Бутикова Оксана Сергеевна
Опыт работы «Игра как основная форма организации педагогического процесса с детьми раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники в возрасте 2-3 лет начинают постигать мир во всей его многогранности. Безусловно, игровая деятельность малышей является ведущей в дошкольном возрасте. И именно в раннем и младшем дошкольном возрасте детей нужно учить играть, чтобы развитие игры шло должным образом.
Для игр детей раннего возраста характерны следующие особенности, которые можно считать возрастными.
Темочки:
Дети младших групп обычно играют порознь, в одиночку. На четвертом году жизни они иногда объединяются по 2-3 человека, но это скорее игра рядом: каждый ребенок играет сам по себе, не заботясь о том, что делает товарищ.
Игры малышей редко длительно сохраняют один сюжет. Он легко меняется. Стоит ребенку увидеть, как другой играет с какой-нибудь игрушкой, или случайно вспомнить какое-нибудь событие - и начатая игра прерывается: ребенок забывает то, во что недавно играл. Игра идет скачками, один сюжет сменяет другой.
Основная черта игровой деятельности детей раннего возраста - стремление многократно повторять одни и те же действия, например: кормить куклу или катать ее в коляске, строить заборы, домики.
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Ежедневно работая с малышами, перед нами стоит задача организовать деятельность детей так, чтобы игра стала содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры, сформировать у детей к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
Игра сопровождает малышей в течение всего времени пребывания в детском саду.
В течение дня стараемся, чтобы каждый ребенок получил положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх.
Для того чтобы развитие детей в игре проходило успешно нами были созданы соответствующие условия: отводим играм достаточное время; организуем предметно-развивающую среду, отвечающую 4 принципам: доступность, разнообразие, зонирование, эмоциональная привлекательность; выбираем методы работы с детьми для каждой деятельности: показ игрового действия - воспитатель в роли учителя; совместная игровая деятельность -воспитатель в роли партнера; косвенный метод (словесный) руководства игрой.
Работу с детьми раннего возраста начинаем со знакомства с дидактической куклой Машей и медвежонком Мишуткой. Маша вместе с детьми учит неумеху - Мишутку сервировать стол, мыть руки, посуду, готовить обед и т. п. Все игровые действия показываем и объясняем, например: «Кукла Маша устала, хочет спать, я ее положу в кроватку и покачаю, колыбельную спою». Поиграв с куклой, передаем малышу, ребенок самостоятельно начинает действовать. Кукла и медвежонок присутствуют в течение всего дня в различных видах деятельности.
Для игр подбираем простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее на стройку, мама катает в коляске дочку, кормит ее.
Учим детей умению владеть основными способами действия в играх с нашей помощью, характерных для той или иной деятельности, дети учатся использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого в групповой комнате и на участке создаем условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий хранится в определенном порядке. Это позволяет детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Стараемся рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая, друг другу.
Групповую комнату разделили на игровые зоны: уголок для сюжетно- ролевых игр, книжный уголок, познавательно-дидактическая зона (сенсорная, уголок рисования, уголок конструирования, физкультурный уголок. Постоянно меняем игровой материал для поддержания интереса к той или иной игровой ситуации и в соответствии с тематическим планированием.
В утренние часы играем с детьми в весёлые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками, которые поднимают настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.
Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес малышей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.
Обучение малышей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий. Подбираем такие формы организации обучающих игр, чтобы каждый ребенок при демонстрации игрового образца был не посторонним и послушным наблюдателем, а активным участником тех событий, которые перед ним разыгрывает взрослый. Эффективными приемами организации обучающих игр являются те из них, благодаря которым малыши эмоционально приобщаются к смысловому содержанию игровых задач, вместе с нами учатся ставить воображаемую цель, планировать ее выполнение, активно ищут способы и средства для достижения игровой цели.
Обучающую игру начинаем с показа игрушек, поясняем их свойства, действия с ними. А затем предлагаем игровую задачу: «Кукла испачкалась. Выкупаем Машу», «Петушку негде посидеть. Построим ему скамеечку" и т. д. Привлекаем детей к совместному решению игровой задачи с помощью вопросов к детям: «Мишутка заболел. Что делать?», сюрпризных моментов: «Кто там кричит? Давайте, послушаем», «Зайчик спрятался. Где он?», обращения персонажа к детям: «Помогите мне, ребята, сварить суп». Дети принимают посильное участие в обучающей игре: подают игрушки, выполняют игровое действие, помогают. Так обучающие игры с одной стороны побуждают детей к игре, с другой - постоянно обогащают их игровой опыт.
Сюжетные и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций. Например: готовим мишке обед, купаем куклу, лечим зайчика, принимаем гостей и т. д. В игре направляем детей на развитие сюжета (перенос действий из одних условий в другие, разное сочетание событий, их планирование), на совершенствование способов решения игровых задач (игра с игрушками, предметами - заместителями, воображаемыми предметами, обозначение словом роли, ролевые взаимодействия, ролевой диалог), на формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми.
На прогулке организовываем игры с песком, снегом и водой, с предметами и игрушками. Эти игры способствуют обогащению представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Наблюдения за окружающим, связываем с игрой. Например, труд помощника воспитателя: "Давайте, и мы помоем посуду! Где у нас губка, таз?". Или переносим в игру собственный опыт ребенка: «Что ты делаешь по утрам, когда просыпаешься? И куколку тоже надо умыть, вытереть полотенцем, причесать. Куклу мы и мыли, и спать укладывали, и гуляли, и кормили». Реальная жизнь и игровая деятельность тесно связаны в представлении ребенка, поэтому играя с куклой, дети обучаются, расширяется багаж знаний об окружающем мире.
С большим удовольствием дети играют в разнообразные имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов - веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок. Данные игры способствуют развитию воображения и творчества, так же, как и игры с элементами ряженья, театра. Знакомые образы животных вызывают положительный отклик у детей, радость. Используем игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила: «Зайка беленький сидит», «Мишка косолапый», «Поезд», «Самолет».
Для усиления воспитательной и образовательной стороны подвижных игр при повторении их несколько видоизменяем и усложняем: немного меняем правила, повышаем требования к их выполнению, включаем и новые движения (пройти или пробежать, перешагнуть или перелезть), изменив их темп, меняем местоположение гнездышек - в одном месте, по периметру группы, пособия - стулья, скамейка, шнуры.
Особое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают сюжетные игры со строительным материалом. В этом возрасте детям можно давать все виды существующих наборов и все формы строительного материала. В группе имеется крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки, средний и мелкий, с которым они занимаются за столом. Играя со строительным материалом, ребенок закрепляет и совершенствует умения, которые приобрел на втором году. Детей третьего года жизни подводим к сюжетной постройке, учим их строить. Этот вид деятельности используем также для ознакомления с формой предмета, его цветом, размером, развития пространственных соотношений. Например, в присутствии детей создаем разные сооружения, затем соединяем их в сюжетную постройку. Во время работы вслух планируем свои действия, объясняем, что собираемся строить; организовываем работу так, чтобы дети помогали, подбирали нужную форму. Руководя играми детей, уточняем их представления о форме и величине предмета, поддерживаем интерес к строительному материалу, предлагаем выполнить нужные для игры сооружения. Например: ребенок играет в зоопарк. Уточняем, знает ли он, где живут звери, что для них можно построить. Решаем: надо из кубиков сделать домик. Наборы строительного материала дополняем сюжетными игрушками (куклы, животные, птицы).
По окончании игры приучаем детей убирать строительный материал в предоставленное для этого место (полочки, ящики). Такое хранение помогает содержать строительный материал всегда в порядке.
Игра - основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра - лучший способ развития и обучения детей. Благодаря игре дети усваивают программный материал на более высоком уровне.