Сачкова Татьяна
Игра как средство воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогической теории игры, особое внимание уделяется изучению игры, как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета).
Публикация «Игра как средство воспитания» размещена в разделах
Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Задача педагога – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у дошкольников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно с неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.
Задачи игры:
1. Главная задача обучение – подготовка детей к жизни.
2. Способствовать адаптации ребенка к условиям социальной жизни в
дальнейшем.
3. Организация учебно-познавательной деятельности.
4. Создание и укрепление детского коллектива.
В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр:
1 группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки, предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п. Ребята младших групп любят игры с куклами и игрушками.
2 группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
3 группа – дидактические игры. Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель.
4 группа – спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.
5 группа - игры интеллектуальные – игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т. д.
Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста.
Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.
В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н. К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская писала: «. игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.
Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал А. С. Макаренко. Сам он блестяще реализовал эту идею, работая с трудными подростками.
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.
В играх ребёнок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых.
Через себя в игре ребёнок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка.
Игры пятиминутки:
1. Игра «Хлопни в ладоши», когда услышишь заданное слово или «Четвёртый
лишний» - игры на развитие внимания, памяти, логического мышления.
2. Придумать слова с заданной буквой:
- начинающиеся на букву «А»
- игра “Я знаю 5 названий имен девочек/мальчиков/цветов” показывает знания детей, полученные ими на занятиях и в обыденной жизни.
Физкультминутки:
Игры на внимание «Чего не стало?», «Какой цифры не стало?», «Найди своё место» - игра с цифрами, «Запомни порядок».
Ребята всех возрастов, любят играть с мячом. В старших группах учимся ловить мяч, бросать от себя, в игре «Сколько в слове слогов?». Педагог бросая мяч ребенку, называет слово. Ребёнок получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч педагогу.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т. д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.