Шишкина Валентина Вячеславовна
Игра-путешествие на участке детского сада «Путешествие с капелькой»
▼ Скачать + Заказать документы
О. О. : познавательное развитие
Группа: общеразвивающей направленности полного дня пребывания в д/с
(возраст 5-6 лет)
Игра-путешествие (на участке д/с)
«Путешествие с Капелькой»
Цель: развитие познавательно-исследовательского интереса к объекту неживой природы - воде.
Задачи:
Публикация «Игра-путешествие на участке детского сада „Путешествие с капелькой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Оформление детских садов
- Темочки
- закрепить представления о круговороте воды в природе, её свойствах, изменениях; закрепить представление о природных явлениях;
-развивать пантомимическую и речевую выразительность, ориентировку в пространстве, память, воображение, физические умения;
-формировать интерес к природным явлениям, совершенствовать умения играть сообща;
Предварительная работа:
-беседы по теме; опытно-исследовательская деятельность с водой, с наполнителями воздушных шаров («Занимательные опыты», чтение «Сказки о Капельке», просмотр мультфильма, презентаций «Волшебница Вода».
Материал (оборудование):
- бумажный самолётик;
- конверт с предметными картинками «Воздушный транспорт»;
- предметы, сплетённые из ивовых прутьев или, заменяющие их предметные картинки;
- вода (в брызгалке);
- макет «Радуга»;
- физическая карта мира или глобус;
- цветные мелки.
***
На участке воспитатель с детьми находит бумажный самолетик с привязанным конвертом, содержимым, которого являются картинки с воздушным транспортом.
Воспитатель: А не отправится ли нам в путешествие по воздуху! Какой воздухоплавательный транспорт вы выбираете? (после прослушивания вариантов, подводит к выбору воздушного шара) На воздушном шаре мы ещё не летали!
«Воздушный шар построим сами
Понесёмся над лесами,
Заглянем мы под облака,
Узнаем всё наверняка:
Что происходит в небесах, куда девается вода,
Тепло ли там или прохладно,
Готовы все лететь! Ну, ладно!»
Сначала сплетём корзину из… (подскажите какой материал подойдёт для плетения)- ивовые прутья, ротанг.
Воспитатель показывает образцы-предметы, сплетённые из этих материалов, дети рассматривают, убеждаются в их пластичности.
Где же нам взять ивовые прутья? Наши руки будут ими, встаньте в круг и «переплетите» руки:
Ты, плетись, плетись, корзина,
Чтоб прочна была, без дырок,
Чтоб не вывалится нам,
В гнёзда не попасть к орлам
Теперь надуем воздушный шар. Встаньте поближе друг к другу, сейчас будем наполнять его специальным газом. Какой газ помогает высоко улететь воздушному шару? Давайте вспомним опыты, которые мы проводили в группе (уточняет: газ-гелий).
«Раздувайся, шар воздушный, не упрямься, будь послушным!
Газом - гелий наполняйся, посильнее раздувайся!»
(дети расходятся из круга)
Внимание, отрываемся от земли… полете-л-и. Ух, прям захватывает дух! (во время полёта произносится волшебное заклинание:
«Неси нас шар за облака, нас ждёт волшебная страна
Неси в прекрасное далеко, где нам не будет одиноко»)
Вот мы и поднялись в слои атмосферы и кто же нас встречает! - КАПЕЛЬКА :
«Добро пожаловать туда, где рождаются облака!»
Посмотрите, дети, какой причудливой формы бывают облака (дети находят сходства с реальными и вымышленными предметами).
КАПЕЛЬКА: Я буду читать стихотворение, а вы показывайте, в кого превращаются облака:
На что похожи облака?
На что похожи облака?
Спросите лучше у меня. Вот крокодил разинул пасть и хочет на меня напасть.
Вот горы снежные растут, в страну волшебную зовут.
Вот голова с огромным носом о чём-то все соседа просит.
Взмах белоснежного крыла-как птица эта хороша!
А в стороне зайчонок скачет и лапкой белой с неба машет.
Вот замок вырос колдовской под восходящею луной.
Сплошная сказка в небесах…
Герои тают на глазах, другие следом подплывают и в догонялочки играют.
А какие бывают облака? (перистые, кучевые, грозовые)
Несмотря на свою лёгкость и воздушность, облака на самом деле очень тяжёлые. Их вес можно сравнить с большим грузовиком, везущим огромное количество бутылей с водой!
Посмотрите-ка, на пути появились грозовые тучи! Какие они сердитые! Интересно, почему? (сценка «Разговор двух туч»)
Туча туче говорит: - У меня так зуб болит!
Надо мне сходить к зубному, этот зубик полечить.
Отвечает ей другая:- Ты сердитая такая!
Гром и молнии всё мечешь, а больной зубок не лечишь!
Ты чернее темной ночи! Да, лечиться надо срочно!
***
От обиды и от боли туча стала ещё больше.
Стала плакать и рыдать – слез подруге не унять.
Капли слез лились на землю, поливая все вокруг.
В небе солнце засияло - выпал сам болящий зуб!
Дождик пошёл … КАПЕЛЬКА брызгает водой на детей и все вместе произносят:
Ну-ка, дождик, лей, лей, лей! И воды ты не жалей!
Детки в капли превратятся, от души повеселятся!
(превращение в капли)
Сколько много капель появилось! Расскажите о себе: какой вы формы, цвета; кто ваши родители (туман, роса, облако, дождь, лёд, снег, пар). Да. Вода бывает в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном!
Наш полёт продолжается. Осторожно…небольшое столкновение, какое-то «коромысло в небе повисло»? Да это радуга! В какие цвета окрашена радуга? Какую подсказку про последовательность цветов мы знаем? («Каждый охотник…»)
КАПЕЛЬКА проводит игру «Радуга и дождик»
Ветер стихает, пора нам приземляться и посмотреть, что стало на земле после дождя. Держимся друг за друга, посадка на воздушном шаре будет жесткая! Приземлились.
После дождя на земле остались какие-то зеркала. Что это? – Лужи! Капельки упали с облака дождём, пролили землю, а где была твердая поверхность, собрались в лужи. КАПЕЛЬКА: «Кто со мной по лужам!»
"Лужи"
Шлёп-шлёп-шлёп - иду по лужам (дети ритмично стучат ладонями по ногам)
Хлюп-хлюп-хлюп-вода в ботинках (ритмично притоптывают ногами)
Кап-кап-кап - мне зонтик нужен (щёлкают пальцами)
Оп-оп-оп-вода по спинке (похлопывают руками скрестно за плечами)
Буль-буль-буль-упала шапка (выполняют пружинку)
Ой-ой-ой-кругом вода.
Да-да-да-себя так жалко!
Одевайтесь в дождь всегда! (кружатся, кивают головами)
Давайте измерим глубину лужи, походим по ней! Как здорово! Вода в твоей луже тёплая? Почему? А у тебя?
Из луж капельки потекли озорными звонкими ручейками. КАПЕЛЬКА читает стихотворение и дети, встав цепочкой за КАПЕЛЬКОЙ, выполняют движения.
«Братья-ручейки»
Растеклась большая лужа
Прямо посреди двора,
Потому что капал дождик
Нынче целый день с утра.
Ручеёк из лужи вытек
Весело журча потёк,
Но затек случайно в ямку,
Там, скучая, он прилёг.
Только слышит голос звонкий:
- Хватит спать! Мне руку дай.
Я обтёк канавкой яму.
Поскорее вылезай!
Это ручеёк весёлый
Братцу с радостью помог.
Он дотек до ямы быстро,
Выручить братишку смог.
Утекли скорей от ямы
По дороге ручейки.
И с собой под песню лета
Лист-кораблик унесли.
(дети бегут цепочкой, взявшись за руки, огибая воображаемые преграды)
А впереди река! Большая, широкая, полноводная! Какие реки вы знаете? (ответы, дополнения от КАПЕЛЬКИ)
«Река и море»
Между берегами реченька течёт.
За горами темными море её ждёт.
По долинам ровным речка побежит,
Сквозь большие камни воды просочит,
Вниз с горы высокой смело упадёт.
Но до моря всё же речка дотечёт!
(выполняют движения по тексту)
А сейчас наши капельки поплывут по реке, взявшись за руки. Течем плавно, слегка покачиваясь, обтекаем большие валуны, поворачиваем направо, налево. По дороге встречаемся с другими ручейками. Воды в реке всё больше и больше. Берега расходятся, становятся пологими, река разливается, становится широкой, похожей на море. И вот река встречается с морем или океаном. Какие моря вы знаете?
Самое большое количество вода в океанах. Какие океаны вы знаете? (ответы, дополнения от КАПЕЛЬКИ)
В океане вода холодная, выпрыгивайте на берег, погреемся! Как хорошо приятно греться в солнечных лучах. Капельки, протяните к солнцу свои ручки, повернитесь спинкой. Солнце греет всё сильнее и сильнее! Что начинает происходить с КАПЕЛЬКОЙ? Она начинает испаряться. КАПЕЛЬКА: «Я поднима-ю-сь снова в небо и, сделав свой круговорот, вернусь к вам дождиком грибным, а может быть и проливным! До встречи.»
Рефлексия: что больше всего понравилось? Какую игру хочется повторить? Давайте,цветными мелками зарисуем на асфальте путешествие капельки! (воспитатель подводит детей к тому, что рациональнее разделиться на подгруппы для воспроизведения последовательности приключения капельки.)