Вера Тюкпеекова
Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Любой народ по-своему велик,
Бесценен вклад его в наследство вековое.
Так сбережем свою культуру и родной язык,
Как самое на свете дорогое
Приобщение нового поколения к национальной культуре является актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Публикация «Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств, качеств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Система патриотических и гражданственных отношений формируется от близкого (семья, детский сад) к далекому (поселок, край, Россия). Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения культуры малой Родины, в нашем случае – Хакасии.
Планируя работу в по воспитанию нравственных качеств дошкольников, мы ориентировались в первую очередь на такие качества, как: чувство любви и уважения к своему Отечеству, уважительное отношение к людям – старшим и младшим, людям разных национальностей, уважение к традициям и культуре своего народа и других народов, …к семье
Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. В настоящее время в молодых семьях появились разобщенность, отчужденность от своих корней, утрата традиций рода. Но ведь именно семья является для ребенка первым и ближайшим положительным опытом в духовном развитии, где все его члены связаны кровным родством и традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. В связи с этим, на наш взгляд семья обладает богатейшим опытом педагогических традиций. Мы считаем, чтобы у ребенка сформировалось чувство любви и уважения к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о своём крае, природе, истории и приобщать к национальной культуре.
Сейчас в нашей республике идет активный поиск путей к возрождению национальной культуры. Такое возрождение лежит в русле традиций и обычаев хакасского народа. Поэтому актуальность и необходимость изучения традиций и обычаев народа заключается в том, что бы заинтересовать подрастающее поколение к своим корням. Начиная работу с семьей по внедрению в воспитательный процесс народной культуры, мы создали рабочую программу по обучению дошкольников хакасскому языку и приобщению к культуре хакасского народа «Чахайах», которая разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ д/с «Иванушка», с учетом программы «Иркеч,ек» Арчимаевой М. С.
Целью данной программы является: создание благоприятных условий для полноценного развития дошкольников, процессе изучения хакасского языка и приобщения к культуре хакасского народа. Эти цели реализуются через проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. По реализации этой программы большую роль играют родители.
Начиная работу с семьей по внедрению в воспитательный процесс народной культуры, мы определили следующие направления работы:
• изучение традиций народного семейного воспитания;
• развитие интереса у детей и родителей к прошлому своего народа и народной культуре;
• использование в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.
Для нас было важно определить, какие средства и методы организации воспитания в народной педагогике востребованы сегодня и могут быть эффективно использованы в современном педагогическом процессе. Мы составили план работы с детьми и родителями, так как воспитание всесторонне развитой личности – это наша общая с родителями задача. Решить её можно, если грамотно использовать духовную культуру наших предков, их опыт, их знание природы.
Для знакомства детей с культурой, обычаями и традициями хакасского народа в группе создали развивающую среду в хакасском народном стиле, которая способствует лучшему усвоению знаний о Хакасии. С помощью родителей был создан "Мини-музей", своими руками они шили национальные костюмы, поделки, узоры на утвари. Так же в работе по приобщению детей дошкольного возраста к культуре хакасского народа мы обратились к устному народному творчеству: сказки, загадки, пословицы, легенды, стихи, мифы.
Совместно с родителями, мы знакомим детей с такими праздниками, как "Чыл пазы" (Новый год). Подготовка к этому празднику идет задолго до их проведения. Дети совместно с педагогами и родителями оформляют музыкальный зал под хакасскую юрту, разучивают пословицы, поговорки, загадки, стихи, как на русском, так и на хакасском языке, знакомятся с традициями, обрядами праздника. Например, дети узнают, что "Чыл пазы" - праздник благодарения, гостеприимства, очищения и благословления.
Особое внимание уделяем народным обычаям, в частности обычаю гостеприимства и уважения к старшим. Одной из этих традиций является почитание пожилых людей, которой посвящается праздник "Хуртаях" и проводится в ноябре месяце. На этот праздник мы приглашаем бабушек и дедушек наших воспитанников.
В течение года знакомлю детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: пуговицы, бисер, разноцветные бусы. и др. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский и мужской наряд и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.
Дети получают представление о юрте и о современном кирпичном доме. Они сравнивают юрту и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.
Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.
Перед игрой рассказываем о культуре и быте хакасского народа знакомлю с волшебными сказками, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом. Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно).
Важную роль в становлении физически развитой личности играют детские спортивные игры и праздники. Они интересны детям и тем, что проходят в национальных традициях, в которых большую роль играют наши папы.
Итогом нашей совместной работы с родителями является участие в городском конкурсе "Чылтызахтар". Родители активно принимали участие в подготовке детей к конкурсу, а именно: учили вместе стихи и песни на хакасском языке, готовили костюмы к выступлению, плели детям косички.
Таким образом, знакомство детей с культурой хакасского народа позволяет показать особенности культурного наследия, воспитать уважительное отношение к национальным традициям и обычаям, развивать творческие способности.