушает»
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Портрет моего друга»
Д/ и: «Полезные продукты»
Консультация для родителей «Правильное питание дома»
Планируемый результат : Дети закрепят умение различать полезные и вредные для здоровья продукты питания, представления о пользе витаминов для здоровья человека. Формируется осознанное отношение к выполнению правил здорового питания.
Выставка детских работ «Портрет моего друга».
Шестая неделя «Царство неживой природы»
Понедельник – Вода
Цель: Развитие способности принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения.
Задачи:
Познавательное развитие: Показать, как человек в своей жизни использует воду. Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Речевое развитие: Способствовать развитию любознательности.
Продолжать знакомить с книгами.
Физическое развитие: Развитие интереса к участию в подвижных играх.
Социально-коммуникативное развитие: Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми сверстниками.
Беседа «Вода - источник жизни»
Опыты «Узнаем, какая вода»
Наблюдения «Свойства воды»;
Чтение Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?»
П/ и: «Ходят капельки по кругу»
Рекомендации родителям «Организация опытов в домашних условиях»
Планируемый результат : Формируется экологическое ориентированное отношение к окружающему миру. Возникает устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, формируются основы знаний и представлений о природных процессах. У детей возникает обоснованное представление о том, что чистая вода влияет на физическое здоровье человека
Вторник – Песок
Цель: Развитие любознательности, умений задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Задачи:
Познавательное развитие:
Показать, как человек в своей жизни использует песок.
Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Речевое развитие:
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Художественно-эстетическое развитие:
Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами (цветной песок). Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Физическое развитие:
Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие:
Формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения делиться с товарищами. Формирование познавательно – речевой активности детей.
Беседа «Песочное царство»;
Наблюдения «Свойства песка»;
Опыты «Пирамида из песка»
Игры «Чудесный пирог»
Художественно-эстетическое развитие: «Рисование цветным песком»
Планируемый результат : Формируется осознанно бережное отношение к природе, важность ее охраны. Приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе песка. Формирование практических знаний, умений, навыков о свойствах песка, интереса к экспериментальной деятельности.
Выставка детских работ «Рисование цветным песком».
Среда – Глина
Цель: Развитие способности принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения.
Задачи:
Познавательное развитие: Показать, как человек в своей жизни использует глину. Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Речевое развитие: Продолжать знакомить с книгами.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зёрнышки, бусинки и т. д.). Развивать творчество, инициативу.
Физическое развитие: Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми сверстниками.
Беседа «Чудесная глина»;
Наблюдения «Свойства глины»
Опыты «Что станет с глиной в воде»
Художественно-эстетическое развитие: (лепка) «Игрушки из глины»
Планируемый результат : Расширение и систематизация знаний о глине: какими свойствами обладает, каких цветов бывает, как, и для каких целей использует глину человек, как нужно выбирать и готовить для работы глину, какие инструменты используются в работе.
Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Выставка детских работ «Игрушки из глины».
Четверг – Почва
Цель: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с почвой и ее значением для растительного и животного мира.
Задачи:
Познавательное развитие: Показать, как человек в своей жизни использует почву. Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Речевое развитие: Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
Физическое развитие: Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие: Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Беседа «Что такое почва?»
Опыты «Свойства почвы», «Что растения получают из почвы»
Чтение: Стихи, загадки, пословицы и поговорки о земле.
Планируемый результат : Развитие у детей познавательной активности в процессе экспериментирования с почвой. Развитие наблюдательности у детей, их умений сравнивать, экспериментировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
Пятница Воздух
Цель: Развитие способности принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения.
Задачи:
Познавательное развитие:
Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказать о значении воздуха в жизни человека, животных и растений.
Речевое развитие:
Способствовать развитию любознательности.
Продолжать знакомить с книгами.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением.
Физическое развитие:
Развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие:
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми сверстниками.
Беседа «Воздух-невидимка»
Чтение: Т. А. Шорыгина «Прозрачный невидимка»
Опыты «Как увидеть воздух»
Д/и «Кто чем дышит?»
Фотостенд «Лаборатория неживой природы»
Анкетирование родителей «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности ребёнка»
Планируемый результат : Обогащение представлений о некоторых свойствах воздуха. Развитие воображения, любознательности, интереса к познавательной деятельности. Формирование элементарных представлений об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Суббота - Праздник «Посвящение в юные экологи»
Цель: Формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.
Задачи:
Познавательное развитие: Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
Речевое развитие: Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
Художественно-эстетическое развитие: Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами (гуашь). Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Физическое развитие: Учить ориентироваться в пространстве.
Социально-коммуникативное развитие: Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями.
Повышение общей культуры.
Планируемый результат : Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде.
Развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.
Расширение общего кругозора детей, развитие их