Анна Мовчан
Игра как ведущий вид деятельности и форма организации жизни ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А., советский педагог, писатель, публицист
Игра, как ведущий вид деятельности, ведёт к развитию психики и личности ребёнка.
В игре развиваются:
Публикация «Игра как ведущий вид деятельности и форма организации жизни ребёнка-дошкольника» размещена в разделах
1. Коммуникативные способности. В игре свободная коммуникация, позволяющая оттачивать умение договариваться, умение отстоять свою позицию.
2. Воображение и фантазия
3. Способность к символизации и преобразованиям.
4. Произвольность поведения в заданных правилах.
5. Целеполагание. Умение поставить цель и добиться результата, применив умственный план действий.
Игра удовлетворяет базовым потребностям ребёнка : в познании, в общении, в движении, в радости, в свободе, в самореализации, в потребности быть как взрослый, в активности и т. д.
По характеру игровой методики игры можно поделить на творческие игры и игры с готовым содержанием и правилами.
К творческим играм относятся :
Сюжетно-ролевые игры.
Театрализованные игры:
Игры – имитации.
Игры -- диалоги.
Игры -- драматизации.
Игры – инсценировка.
Игры – импровизация.
Режиссёрские игры.
Строительно-конструктивные.
Игра—фантазирование.
Игра – экспериментирование.
К играм с готовыми правилами и содержанием относятся:
Игры на умственную компетентность.
Игры на физическую компетентность. (Подвижные игры).
Игры на удачу.
Развитие игры, как деятельности педагога и ученика, происходит по следующей схеме:
1. Воспитатель – фокусник: обогащение жизненного опыта ребёнка яркими впечатлениями.
2. Воспитатель - партнёр, интересный собеседник.
3. Воспитатель - режиссер, наблюдатель «самостоятельной игры».
4. Воспитатель - очарованный зритель. У ребёнка своя творческая игра.
Обладая, развивающим потенциалом, игра используется педагогами как:
- средство обучения;
- средство воспитания;
- средство общения с ребёнком;
- средство изучения ребёнка;
- средство коррекции;
- средство развития.
Современный поход к обучению ребёнка предполагает использование игры как основы педагогических игровых технологий.
Игровые технологии - это комплекс методов и приёмов для организации педагогического процесса в форме педагогических игр.
Суть игровой технологии заключается том, чтобы ввести игру в образовательный процесс не ради развлечения: игру ради самой игры, а в том, чтобы она послужила средством обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.
Эффективность применения педагогических игровых технологий заключается в том, что ребёнок становится лично заинтересованным. Мотивированные заданной целью, дети лучше запоминают материал, полученный в ходе игры. Основная задача педагога в ходе игры: мотивация на достижение цели и поддержание заинтересованности детей в игровом процессе. Это достигается путём непосредственного и систематического общения педагога и детей.
Пример: «Технология игры-превращение в раннем младшем дошкольном возрасте».
Занятие ведёт персонаж.
1. Шаг. Знакомство. Педагог должен эмоционально обозначить свою роль, например, «Я мама – лисичка», «Я мама – уточка».
2. Шаг. Педагог очень эмоционально рассказывает о самых ярких характерных чертах персонажа. Например, «Посмотрите-ка, какой у меня пушистый хвост».
3. Шаг. Персонаж рассказывает где живёт, какой у него домик, где находит еду и т. п.
4. Шаг. Мотивация детей на принятие роли. Например, «Если вы станете моими лисятами, то мы с вами пойдём охотиться на мышек.
5. Шаг. Выяснение, насколько хорошо дети приняли на себя роли. Например, «Лисята, лисята покажите ваши острые зубки».
6. Шаг. Занятие – увлекательная деятельность. Например, подвижные игры.
7. Шаг. Завершение. Выход из образа: «Покружились, покружились, и в детей превратились».
Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают игровыми технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ закладывается умение и желание ребёнка играть. Для взрослеющего индивида в его всё более усложняющейся деятельности элементы игры не вытесняются, а лишь обрастают новыми правилами, условиями, компонентами и способствуют формированию умения решать всё более сложные задачи. Таким образом, обучение в игре, закладываемое с дошкольной скамьи, в современных подходах актуально на протяжении всей жизни человека.