МААМ-картинки

Игра как средство общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Надежда Карасева
Игра как средство общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Игра - это одно из ведущих средств всестороннего восприятия и развития личности ребенка. Игры с детьми должны быть одним из ведущих методов воспитания, особенно в семье. Серьезные и веселые, шумные и тихие, математические и литературные, спортивные и музыкальные – самые разнообразные, они удовлетворяют потребность детей в творчестве, движении, развивают их кругозор, пытливость, учат быть сдержанными, внимательными, ловкими, меткими, смелыми, взаимодействовать с коллективом, уступать товарищам.

Публикация «Игра как средство общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

В моей статье затрагивается тема детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Ребенок с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах, о детях которые не могут исполнять те или иные функции или обязанности. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно такие дети стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

На мой взгляд наиболее успешной формой воздействия на ребенка с ОВЗ являются организованные игровые занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями почувствовали себя полноценными членами общества и не ощущали ограничений в будущем, необходимо создать все условия для их гармоничного и полноценного развития.

Учитывая специфику развития детей с ОВЗ, важно подумать об образовательном пространстве для них, где они могли бы расти, развиваться и самосовершенствоваться с учетом своих особенностей, становиться личностями, ведь становление человека как личности происходит постепенно, а основы закладываются в детстве.

Игра это один из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей. Через игру ребенок получает положительные эмоциональные впечатления. Чем полнее и разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее идет развитие всех психических процессов, игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует воспитатель, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Такому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Игровая деятельность позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль игр в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Большое внимание должно быть уделено психолого-педагогической поддержке таких детей. Необходимо создать условия для гармоничного развития, так как от взаимодействия ребенка с воспитателем зависит успех его обучения и психическое состояние, а также формировании умений и навыков для его дальнейшей жизни.

Чувственное познание у детей с ОВЗ, без специального коррекционного воздействия, развивается, медленно. Оно не достигает того уровня, когда может стать основой деятельности. Выполняя то, или иное задание, ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает, на какие свойства и отношения предметов нужно опереться, а потому не в состоянии достичь положительного результата. Развитию восприятия и представлений препятствует то, что такие дети не овладевают поисковыми способами ориентировки, они действуют либо хаотически, совсем не учитывая свойств предметов, пытаясь достигнуть результата силой, либо привычным, усвоенным в обучении способом, который они относят только к данной, знакомой игрушке или привычной бытовой ситуации, и не переносят знания на новую игрушку и даже на сходную ситуацию.

У детей необходимо развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также составлять часть с целым. Учить таким действиям, как разъединения и соединения, выкладывания и вкладывания. Учить выполнять задания вместе со взрослым. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы. Учить простейшим видам соотнесений, в частности части с целым предметом, учить действиям раскладывания и складывания предметов. Учить выполнять ряд последовательных действий, используя принцип заложенный в конструкции самой игрушки.

Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы сформировать у детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке.

В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями.

Прежде всего для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для детей с нарушениями интеллекта являются навыки самообслуживания. Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно - моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации детей.

Игры и упражнения в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Коллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровьяКоллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я часто использую такую форму творческой деятельности как - коллективная работа.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 11 декабря 2023 в 14:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Карасева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД