Анна Перелыгина
Игра как способ преодоления неврозов у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дети всегда и везде — дети, а игра для ребенка не только некая экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергая анализу, весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях. Более того, игра для него — огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, где ребенок может все, что захочет. Все, что ему запрещается взрослыми.
Игра у детей существовала всегда. И в древности дети играли друг с другом — об этом свидетельствуют найденные археологами игрушки.
Но что же может препятствовать игре?
Игровой деятельности препятствуют неврозы у детей!
Публикация «Игра как способ преодоления неврозов у детей» размещена в разделах
Невроз- это психогенное заболевание личности, вызванное расстройством нервно-психической сферы организма в результате эмоциональных травм и переживаний. Детский невроз - нередкое в современном мире заболевание.
Что же происходит с игрой при неврозе у ребенка?
Ее практически нет, поскольку она не считается существенной для малыша, а если игра и существует, то она заторможена вследствие выраженного беспокойства, страхов и печали. В связи с этим обращает на себя внимание неуклюжесть детей с неврозами, недостаточно развитая координация движений, вполне объяснимые, если учесть пренебрежительное отношение к игре в семье, а то и ее полный запрет.
Как же этого избежать и какие ошибки допускают родители при воспитании детей?
• непоследовательность в воспитании;
• крайности в восприятии своего ребенка (или слишком взрослым, или беспомощным младенцем);
• неумение общаться и играть с ним. Все это усугубляют невротическое состояние дошкольника и приводят к неврозу;
• недостаточные контакты со сверстниками, особенно когда ребенок не ходит в детский сад и целый день проводит с чрезмерно тревожной и опекающей бабушкой
Неврозы не только ухудшают самочувствие и снижают жизненный тонус дошкольника, но и осложняют адаптацию среди сверстников в детском саду. Обычно такие дети «присутствуя, отсутствуют», не хотят посещать учреждения, находятся в изолированном или отвергаемой позиции в группе, часто болеют. Дома они «допекают» родителей своей эмоциональной неустойчивостью. упрямством, беспокойством и страхами. Вследствие этого можно наблюдать слишком прямолинейных, максималистски настроенных «маленьких старичков», которые способны только заплакать, но не засмеяться и отнестись с юмором к разыгрыванию некоторых страхов и переживаний. В их одностороннем мире существует только черное и белое без каких-либо оттенков, они чрезмерно требовательны и не по-детски нетерпимы к недостаткам, ошибкам, просчетам, которые в избытке находят у других, но только не у себя.
Какими же бывают неврозы?
Неврастения - невроз возникающий в условиях истощающих умственных и физических нагрузок, длительного переутомления, личных переживаний, конфликтов в широком смысле слова в психогенных условиях. При неврастении ребенок перенасыщен информацией. Игры не позволяются т. к. расцениваются взрослыми как шалость. Из-за большого количества запретов и ограничений ребенок зажат, скован, говорит взрослыми фразами, недетскими суждениями.
Истерический невроз - больные отличаются повышенной чувствительностью, неустойчивостью настроения и склонностью привлекать к себе внимание окружающих. Отчаявшись привлечь внимание слишком озабоченных и занятых собой родителей, ребенок начинает проявлять свое право на любовь и привязанность капризами, истериками, демонстративным поведением.
Невроз страха-расстройство нервной системы,обусловленное длительным психическим перенапряжением или коротким по частоте, но сильным по интенсивности стрессом. В этом случае ребенок постоянно охвачен беспокойством. Страхом, он неверен в себе, не может быть самим собой ни минуты. Ему все время мерещится какая-то опасность.
Неврозы лечат по-разному начиная от приема транквилизаторов и заканчивая сеансами гипноза. Между тем есть простое и эффективное средство, которое поможет не только ребенку - неврастенику, но и его измученным родителям. Это средство - игра. Правда, будучи не управляемой и не направляемой специалистом, она не поможет.
Лечебная игра выполняет три функции:
1. Диагностическая - состоит в наблюдении за спонтанной игрой детей без вмешательства родителей и специалистов. После такого наблюдения проводится серия направленных игр (игры с мячом, «оживление игрушек», игра в кегли и т. д.);на их примере виден игровой опыт ребенка и его проблемы в познании и раскрытии себя;
2. Терапевтическая - заключается в преодолении страхов, торможения и беспокойства, излишнего напряжения и неуверенности при нахождении своевременного выхода из стрессовых ситуаций;
3. Обучающая - состоит в научении новым, более адаптивным навыкам поведения, прежде всего взаимодействию в специально создаваемых (моделирующих) проблемных ситуациях.
Какие же условия нужно создать для благоприятного результаты лечебной игры?
1. Игра не должна быть в тягость, не должна восприниматься им как обязанность.
2. Ребенок не должен заранее знать во что будет играть,неожиданность и непредсказуемость, новизна игровой ситуации, провоцирует его на поиски выхода в любых вариантах игры. Таким образом пробуждается интерес к открытию себя, своих возможностей, ребенок может побыть и страшным персонажем, и героем, побеждающим зло, и самим собой, но уже без прежних страхов, скованности и неуверенности в себе.
Правила проведения игр:
• нужно поддаваться ребенку для создания ситуации успеха. При этом нельзя впадать в крайности: дети очень чувствительны к фальши т. е. играть по- настоящему, но так, чтобы в конечном итоге выиграл ребенок;
• именно в момент победы ребенка следует завершить игру, при этом нужно дружно и громко похвалить его;
• необходимо условиться, чтобы в роли проигравшего всегда оставался взрослый. Причем его результаты должны быть в разы скромнее;
• организовывать игры можно и в домашних условиях, если речь идет не о лечении, а с целью профилактики;
• игроки-родители не должны выходить из роли, пока не будет завершен сюжет игры;
• игроки-родители не должны наказывать или осуждать ребенка, также говорить неопределенными фразами типа «может быть», «все возможно», «посмотрим, что будет дальше», быть категоричными. ;
• не допускается замена родителей бабушками, дедушками или другими родственниками, иначе игра может превратиться в бесконечный марафон;
• приветствуется неожиданность, непредсказуемость дальнейших действий в игре, создающие эффект спонтанности и импровизации, что развивает воображение и фантазию ее участников;
• Нельзя прерывать игру, не доведя ее до логического завершения.
Игра в настоящее время умирает, как и непосредственность чувств, их открытость и искренность. Особенно это относится к чрезмерно серьезным, озабоченным родителям с сугубо рациональным мышлением. При подавлении детской непосредственности появляются неврозы, поскольку страдает эмоциональная сфера ребенка, при этом он не только не сможет раскрыть свои интеллектуальные резервы, но и не будет способным ощутить радость жизни и почувствовать себя Человеком с большой буквы. Если бы дети играли так, как раньше, а родители понимали их и были более терпимыми, то, несмотря на все тяготы жизни, не было бы таких психических отклонений, как неврозы — в виде неврастении, истерического невроза, невроза страха и навязчивых состояний.