Ирина Титова
Игра-путешествие по развитию финансовой грамотности «Путешествие в «Лукоморье»
Игра-путешествие по развитию финансовой грамотности
для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
«Путешествие в Лукоморье»
Титова Ирина Александровна
воспитатель
МАДОУ детский сад №50
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Публикация «Игра-путешествие по развитию финансовой грамотности „Путешествие в „Лукоморье“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с финансовыми терминами «банк», «деньги», «банковская карта», «потребность».
Формировать умение правильно распределять свой бюджет.
Формировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость.
Развивающие :
Обогащать словарный запас новыми терминами: банковская карта, рационально, проценты, сбережения.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Развивать логическое мышление и математические способности.
Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности.
Воспитательные:
Воспитывать ценностное отношение к труду.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций с изображением сказочных персонажей, рассматривание игрушечных денежных купюр и монет, пластиковых карт, знакомство с терминами «рациональность», «банк», «деньги», «банковская карта», «потребность», «курьер».
Материалы: ковер-самолет, сказочный дуб, иллюстрации с изображением сказочных персонажей, игрушечные денежные купюры, монеты, банковская карта, кошелек, игрушки: косточка, курица (тушка, сосиски, молоко, сметана, хлеб, шоколадка, мяч, клубок.
Персонажи: Кот ученый, Русалочка, Аленушка, Буратино, Кот Матроскин, Шарик.
Ход игры: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Мотивация. Воспитатель: Ребята, а вы любите мечтать? У каждого человека есть своя мечта! Это может быть новая игра, книга, велосипед, машина, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть кто-то мечтает о путешествии в какой-нибудь город или страну? Я вам признаюсь, у меня тоже есть мечта. Я мечтаю посетить сказочную страну Лукоморье. Сегодня я постараюсь осуществить свою мечту и приглашаю вас ко мне присоединиться! Согласны? Полетим мы туда на ковре-самолете.
(Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и под музыку отправляются в путешествие).
Воспитатель: Быстро летает ковер-самолет
Словно на крыльях нас он несет.
Можно на нем куда хочешь добраться.
Самое главное крепче держаться.
Вот мы и оказались в Лукоморье. Ребята, посмотрите, нас встречает Кот Ученый.
Кот Ученый: Здравствуйте, гости дорогие. Мне выпала честь показать вам наше Лукоморье.
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо-песнь заводит,
Налево-сказку говорит…
Ребята вы слышите? Кто- то плачет. Кому-то нужна наша помощь.
(На пеньке сидит Аленушка и плачет.)
Воспитатель: Что случилось, Аленушка?
Аленушка: Мне очень хочется порадовать своих сестренок и братишек, сделать им подарки, а как их купить я не знаю?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы сделать покупку. (Деньги)
Воспитатель: Я знаю, как помочь Аленушке! Нужно вспомнить сказки, где говорится про деньги.
Кот Ученый: А, у меня есть картинки с изображением героев сказок. Может они нам послужат подсказкой?
( На мольберт выставляются картинки к сказкам: «Муха-Цокотуха», «Сказка о попе, и о работнике его Балде», «Золотая Антилопа», «Золотой ключик», «Кот в сапогах», «Али-Баба и сорок разбойников»).
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: Деньги нужны нам всем. Без них мы не можем прожить. Ваши родители с помощью денег покупают вещи, еду, оплачивают различные услуги, отправляются в путешествие. И для этого нам нужны деньги. Подумайте, а все ли можно купить?
Кот Ученый: Я предлагаю поиграть в игру «Что мы можем купить?»
(Дети встают в круг. Кот Ученый по очереди бросает мяч детям и называет существительные. Дети ловят мяч и отвечают можно это купить или нет. Почему)
Аленушка: Спасибо вам, ребята, теперь я знаю, чтобы купить подарки, нужны деньги. Пойду к батюшке и матушке, попрошу у них.
(Звучит музыка. Выходит Буратино, в руках у него сумка)
Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Куда ты торопишься и что у тебя в сумке?
Буратино: Я тороплюсь в страну «Поле чудес», чтобы там, на «Поле дураков» закопать свои денежки. Из них вырастет денежное дерево, и тогда я смогу купить себе много сладостей!
Воспитатель: Ой! Ребята, а разве бывает такое дерево? (Ответы)
Кот Ученый: Давайте расскажем Буратино откуда берутся деньги и где их нужно хранить, чтобы они приносили прибыль. (Ответы)
Воспитатель: Правильно, деньги нужно заработать, а храниться они должны в банке.
Буратино: А, в какой банке, стеклянной или пластмассовой?
Воспитатель: Буратино, ты все неправильно понял. Банк, это специальный дом, где хранятся деньги. Люди идут в банк и отдают свои деньги, они там лежат до нужного времени, а за то, что они хранятся в банке, начисляются проценты. И за то, что вы принесли свои сбережения, через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё деньги. Денег становится больше.
Кот Ученый: Буратино, теперь ты знаешь, где хранятся деньги. А еще деньги могут храниться на банковской карте.
Буратино: А, что такое банковская карта?
Кот Ученый: Это небольшая пластиковая карточка, на ней хранятся деньги. Картой можно расплачиваться за покупки и услуги. Чтобы ты мог рационально расходовать свои деньги, я решил завести тебе банковскую карту. Вот держи.
(Кот Ученый отдает Буратино банковскую карту, тот благодарит, прощается с детьми и уходит)
Кот Ученый: Ну а нам пора дальше путешествовать по Лукоморью.
(Под музыку дети идут по группе. Навстречу к ним идут Шарик и кот Матроскин. Они спорят)
Кот Ученый: Здравствуйте! Что случилось? Из-за чего возник спор?
Шарик: У нас закончились продукты! Дядя Федор отправил посылку, но курьер задержался в пути.
Кот Матроскин: А, мы хотим есть!
Воспитатель: Не ссорьтесь, мы вам поможем и накормим. У меня в кошельке есть деньги. Ребята, давайте купим нашим друзьям продукты. Где мы сможем купить продукты? (Ответы)
Воспитатель: Сначала, давайте посчитаем сколько у нас денег в кошельке. (Считают деньги- 10 рублей)
Теперь составим список покупок на сумму 10 рублей. Для чего нам нужен список? (Ответы)
Воспитатель: Правильно, список нужен, чтобы не забыть купить нужные продукты и знать примерную сумму, которую мы отложили на покупку. Тогда денег хватит на все. Кот Ученый, покажи где у вас, в Лукоморье, магазин. По дороге сделаем привал и немного отдохнем.
Физминутка «Царевна Несмеяна»
Мы царевну Несмеяну будем целый день смешить, (полуприседы)
Как снежинки, как пушинки будем радостно кружить (кружатся на месте вправо, влево)
Будем пятиться как раки, несмотря на буераки (шаги назад)
Спрячемся как крот в нору и появимся к утру (высоко подпрыгнуть)
Несмеяна захохочет, снами поиграть захочет (хлопки в ладоши)
Скажет нам: «А дошколята-все веселые ребята!» (ходьба по кругу)
( Русалка-продавец расставляет продукты:
Сосиски-3 рубля
Косточка-2 рубля
Молоко-1 рубль
Сметана- 2 рубля
Хлеб-1 рубль
Шоколад-1 рубль
Дети берут в корзину продукты, отсчитывают из кошелька стоимость покупки, оплачивают).
Кот Ученый: Ребята, давайте посчитаем на какую сумму мы купили продуктов, и сколько денег у нас осталось. (Считают)
Воспитатель: Молодцы! Сумма покупки у нас составила 9 рублей. Как вы думаете, уложились мы в бюджет? Сколько денег у нас осталось? (Ответы)
Кот Ученый: Может мы на них еще что-нибудь купим?
Воспитатель: Ребята, что мы можем купить на 1 рубль в магазине у Русалочки? Я думаю, нам нужно купить шоколад, чтобы Шарик и кот Матроскин пригласили почтальона Печкина на чай с шоколадкой. Согласны?
Кот Ученый: Шарик! Матроскин! Вот ребята купили вам продукты. Не ссорьтесь! Отправляйтесь домой и готовьте праздничный обед, да не забудьте пригласить почтальона Печкина.
(Шарик и Матроскин благодарят детей и уходят)
Воспитатель: Ребята, где мы брали деньги для покупок? А кто знает, где ваши родители носят деньги? А у вас есть кошельки? Давайте и мы сделаем себе кошельки и раскрасим их так, как вам нравится.
(Звучит музыка. Дети проходят за столы, в технике оригами складывают кошельки и раскрашивают их.)
Воспитатель: Я очень благодарна Коту Ученому, за исполнение моей мечты, но нам пора возвращаться в детский сад.
Кот Ученый: Мне очень приятно было с вами путешествовать по Лукоморью. И в знак моего глубочайшего уважения, хочу подарить вам много монет, но не обычных, а шоколадных. Кладите их в свои кошельки.
(Раздает детям шоколадные монетки. Прощается и уходит.)
Воспитатель: Ребята, занимайте свои места на ковре-самолете.
Нужно дружно встать на ножки.
Топнуть, прыгнуть — не упасть.
И легко ребята смогут,
Снова в детский сад попасть.
(Под музыку на ковре-самолете все возвращаются в детский сад)
Рефлексия. Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вы хотели бы еще раз побывать в Лукоморье? Кот Ученый, подарил мне волшебный клубочек, который покажет нам дорогу в Лукоморье, если мы ему расскажем где были, что видели, что запомнили.
(Ответы детей)
Литература
Инновационная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. Н. Комаровой, Э. М. Дорофеевой
Занимательные финансы Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» под редакцией Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений»
Интернет- ресурсы.