Папки-передвижки

Сценарий игры-путешествия «Культурное наследие Нижегородского края»

Ирина Пигачева
Сценарий игры-путешествия «Культурное наследие Нижегородского края»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Информационная карта

Наименование Краски лета

Авторы-составители Пигачева Ирина Владимировна

Форма проведения Игра - путешествие

Цели и задачи Цель:

Содействие формированию ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста посредством творческой деятельности, базирующейся на культурном наследии Нижегородского края.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ

1. Актуализировать знания детей дошкольного возраста о народных промыслах Нижегородской области;

Публикация «Сценарий игры-путешествия „Культурное наследие Нижегородского края“» размещена в разделах

2. Знакомство с историей народных промыслов (городецкая роспись, семеновская матрёшка) и народным фольклором Нижегородской области;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

1. Содействовать формированию базовых национальных ценностей: любовь к родному краю, любовь к природе, уважение к культурному наследию;

2. Воспитывать у детей чувства сопричастности к культурным традициям, истории родного края;

РАЗВИВАЮЩИЕ

1. Содействовать развитию творческих способностей детей через работу творческих центров и комплекса коллективных мероприятий;

2. Способствовать развитию взаимопомощи, коллективной сплоченности через групповую деятельность.

Сроки реализации Июнь - июль 2022 г

Краткое содержание расширить знания детей дошкольников о истории возникновения всемирно известных ремёсел Нижегородского края. И на местном материале привить уважение к труду предков, уважения к своему дому, семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края. Знакомство ребенка с народным искусством поможет привить у него вкус и бережное отношение к нематериальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Развитие творческих способностей детей пройдет через познания культурного наследия Нижегородского края.

2. Пояснительная записка

Мы - нижегородцы, очень гордимся своим краем. В 2021 году Нижний Новгород отметил 800-летие. К этой дате город очень преобразился, стал ещё привлекательнее с его славной историей и культурным наследием предков. Визитной карточкой Нижнего Новгорода долгое время была и остается знаменитая Нижегородская ярмарка. Именно благодаря ей Нижний Новгород известен как «карман России». Днем рождения Нижегородской ярмарки стало 15 июля 1822 года, когда был отстроен главный торговый центр царской России, и в этом году этому событию исполняется 200 лет.

Нижегородская область – это колыбель многих народных промыслов: хохломской (г. Семёнов, городецкой (г. Городец) и полхов-майдановской (Вознесенский р-н Н. О.) росписи, а также резьба по дереву (г. Городец, костяные узоры (Варнавинский р-н Н. О., лозоплетение (г. Арзамас, Павлов, Лысково, филигрань (с. Казаково Н. О., «вышивка по выдергу»– чкаловский гипюр (г. Чкаловск, валяние (Борский р-н Н. О., обработка металла (г. Павлово, пуреховские колокольчики (с. Пурех Н. О.) и множества других.

2.1. Актуальность

Актуальность в том, что сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к вечным понятиям-Родина.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Необходимо обращать внимание детей на культурное наследие нашего народа. Воспитывать патриотизм на местном материале для формирования уважения к своему дому, семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края. Приобщение ребенка к национальному культурному наследию необходимо проводить, пользуясь образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к нематериальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

2.2. Педагогическая целесообразность

Народное творчество - вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты, оно создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ нам оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Любовь к русской народной культуре и ее традициям прививается с детства. Эти источники доступны и понятны дошкольникам.

Дети с раннего возраста знакомятся со всеми видами фольклора: песнями, сказками, закличками, загадками, пословицами и поговорками, хороводами, народными играми. В русском фольклоре сочетается слово, напевность, ритм. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного развития и нравственного развития детей. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии. Знакомя детей со сказками, поговорками, загадками, пословицами, мы приобщаем их общечеловеческим нравственным ценностям, доставляют ребенку радость, активизируют мышление, речь, память, воображение. Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком и осваивает красоту, приобщается к культуре своего народа.

Яркие и образные изделия декоративно - прикладного искусства - первые прикосновения к миру народной культуры, всегда вызывают у детей восторг, изумление.

Дошкольники Нижнего Новгорода тесно знакомы с народно-прикладным искусством Хохломы и Городца. Рассматривая прекрасные росписи на прялках и других предметах быта; посуде; узоры на кружеве и вышивке; причудливые игрушки, дошкольники знакомятся с изделиями народных промыслов, приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждается потребность любить и радоваться жизни. Через народное искусство ребенок, познает традиции, обычаи, особенности своего народа.

Народное творчество стимулирует творческие проявления самого ребенка, будит фантазию, обогащает личность, дает возможность детям почувствовать себя частью своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое своего народа.

Эта программа позволит развить творческие способности детей через познания культурного наследия Нижегородского края.

2.3. новизна

Новинкой смены будет являться изучение народных промыслов через активитеты, хобби-центры, на которых дети в доступной и интересной форме познакомятся с народными промыслами Нижегородского края.

Краткая характеристика участников программы

Дети в возрасте от 3 до 7 лет.

3. Цель и задачи

Цель: Содействие формированию ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста посредством творческой деятельности, базирующейся на культурном наследии Нижегородского края.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ

1. Актуализировать знания детей дошкольного возраста о народных промыслах Нижегородской области;

2. Знакомство с историей народных промыслов (городецкая роспись, семеновская матрёшка) и народным фольклором Нижегородской области;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

1. Содействовать формированию базовых национальных ценностей: любовь к родному краю, любовь к природе, уважение к культурному наследию;

2. Воспитывать у детей чувства сопричастности к культурным традициям, истории родного края;

РАЗВИВАЮЩИЕ

1. Содействовать развитию творческих способно стей детей через работу творческих центров и комплекса коллективных мероприятий;

2. Способствовать развитию взаимопомощи, коллективной сплоченности через групповую деятельность.

4. Ожидаемые результаты

Задачи Обучающий должен Способ диагностики

знать уметь владеть опытом

ОБУЧАЮЩИЕ 1. Актуализировать знания детей о народных промыслах Нижегородской области - виды народного творчества городецкой росписи, семёновской матрёшки, народные потешки, пословицы, поговорки песни, танцы - находить отличия городецкой, росписи от семёновской, особенностей народного фольклора - применения полученных знаний при создании поделок, в выступлениях перед зрителями

- викторины

- выставки

- развлечения

- праздники

- конкурсы

2. Научить обучающихся различать виды прикладного искусства через знакомство с историей народных промыслов

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ 1. Содействовать формированию базовых национальных ценностей: любовь к родному краю, любовь к природе, уважение к культурному наследию -представления о средствах художественной выразительности чувств и эмоций в ремеслах и фольклоре Нижегородского края; - использовать

средства художественной выразительности чувств и эмоций в ремеслах и фольклоре Нижегородского края - испытывать радость, гордость за мастеров, желание выполнить подобное;

-применения полученных представлений в рамках реализации программы - выставки

-экран настроения

- развлечения

- праздники

- конкурсы

2. Воспитывать у детей чувства сопричастности к культурным традициям, истории родного края

РАЗВИВАЮЩИЕ 1. Содействовать развитию творческих способностей детей через работу творческих центров и комплекса коллективных мероприятий; - представления о правилах поведения и общения со сверстниками и педагогами - стремиться к участию в мероприятиях;

- самовыражаться через участие в организационных мероприятиях - участия в конкурсах, выставках, выступлениях

-взаимодействия с участниками программы - выставки

-экран настроения

- развлечения

- праздники

- конкурсы

2. Способствовать развитию взаимопомощи, коллективной сплоченности через групповую деятельность.

5. Концептуальные основы

Концепцией является идея: нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.

В реализации данной программы педагогическим коллективом учитываются следующие принципы:

принцип вариативности – право ребенка на выбор добровольного участия в деятельности лагеря;

принцип либеральности – право детей развивать свои способности в согласии с природой их развития, а не вопреки ей;

принцип успешности – право, гарантирующее возможность каждого ребенка на успех;

принцип системности – право, гарантирующее воспитание, как на уровне лагеря, так и на уровне группы;

принцип самоуправляемости – право, обеспечивающее возможность ребенку реализовать свои социальные функции: гражданина, патриота и т. д. ;

принцип сотрудничества – право ребенка решать проблему «с двух сторон» - и взрослыми, и детьми;

принцип комфортности – право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях;

принцип адаптивности – право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества;

принцип креативности – право ребенка на отдых, игру и развлечение.

6. Этапы реализации

название и продолжительность периода цель формы методы технологии основные мероприятия

1 период

подготовительный

Разработка, учебно- методического комплекса, Методический семинар, консультация специалистов, обучающие занятия для воспитателей и педагогов дополнительного образования Изучение литературы, активная учебная лекция, педагогическое проектирование Методический конструктор, кейс - стадии, социально- педагогический тренинг

Методический выезд

2 период

знакомство с традициями и обычаями

Формирование представлений о перспективах деятельности. Игра на местности, вечер знакомств Диагностические: анкетирования, тестирования, наблюдения, чередования творческих поручений Педагогическая игровая работа, направленная на знакомство, командообразование, конструктивную коммуникацию, упражнения на знакомства, коммуникативные упражнения Правила безопасности

3 период основной период

Личностная самореализация ребенка. Реализация основных задач модульных, дополнительных, общеобразовательных общеразвивающих программ. Формирование и развитие временного детского временного коллектива Творческие вечера, интерактивные игры, деловые игры, спортивные игры и праздники

Метод постановки цели. Метод проектной деятельности. Метод моделирования ситуаций, метод социального конструирования. Диагностические методы: наблюдения, опросы, анкетирования.

Методы КТД: инициативной группы, метод творческой группы, совет дела, метод соревнования. Упражнения на развитие коммуникации, целеполагания

Современные информационные технологии Выставка рисунков. Вечер загадок о труде «Матрешкины загадки». Чтение «Легенды и сказки земли Нижегородской».

Фестиваль русских народных подвижных игр.

Квест «По тропинкам сказок с Матрёной» Спортивное развлечение «Богатырские забавы».

Геокешинг «Подарок для матрешки».

4 период

заключительный

Анализ и самореализация деятельности.

Постановка и анализ собственных целей. Демонстрация индивидуальных и групповых достижений. Создание атмосферы успешного завершения смены. Создание условий для успешной адаптации. Итоговая диагностика Зачетные занятия, творческий вечер, творческие праздники

Диагностические. Анкетирования наблюдения, коллективного анализа, коллективной творческой деятельности, коллективной и групповой рефлексии, метод опосредованного влияния на коллектив

Социометрия, итоговое анкетирования удовлетворенности;

тестирование на предмет приобретения новых знаний и навыков на за-нятиях мастер-классах, рефлексии, наблюдения, анкетирование Ярмарка,

театрализованное

5 период

аналитический

Анализ эффективности реализации Педагогическое совещание, посвященное итогам реализации программы.

Круглый стол по обобщению опыта Анализ разработанных и адаптированных технологий.

Психолого-педагогическое исследование Педагогический совет, круглый стол

7. Основное содержание

изучать народные промыслы Нижегородской области.

Основным содержанием является тематический модуль, в который заложен один из видов промысла, и ему будут подчинены все мероприятия этого модуля.

1 модуль - «Городецкая роспись»

2 модуль - «Семеновская матрешка»

3 модуль - «Нижегородская ярмарка»

Тема 3 модуля взята не случайно, так как в этом году (15.07.2022 г.) Нижегородской ярмарке исполняется 200 лет.

Темы рассчитаны на старший и средний дошкольный возраст. Дошкольники младшего возраста участвуют в тематических мероприятиях как зрители или по желанию.

размещаются центры межгруппового общения воспитанников:

«Музей Нижегородских промыслов»,

«Игротека»,

«Поляна сказок» (музыкальная площадка,

«Туристический комплекс»,

«Экологический центр»,

«Физкультурный привал» (спортивная площадка, которые доступны для посещения, бесед и межгрупповых мероприятий по расписанию.

В каждой группе представлены центры разнообразной детской деятельности (игровой, художественно-эстетической, конструктивной, музыкальной, театральной, познавтельно-экспериментальной, физкультурной, трудовой) с необходимыми пособиями

7.1. Календарный график

Дни недели Направленность дня «Городецкая роспись» «Семеновская матрешка» «Нижегородская ярмарка»

1 день День природы Экскурсия Беседа «Все красивое от природы, доброе от человека»

Цель: показать детям ценность природы и человека, необходимость бережного отношения ко всему окружающему; формировать представление детей о семеновской матрешке, как традиционном промысле родного края. Музыкальное развлечение «В мире нет милей и краше песен и преданий наших»

Цель: Воспитание любви к родному краю, природе.

2 день День здоровья Беседа о здоровом питании. Украшение разделочных досок по мотивам городецкой росписи.

Цель: закрепление знаний о характерных элементах городецкой росписи. Квест «По тропинкам сказок с Матрёной» Цель: активизировать познавательные процессы, закрепить имеющиеся знания о семеновской матрешке. Фестиваль русских народных подвижных игр.

Цель: приобщение к русской культуре через подвижные народные игры Нижегородского края.

3 день День знаний Виртуальное путешествие по городу мастеров в Городце.

Цель: закрепление и уточнение знаний о промыслах городецких мастеров.

Просмотр презентации «Красавица матрешка»

Цель: знакомство с характерными признаками семеновской матрешки, формирование интереса к народному творчеству. Чтение «Легенды и сказки земли Нижегородской».

Цель: знакомство с историей родного края, воспитание любви к родному городу.

4 день День спорта Спортивное развлечение «Веселые старты»

Цель: привлечение детей к здоровому образу жизни через спортивные игры и упражнения. Геокешинг «Подарок для матрешки»

Цель: прививать уважение к изделиям нижегородских мастеров, формировать потребность в движениях. Спортивное развлечение «Богатырские забавы»

Цель: Повышение интереса детей к занятиям спортом, к истории и культуре своей Родины.

5 день День творчества «Мастерская городецкой росписи»

Цель: расширять знания о городецкой росписи; воспитывать любовь к искусству, народным традициям; воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.

Выставка рисунков «Чудеса народных промыслов»

Цель: закреплять знания об особенностях изделий городецких и семеновских мастеров. Аппликация «Большая книга нижегородских промыслов»

Цель: закреплять знания о традиционных промыслах Нижегородской области.

6 день День труда Конкурс «Нижегородские умельцы» (коллективные поделки из природного материала) Вечер загадок о труде «Матрешкины загадки» Цель: активизация мыслительных процессов Итоговое мероприятие:

Фольклорный праздник «Ярмарка ремесел»

Цель: формировать представления о традициях народной культуры; расширять знания детей жанрах и видах русского народного устного творчества. продолжать формировать интерес к своему родному краю.

7 день День радости Итоговое мероприятие:

Музыкальное развлечение «В гости к мастерам»

Цель: приобщение детей к русской культуре и декоративно-прикладному творчеству

Итоговое мероприятие:

Викторина «Народные промыслы. Что мы знаем?»

Цель: закрепление у воспитанников представлений о народных художественных промыслах Нижегородской области.

Публикации по теме:

Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами»Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Национальное наследие России - коренные жители Севера - Саами» Цель:.

Сценарий игры-путешествия «В поисках сокровищ» для разновозрастной группыСценарий игры-путешествия «В поисках сокровищ» для разновозрастной группы Цель: создание весёлого, бодрого настроения. Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде. Задачи: учить ориентироваться.

Конспект игры-путешествия по Республике Саха (Якутия)Конспект игры-путешествия по Республике Саха (Якутия) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вам конспект игры-путешествия по Республике Саха (Якутия, который я разработала в рамках решения.

Конспект игры-путешествия с элементами геокешинга «Островки безопасности» Конспект игры-путешествия с элементами геокешинга «Островки безопасности» Основная цель: продолжать формировать представления о безопасности.

Конспект игры-путешествия по ПДД «Кузя просит о помощи» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: создание условий для ознакомления детей с правилами дорожного движения.

Культурное наследие любимого города в творчестве детей (фотоотчет)Культурное наследие любимого города в творчестве детей (фотоотчет) Бывали ли Вы в Таганроге? Нет? Тогда Вам обязательно надо там побывать. Наш родной Таганрог расположен на юге России, на берегу Азовского.

Мастер-класс «Игры-путешествия»Мастер-класс «Игры-путешествия» На просторах интернет ресурсов, предлагается самое разнообразное множество игр для детей сделанных из бросового и подручного материала,.

Проект для средней группы «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним»Проект для средней группы «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» Тип проекта: информационный Вид проекта: фронтальный (дети средней «Б» группы «Игралочка») Продолжительность: долгосрочный (на 2020-2021.

Путешествуем по святым местам Нижегородского края (фоторепортаж)Путешествуем по святым местам Нижегородского края (фоторепортаж) Дорогие друзья, спешу рассказать о своем путешествии по святым местам Нижегородского края! Я не перестаю удивляться - сколько у нас святых.

Сценарий игры-путешествия на День защиты детей «Сбежавшие краски Тюбика» для детей ДОУСценарий игры-путешествия на День защиты детей «Сбежавшие краски Тюбика» для детей ДОУ Место проведения: уличная территория детского сада (спортивная площадка, игровые площадки групп) Воспитатели с детьми приходят на спортивную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий игры-путешествия «Культурное наследие Нижегородского края»
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 10:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий игры-путешествия «Культурное наследие Нижегородского края»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пигачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД