Оксана Ларионова
Игра как средство профилактики буллинга в детском коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Профилактика буллинга в детском коллективе включает в себя несколько направлений работы. Но, сегодня предлагаю остановиться на игре, так как она позволяет решать сразу несколько задач.
- Коллеги, предлагаю вам сейчас немного поиграть. Для игры нужно семь человек. (игра «Молекулы»)
Публикация «Игра как средство профилактики буллинга в детском коллективе» размещена в разделах
- Представьте, что вы ученики седьмого класса. Каждый из вас маленький атом. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное.
- и так…
- Пока звучит музыка, вы начинаете свободно перемещаться. Когда музыка остановиться, вы объединяетесь в молекулы, число атомов в которых я назову.
(звучит музыка, начинается движение, после того как музыка остановилась, я называю число – два. Участники объединяются в пары, один участник остается без пары. Снова звучит музыка, - число три, снова один участник остался без пары) игра закончилась, начинается обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
Как себя чувствовал участник, который остался без пары?
Комфортно ли было стоять в одиночестве?
Хотелось ли к кому – нибудь присоединиться?
Спасибо ребята, за ваши высказывания.
- А сейчас, предлагаю поиграть в игру, в которой вам необходимо проявить свои творческие способности. (игра «Круги»)
На столе для каждого приготовлены наборы (восковые мелки и фломастеры, с помощью которых вы будете выполнять задание.
Звучит музыка, частники начинают рисовать.
Участники подходят к закрепленной полосе обоев, и начинают выполнять инструкцию:
1. Нарисуйте понравившимся цветом кружок размером с ладонь в любой части листа бумаги.
2. Нарисуйте еще один круг на листе.
3. Если очень хочется можно нарисовать еще круги.
4. Обведите контуры рисунков.
5. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились.
6. Заполните пространство своих кругов рисунками, символами. Придайте им индивидуальность.
7. Разрисуйте фон листа, то есть заполните пространство между линиями вокруг кругов.
8. Если есть желание дорисовать что-либо в кругах других участников, договоритесь с автором.
9. Напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Спросите разрешения у автора, будьте бережны к чувствам других.
Далее идет обсуждение:
-Ребята, давайте рассмотрим вашу коллективную работу.
-Как вам работалось вместе?
Предложить участникам показывает свои рисунки и рассказывает о сюжете, о своих чувствах, прочитать пожелания, которые ему написали другие участники.
-Какие чувства, ощущения возникали в процессе выполнения упражнения?
-Спасибо за искренние высказывания, за работу.
-Коллеги, предлагаю выйти из образа семиклассников, и в благодарность за проделанную работу вытянуть снежинку с пожеланиями… (красивые снежинки купила, пожелания не могу найти)
После того как участки вернуться на свои места, я анализирую игру
Анализ игры «Круги»
Эта игра содержит элементы социометрии. Где расположен круг, определяется его принадлежность к группе (проводят к нему стрелочки, или его игнорируют). Следует обратить внимание, как ведут себя ученики, следует ли инструкции, насколько бережно относится к работам других. Обратить внимание есть ли участники, к кругам которых не провели линии, если такие круги имеются, надо предложить авторам «заземлить» их с помощью линий, проведенных к краю листа. Иначе дети могут чувствовать себя отвергнутыми группой. Отметить, как участники договариваются о содержании и способах выполнения заданий, как создают единый фон, есть ли лидеры и недовольные этой работой. Также необходимо обратить внимание на цветовые решения, так как оно диагностирует актуальное эмоциональное состояние в данный момент. Следует обратить внимание на преобладание негативных цветов, так как это свидетельствует о тяжелом эмоциональном состоянии.
Далее рекомендации для педагогов (на слайде 4)
И мои комментарии:
Уважаемые коллеги, в завершении своего выступления, предлагаю рассмотреть несколько шагов по прекращению травли в детском коллективе :
1. Активизировать моральное чувство - психологический прием Людмилы Петрановской.
Включить моральную оценку происходящего в классе. Можно предложить детям оценить, каков их вклад в болезнь класса под названием «травля». Допустим 1 балл – это «я никогда в этом не участвую», 2 балла – «я иногда это делаю, но потом жалею», 3 балла – «травил, травлю и буду травить, это здорово». Пусть все одновременно покажут на пальцах –сколько баллов они поставили бы себе? Если это не подростки, «троек» не будет, даже у самых отпетых агрессоров. Педагог: «Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить – это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс». Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, ее дают сами дети.
2. Закрепить правила жизни в группе и заключить контракт.
Запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других,
мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому. Чтобы запустить динамику новую достаточно вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например, «У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся – их разнимают» и т. д. Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше, чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется «заключение контракта», он прекрасно работает с детьми. Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью.
3. Мониторинг и поддержка авторитетного взрослого
Это очень важно для детей. Очень важно чтобы взрослый, который взялся изменить ситуацию, не бросал группу. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать "счетчик травли", какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про «хронику выздоровления», сделать «график температуры» и т. д.
Суть в том, что группа постоянно получает искренний интерес от авторитетного взрослого и по – прежнему считает победу над травлей своим общим делом.
Спасибо за внимание!