Любовь Панас
Игра-путешествие «По сказам Бажова»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – путешествие предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в музыкальном зале.
Предполагает проведение предварительной работы - знакомство с биографией уральского сказителя П. П. Бажова, чтение его сказов, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней проведение продуктивной деятельности, разучивание песен.
Задача игры - путешествия: найти пропавшие сокровища малахитовой шкатулки, то есть собрать уральские камни. Сюжет игры - путешествия представляет собой путь от одной станции к последующей, пока все камни не будут собраны.
Публикация «Игра-путешествие „По сказам Бажова“» размещена в разделах
Сценарий «Путешествие по сказам Бажова» могут использовать воспитатели, специалисты дошкольных учреждений, родители, учителя начальных классов.
Предварительная работа:
- знакомство с биографией П. П. Бажова;
- беседы, занятия по сказам П. П. Бажова;
- организация книжной выставки;
- просмотр презентации на тему: «Творчество П. П. Бажова»;
- чтение сказов П. П. Бажова : «Медной горы хозяйка», «Огневушка -Поскакушка», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Таюткино зеркальце», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец»;
- разучивание русской народной песни «Где был Иванушка?»;
- просмотр презентации на тему: «Урал батюшка»;
- просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Огневушка - Поскакушка», «Горный мастер»;
- рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней и изделий из них.
Оборудование:
• ноутбук, проектор, интерактивная доска, музыкальное сопровождение;
• мультимедийная презентация:
- Станция № 1 «Угадай сказ» - портрет П. П. Бажова и иллюстрации из его сказов;
- Станция № 2 «Игровая» - лесная полянка;
- Станция № 3 «Лесная» - лес с избушкой;
- Станция № 4 «Музыкальная» - русские народные инструменты;
- Станция № 5 «Рукотворная» - каменный цветок;
• костюмы для персонажей: Хозяйка Медной горы, Огневушка - Поскакушка, дедушка Слышко, Данила-мастер;
• шкатулка;
• камни: малахит, змеевик, родонит, яшма, минерал – асбест или плоские изображения уральских камней;
• картинки деревьев: береза, клен, осина, рябина, дуб, сосна, тополь;
• конверты с пазлами – картинками животных: лиса, заяц, кабан, лось, еж, медведь, волк;
• раскраски: каменный цветок, портрет Хозяйки Медной горы.
«Путешествие по сказам Бажова»
Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края через творчество П. П. Бажова.
Задачи:
- закреплять знания детей о творчестве уральского писателя, формировать представление о многообразии сказов П. П. Бажова;
- систематизировать знания о героях сказов;
- прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину;
- развивать умения детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы;
- формировать творческие способности детей.
Ход мероприятия:
Звучит музыка, дети входят в зал, рассаживаются на стульчики, 2 ребенка остаются в центре зала.
Ведущая: Добрый день и добрый час,
Кто пришел послушать нас!
Много вам всего покажем,
И сыграем, и расскажем:
1 Ребенок: В старину все это было,
Да… мы многое забыли,
Старину должны мы чтить-
Уважать, ценить, любить!
2 Ребенок: Надо корни возрождать,
По крупицам собирать
Все, чем были мы богаты,
В чем искусны мы да знатны.
Все, за что имел почет
Наш талантливый народ.
Ведущая: Самое удивительное и сказочное место в нашей стране - это наш Урал! Не зря народы, жившие здесь с древних времён, считали его серединой Земли. Когда-то Древний бог стянул хлипкую землю своим самоцветным поясом, и пояс превратился в Уральские горы, наполненные самоцветами, как богатая шкатулка Хозяйки Медной горы.
Ребята, а какой писатель нам очень много интересного рассказал про Урал? (ответы детей)
Выходит Хозяйки Медной горы со шкатулкой в руках.
Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, детушки добрые. Я - Хозяйка Медной горы, владычица горных недр, драгоценных камней залежей. Живу я на Урале. Глаза у меня зелёные, платье из шелкового малахита.
Мои камни самоцветные,
По Уралу рассыпаны,
Во горах, да во ложбинушках.
Они красуются, словно цветики,
На всей уральской земле!
Но вот беда, шкатулка моя, малахитовая, (показывает) совсем пуста, грустно мне без моих камушков! Помогите, детушки, найдите мои камни самоцветные. Путь вам предстоит дальний, полный испытаний, разных заданий! Не побоитесь? Тогда в путь! Начинаем наше путешествие!
На экране портрет П. П. Бажова и иллюстрации из его сказов.
Станция № 1 «Угадай сказ»
Хозяйка Медной горы: Отгадайте, о ком я скажу - расскажу.
Ножкой сильно он стучит,
Камни рассыпая,
Рядом мурка с ним сидит,
Будто подпевая. («Серебряное копытце».)
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Дарёнка)
Вот девчушка – непоседа
В синем сарафане.
Пляшет прямо на углях.
Кто она – догадайтесь сами. (Огневушка - Поскакушка)
На Урале парень жил,
Сиротой мальчишка был.
Но Прокопыч, горный мастер,
Парня делу обучил.
Обучил, но вот беда,
Хозяйка в гору увела,
Чтоб смастерить он мог
Чудо каменный цветок (Данила - мастер)
Он девочку – сиротку к себе домой забрал,
Про козлика чудесного ей он рассказал. (Кокованя)
Не раз Огневушка над ним шутила,
Но все же мальчишку она наградила (Федюнька)
Есть у меня свои слуги, подружки.
И очень похожи они друг на дружку.
Не сразу увидишь их – ростом малы.
Но очень проворны и очень юрки. (Ящерки)
Ведущая: Можно и мне загадать загадку?
Небольшого росту девка.
И сама вся статная.
И коса её чернява, да такая ладная.
Платье цвета малахита, в косе ленты красные,
Глаза, словно изумруды, волшебные да ясные. (Медной горы хозяйка)
Хозяйка Медной горы: Ишь ты, и про меня загадка есть! Все загадки отгадали и про меня даже. Ай да молодцы! Вот вам первый камень самоцветный - змеевик.
Хозяйка Медной горы уходит.
На экране появляется лесная полянка
Станция № 2 «Игровая»
Ведущая: Ребята, смотрите, мы с вами оказались уже на лесной полянке, вот так чудеса Уральские.
Появляется Огневушка - Поскакушка
Огневушка - Поскакушка: Здравствуйте, гости дорогие. Давно вас жду - поджидаю, игру без вас не начинаю. Великий наш Урал, много народов населяет его. И у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы.
А я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».
(Огневушка - Поскакушка, объясняет правила игры: двое водящих из числа детей берутся за руки, делают воротики, остальные дети вереницей, взявшись за руки, идут через ворота со словами:
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Водящие опускают руки, ловят того. Кто не успел пройти. Пойманный встает третьим, ворота расширяются в лабиринт и т. д.)
Огневушка – Поскакушка: Молодцы, справились с заданием, вот и второй камень самоцветный заслужили: минерал – асбест, который добывают в городе Асбест, в нем много нитей. А я прощаюсь с вами. До скорых встреч!
На экране появляется лес с избушкой
Ведущая: Ой, ребята, смотрите, мы с вами попали на следующую станцию, которая называется «Лесная».
Станция № 3 «Лесная»
Дедушка Слышко: Здравствуйте ребята, меня зовут дедушка Слышко. Я пришел к вам из сказа «Серебряное копытце». Моя изба стоит в лесу. Красив уральский лес. Ах, как красива уральская природа! А знаете ли вы, какие деревья растут в наших лесах? ( ответы детей: береза, клен, рябина, осина, ель, сосна, дуб (используются иллюстрации). А узнаете ли вы их по моим загадкам? (Дедушка загадывает загадки, дети отгадывают)
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят. (Осины)
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (Рябина)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками. (Сосна)
Ведущая: Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки - убегут с лесной опушки.
В лес приходят отдыхать, за природой наблюдать.
Дедушка Слышко: Правильно, говоришь красавица, так и есть. А я вам ребятки, предлагаю отгадать, какие же животные обитают у нас на Урале. Дедушка обращает внимание детей на пень, на котором лежат конверты. Предлагает детям разделиться на подгруппы (в зависимости от количества детей) и раздает им конверты с пазлами – картинками животных: лиса, заяц, кабан, лось, еж, медведь, волк).
Дедушка Слышко: Вы правильно отгадали загадки, сложили картинки, за это я вам дарю этот красивый камень, он называется - яшма.
Станция № 4 «Музыкальная»
На экране появляется картинка русских народных инструментов.
Детей встречает Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы: Край уральский наш большой - здесь народ мастеровой! Любят петь и плясать да свой край прославлять.
Ведущий: А мы знаем русскую народную песню «Где был Иванушка?»
(Дети поют песню и ее инсценируют)
Где был, Иванушка? На ярмарке.
Что купил, Иванушка? Курочку.
Курочка по сеничкам зернышки клюёт,
Иванушка в горенке песенки поёт.
Где был, Иванушка? На ярмарке.
Что купил, Иванушка? Уточку.
Курочка по сеничкам зернышки клюёт,
Уточка по лужице взад-вперед плывет,
Иванушка в горенке песенки поет.
Где был, Иванушка? На ярмарке.
Что купил, Иванушка? Барашеньку.
Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Уточка по лужице взад-вперед плывет,
Барашек в садике травушку жует,
Иванушка в горенке песенки поет.
Где был, Иванушка? На ярмарке.
Что купил, Иванушка? Коровушку.
Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Уточка по лужице взад-вперед плывет,
Барашек в садике травушку жует,
Коровушка деткам молочко даёт,
Иванушка в горенке песенки поёт.
Хозяйка Медной горы: Какие вы мастера, так красиво поете и даже танцуете, за это вам вручаю этот камень - родонит. А знаете ли вы, как зовут самого знаменитого мастера камнереза? ( Ответы детей: Данила мастер.)
Хозяйка Медной горы: Но прежде чем мы к нему отправимся, давайте немного разомнёмся.
Для любого мастера важна точность и уверенность движений рук. Предлагаю для этого сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Вот все пальчики мои,
Их как хочешь, поверни:
И вот этак и вот так,
Не обидятся никак (потирая кисти рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Не сидится им опять (встряхнуть кистями).
Постучали, повертели, и работать захотели.
Станция № 5 «Рукотворная»
На экране появляется картинка каменного цветка.
Хозяйка Медной горы: Вот мы и в гостях у нашего Данилы Мастера.
Данила Мастер: Добрый день, гости дорогие. Давно вас жду - поджидаю.
Ну, что, поиграли, порезвились, надобно бы вам теперь свое умение - рукоделие показать. Посмотрю, какие вы мастеровые да умелые.
Продуктивная деятельность по группам (раскраски - каменный цветок, портрет Хозяйки)
Данила Мастер: За ваши прекрасные работы, я вам дарю красивый камень Урала - малахит.
Хозяйка Медной горы: Я смотрю, ребята, вы со всеми испытаниями и заданиями справились с легкостью. Молодцы! Камушки мои - все нашли! Вижу я, что вы ребята дружные, смелые, добрые да веселые, зла и жадность за пазухой не держите. Жаль только расставаться с такими веселыми детушками!
Не могу я вас без подарков отпустить. Одарю я вас своими самоцветами. (Угощает ребят конфетами – самоцветами (леденцы)
Хозяйка Медной горы: Ну, теперь прощайте! Помните Хозяйку Медной Горы, почаще ко мне в сказы заглядывайте. А каменья оставлю вам в дар от меня. Подивите ими людей.
Список используемых источников:
Интернет ресурсы:
- Интегрированный досуг по сказкам уральского писателя – сказочника П. П. Бажова https://www.art-talant.org/publikacii/21267-konspekt-integrirovannogo-dosuga-po-skazkam-uralyskogo-pisatelya--skazochnika-pp-bghova;
- Презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа) по теме «Лесные правила». Автор: Наталья Рыжова
https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2017/04/30/lesnye-pravila-natalya-ryzhova;
- Развлечение для детей старшей группы «В гостях у Хозяйки Уральских гор» https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2021/04/15/v-gostyah-u-hozyayki-uralskih-gor-razvlechenie-dlya;
- Развлечение для детей старшей группы «Путешествие по сказам Бажова» https://www.maam.ru/detskijsad/-puteshestvie-po-skazam-bazhova-razvlechenie-dlja-detei-starshih-grup.html;
- Развлечение для детей старшей группы по национально-региональному направлению «Многоцветие Урала» https://infourok.ru/razvlechenie-dlya-detey-starshey-gruppi-po-nacionalno-regionalnomu-napravleniyu-mnogocvetie-urala-3710319.html;
- Спортивное развлечение «Игры народов Урала» https://www.maam.ru/detskijsad/igry-narodov-urala.html;
- Сценарий открытого мероприятия «Путешествие по сказам П. П. Бажова» в подготовительной группе https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-otkrytogo-meroprijatija-puteshestvie-po-skazam-p-p-bazhova-v-podgotovitelnoi-grupe.html;
- Сценарий квест – игры «Путешествие по сказам Бажова» https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2022/03/21/stsenariy-kvest-igry-puteshestvie-po-skazam-bazhova;
- Сценарий досуга «В гостях у Хозяйки Медной горы» https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-dosuga-v-gostjah-u-hozjaiki-mednoi-gory.html ;
- Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Урала «Уральские посиделки» https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-razvlechenija-s-ispolzovaniem-folklora-narodov-urala-uralskie-posidelki.html;
Мультфильмы:
- «Серебряное копытце» https://yandex.ru/video/preview/13629968327786723196 ;
- «Огневушка - Поскакушка» https://yandex.ru/video/preview/4017358678610379113;
- «Горный мастер» https://yandex.ru/video/preview/10097837821001486597
Презентация «Урал батюшка»