Оксана Чурилова
Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
«Надо развивать творческое начало у всех, чтоб мир не оставался таким как он есть, а преобразился. Ведь возможна такая система воспитания, которая прививает и развивает творческое начало».
Джанни Родари.
Ведущая деятельность дошкольников – игровая. У детей с проблемами в развитии она носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей на базе деятельностного подхода к личности. Научно обосновано, что повышение эффективности педагогического процесса возможно не только через совершенствование образования, но и через изменение содержания и форм обучения (2;3;4;5).
В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников, что обусловлено родством данных игр с театром – синтетическим видом искусства. Л. С. Выготский ( 1:34)определяет драматизацию или театральную постановку, как самый частый и распространённый вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры, речи, рисования, а также предполагает формирование личностных смыслов посредством «общения искусством». Специфика театрализованной игры как особого вида игровой деятельности заключается в том, что она позволяет реализовать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания через формирование «образа мира», развитие пространственно-временной ориентировки, знакомство с законами природы – цикличностью, взаимосвязью и взаимозависимостью объектов и явлений окружающей действительности.
Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М. А. Васильевой «Радуга» и методических пособий, М. А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М. Д. Махнева «Театрализованные занятия в детском саду», И. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современным требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы:
- с какого возраста обучать детей театральной деятельности?
- чему учить и как учитывать возрастные особенности?
Ответы на эти и другие вопросы следует, искать в огромном положительном опыте театральной педагогики (1;3;5). Секрет эффективности их театральной методики, прежде всего в сближении игры актёра и игры ребёнка. Основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию, к воспитанию логизированного поведения. Развитию же эмоциональной сферы ребёнка часто уделяется недостаточное внимание. В этом я убедилась на практике, работая воспитателем в детском саду.
Я работаю с детьми от 4 до 6-7 лет. Этот возраст – замечательный, когда складывается самосознание и мироощущение ребёнка – его личность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша. Раньше он общался только с матерью. Теперь круг общения расширяется, в него уже входят сверстники и другие взрослые. Ребёнок способен уже не только прокомментировать конкретные события и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, порассуждать о природе, окружающих людях, самом себе и своём месте в мире. У ребёнка формируется чувство «Я», начинает складываться Концепция - динамическая система представлений о самом себе, включающая:
а) сознание своих физических и интеллектуальных свойств;
б) самооценку;
в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости её поведения.
.Дети от природы эгоцентричны, поэтому важно научить ребёнка «смотреть» на ситуацию не только со своей стороны, но и с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему взглянуть на себя как бы глазами окружающих, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Тогда ребёнок получит возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Ни для кого не секрет, что лучший «друг» современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия – просмотр мультиков и компьютерные игры. Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребёнком по душам, почитать ему сказку, спеть колыбельную песню. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Редко увидишь на детских площадках детей, играющих вместе. Поэтому детям ничего не остаётся делать, как черпать новые впечатления, прильнув к «голубому экрану». Но ведь именно живое человеческое общение по-настоящему обогащает эмоциональную жизнь детей, «раскрашивает» яркими красками их чувственную сферу. Неудивительно, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения.
Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития эмоционально-волевой сферы у ребёнка-дошкольника с позиций передовой педагогики русской драматической школы «театра переживания», требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в театрализованной деятельности.
Объект исследования – система коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР.
Предмет исследования – театрализованная игра в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования – создание педагогической системы использования театрализованной игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Для реализации поставленной цели в процессе работы решаю следующие задачи:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы развития детей в театрализованной игре.
2. Исследовать особенности театрализованных игр детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
3. Разработать педагогическую систему использования театрализованной игры в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
4. Апробировать эффективность предложенной педагогической системы.
Гипотеза состоит в предположении о том, что театрализованная игра как вид игровой деятельности обладает большими коррекционно-развивающими возможностями, поэтому её систематическое использование в работе с детьми дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития будет способствовать их всестороннему развитию и преодолению недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер.
Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, составила перспективный план работы по всем разделам программы, в соответствии с которым на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.
Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого я отобрала различные театрализованные этюды и упражнения, подобрала дидактические игры и литературный материал, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы. Для развития двигательной активности и координированной моторики создала физкультурный уголок, подобрала упражнения для пальчиковой гимнастики. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности я использую, рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим лицом.
Одновременно уделяю большое внимание созданию условий в группе: отвела место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности (уголок ряженья, подобрала игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрела и изготовила маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты. Наши родители изготовили несколько ширм различных конструкций: напольные, настольные, домик-ширму, изготовили печь, скамью, люльку, сундуки, прялку, коромысло, колодец, соответствующие народному фольклору.
Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подбираю этюды и упражнения. В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки. В вечернее время и в дневные часы я знакомлю детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учу достоверному изображению персонажей. После этого приступаю к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучиваем текст, в группе и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами использую зеркала.
На занятиях по ознакомлению с окружающим, во время экскурсий в этнографические музеи дети знакомятся с деревенским бытом; на музыкальных занятиях – разучиваем тексты песенок и танцы, а на занятиях по труду и изодеятельности изготавливаем и раскрашиваем персонажей и некоторые атрибуты к сказкам.
Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становиться более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. Для этого я использую разнообразные приё мы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук любую карточку, на которой схематично изображён персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две основные проблемы:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности, парное проигрывание ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей я придумываю дополнительные роли.
Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.
Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика наших вечеров различна: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др. Мои помощники, это родители, которых я привлекаю к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Союз педагога и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию ребёнка.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и эмоционально-волевого развития ребёнка становится плодотворным тогда, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
Литература
1. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М. ,1991.
2. Давыдов В. Г. «От детских игр к творческим играм и драматизации». Театр и образование : Сб. научных трудов. М., 1992
3. Ершова А. П. «Возвращение к таланту». Красноярск, 1999.
4. Михаева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». М., 2009.
5. Шипицина Л. М. «Азбука общения». «Детство-Пресс», 2000.