Приложение МААМ

Опыт работы «Игра как основная форма организации педагогического процесса с детьми раннего дошкольного возраста»

Бутикова Оксана Сергеевна
Опыт работы «Игра как основная форма организации педагогического процесса с детьми раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольники в возрасте 2-3 лет начинают постигать мир во всей его многогранности. Безусловно, игровая деятельность малышей является ведущей в дошкольном возрасте. И именно в раннем и младшем дошкольном возрасте детей нужно учить играть, чтобы развитие игры шло должным образом.

Для игр детей раннего возраста характерны следующие особенности, которые можно считать возрастными.

Публикация «Опыт работы „Игра как основная форма организации педагогического процесса с детьми раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дети младших групп обычно играют порознь, в одиночку. На четвертом году жизни они иногда объединяются по 2-3 человека, но это скорее игра рядом: каждый ребенок играет сам по себе, не заботясь о том, что делает товарищ.

Игры малышей редко длительно сохраняют один сюжет. Он легко меняется. Стоит ребенку увидеть, как другой играет с какой-нибудь игрушкой, или случайно вспомнить какое-нибудь событие - и начатая игра прерывается: ребенок забывает то, во что недавно играл. Игра идет скачками, один сюжет сменяет другой.

Основная черта игровой деятельности детей раннего возраста - стремление многократно повторять одни и те же действия, например: кормить куклу или катать ее в коляске, строить заборы, домики.

Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Ежедневно работая с малышами, перед нами стоит задача организовать деятельность детей так, чтобы игра стала содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры, сформировать у детей к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

Игра сопровождает малышей в течение всего времени пребывания в детском саду.

В течение дня стараемся, чтобы каждый ребенок получил положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх.

Для того чтобы развитие детей в игре проходило успешно нами были созданы соответствующие условия: отводим играм достаточное время; организуем предметно-развивающую среду, отвечающую 4 принципам: доступность, разнообразие, зонирование, эмоциональная привлекательность; выбираем методы работы с детьми для каждой деятельности: показ игрового действия - воспитатель в роли учителя; совместная игровая деятельность -воспитатель в роли партнера; косвенный метод (словесный) руководства игрой.

Работу с детьми раннего возраста начинаем со знакомства с дидактической куклой Машей и медвежонком Мишуткой. Маша вместе с детьми учит неумеху - Мишутку сервировать стол, мыть руки, посуду, готовить обед и т. п. Все игровые действия показываем и объясняем, например: «Кукла Маша устала, хочет спать, я ее положу в кроватку и покачаю, колыбельную спою». Поиграв с куклой, передаем малышу, ребенок самостоятельно начинает действовать. Кукла и медвежонок присутствуют в течение всего дня в различных видах деятельности.

Для игр подбираем простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее на стройку, мама катает в коляске дочку, кормит ее.

Учим детей умению владеть основными способами действия в играх с нашей помощью, характерных для той или иной деятельности, дети учатся использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого в групповой комнате и на участке создаем условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий хранится в определенном порядке. Это позволяет детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Стараемся рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая, друг другу.

Групповую комнату разделили на игровые зоны: уголок для сюжетно- ролевых игр, книжный уголок, познавательно-дидактическая зона (сенсорная, уголок рисования, уголок конструирования, физкультурный уголок. Постоянно меняем игровой материал для поддержания интереса к той или иной игровой ситуации и в соответствии с тематическим планированием.

В утренние часы играем с детьми в весёлые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками, которые поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.

Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес малышей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.

Обучение малышей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий. Подбираем такие формы организации обучающих игр, чтобы каждый ребенок при демонстрации игрового образца был не посторонним и послушным наблюдателем, а активным участником тех событий, которые перед ним разыгрывает взрослый. Эффективными приемами организации обучающих игр являются те из них, благодаря которым малыши эмоционально приобщаются к смысловому содержанию игровых задач, вместе с нами учатся ставить воображаемую цель, планировать ее выполнение, активно ищут способы и средства для достижения игровой цели.

Обучающую игру начинаем с показа игрушек, поясняем их свойства, действия с ними. А затем предлагаем игровую задачу: «Кукла испачкалась. Выкупаем Машу», «Петушку негде посидеть. Построим ему скамеечку" и т. д. Привлекаем детей к совместному решению игровой задачи с помощью вопросов к детям: «Мишутка заболел. Что делать?», сюрпризных моментов: «Кто там кричит? Давайте, послушаем», «Зайчик спрятался. Где он?», обращения персонажа к детям: «Помогите мне, ребята, сварить суп». Дети принимают посильное участие в обучающей игре: подают игрушки, выполняют игровое действие, помогают. Так обучающие игры с одной стороны побуждают детей к игре, с другой - постоянно обогащают их игровой опыт.

Сюжетные и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций. Например: готовим мишке обед, купаем куклу, лечим зайчика, принимаем гостей и т. д. В игре направляем детей на развитие сюжета (перенос действий из одних условий в другие, разное сочетание событий, их планирование), на совершенствование способов решения игровых задач (игра с игрушками, предметами - заместителями, воображаемыми предметами, обозначение словом роли, ролевые взаимодействия, ролевой диалог), на формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми.

На прогулке организовываем игры с песком, снегом и водой, с предметами и игрушками. Эти игры способствуют обогащению представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.

Наблюдения за окружающим, связываем с игрой. Например, труд помощника воспитателя: "Давайте, и мы помоем посуду! Где у нас губка, таз?". Или переносим в игру собственный опыт ребенка: «Что ты делаешь по утрам, когда просыпаешься? И куколку тоже надо умыть, вытереть полотенцем, причесать. Куклу мы и мыли, и спать укладывали, и гуляли, и кормили». Реальная жизнь и игровая деятельность тесно связаны в представлении ребенка, поэтому играя с куклой, дети обучаются, расширяется багаж знаний об окружающем мире.

С большим удовольствием дети играют в разнообразные имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов - веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок. Данные игры способствуют развитию воображения и творчества, так же, как и игры с элементами ряженья, театра. Знакомые образы животных вызывают положительный отклик у детей, радость. Используем игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила: «Зайка беленький сидит», «Мишка косолапый», «Поезд», «Самолет».

Для усиления воспитательной и образовательной стороны подвижных игр при повторении их несколько видоизменяем и усложняем: немного меняем правила, повышаем требования к их выполнению, включаем и новые движения (пройти или пробежать, перешагнуть или перелезть), изменив их темп, меняем местоположение гнездышек - в одном месте, по периметру группы, пособия - стулья, скамейка, шнуры.

Особое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают сюжетные игры со строительным материалом. В этом возрасте детям можно давать все виды существующих наборов и все формы строительного материала. В группе имеется крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки, средний и мелкий, с которым они занимаются за столом. Играя со строительным материалом, ребенок закрепляет и совершенствует умения, которые приобрел на втором году. Детей третьего года жизни подводим к сюжетной постройке, учим их строить. Этот вид деятельности используем также для ознакомления с формой предмета, его цветом, размером, развития пространственных соотношений. Например, в присутствии детей создаем разные сооружения, затем соединяем их в сюжетную постройку. Во время работы вслух планируем свои действия, объясняем, что собираемся строить; организовываем работу так, чтобы дети помогали, подбирали нужную форму. Руководя играми детей, уточняем их представления о форме и величине предмета, поддерживаем интерес к строительному материалу, предлагаем выполнить нужные для игры сооружения. Например: ребенок играет в зоопарк. Уточняем, знает ли он, где живут звери, что для них можно построить. Решаем: надо из кубиков сделать домик. Наборы строительного материала дополняем сюжетными игрушками (куклы, животные, птицы).

По окончании игры приучаем детей убирать строительный материал в предоставленное для этого место (полочки, ящики). Такое хранение помогает содержать строительный материал всегда в порядке.

Игра - основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра - лучший способ развития и обучения детей. Благодаря игре дети усваивают программный материал на более высоком уровне.

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возрастаОпыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время я использую в своей деятельности технологии ручного труда, как основное направление моей педагогической деятельности,.

Опыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возрастаОпыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Игра как основная форма организации педагогического процесса с детьми раннего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 марта 2022 в 22:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Игра как основная форма организации педагогического процесса с детьми раннего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Бутикова Оксана Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД