Лидия Лемех
Игра как один из наиболее эффективных методов, способствующих повышению качества образования младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как один из наиболее эффективных методов,
способствующих повышению качества образования
младших школьников.
I. Дидактическая игра.
Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального образования. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не становятся полезными – это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не вызывает у него интереса. Ученик пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие не может быть опорой прочных знаний, умений и навыков. Игры на уроке – прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его мыслить.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
II. Применение ИКТ.
Использование ИКТ, то есть опираясь на компьютер, реализуются новые дидактические задачи, которые раньше не только не решались, но и не ставились, осуществление которых достаточно сильно влияет на качество образования: например, оптимизация распределения учебного времени, обеспечение непрерывной обратной связи, доступ учеников и учителей к любой информации. Компьютер заменяет учителей в той деятельности, которая носит технический характер. Компьютер может сравнительно быстро проводить проверку качества образования по ряду параметров, что особенно важно в связи с введением тестирования. При этом обеспечивается полная объективность и независимость результатов от настроения проверяющего, предыдущих успехов (или неуспехов) школьника. Компьютер обеспечивает для учащихся доступность практически всего накопленного человечеством опыта, любой библиотеки, музея, периодических изданий всего мира. Компьютер – всегда только помощник учителя!
III. Учение с увлечением.
Все начинается с урока. Один из принципов современной педагогики – учение с увлечением. Легко ли это учителю? А детям? Ведь для многих из них учёба – это тяжёлая работа. Известный польский педагог Януш Корчак писал: «Если вы умеете определять радость ребёнка и её силу, вы должны знать, что самая высокая радость - преодолённой трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности».
Вот поэтому так радостно вспыхивают глаза ученика, и так бережно и гордо он несёт свою тетрадь, в которой за выполненную работу стоит «пятёрка», и вот поэтому другой, вытирая крупные капли пота со лба, сдержанно говорит: «Проверьте, я, кажется, всё правильно сделал».
Любому ребёнку, независимо от его способностей к обучению, необходимо создать на уроке ситуацию успеха, комфортную атмосферу для мышления, работы, творчества. Поэтому в последнее время такое внимание уделяется личностно-ориентированному обучению, в основе которого лежит истинная любовь к своим воспитанникам. Ведь учитель без любви, что певец без голоса, музыкант без слуха. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребёнком согрей руки. Нам, учителям, также необходимо помнить не только о тепле рук, но и о тепле своей души.
Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далекий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своем эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».
Главная задача учителя состоит в том, чтобы не только обеспечить реализацию государственных стандартов образования, но и способствовать духовно – нравственному, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Наши дети – современники многих сложных событий, и не стоит обольщаться ложной мыслью о том, что они не оценивают происходящее. Оценивают. Часто с юношеским максимализмом и категоричностью, так как не имеют жизненного опыта.
«Где лучше жить, там и родина» - слышим часто повторяющуюся в прессе фразу. Поэтому именно учитель должен на своих уроках так говорить о России, так рассуждать и поворачивать разными гранями явления жизни, чтобы ученики ясно поняли, что стоит за сочетаниями «родная страна», «родной край», «родной дом», а потом, уже имея багаж знаний, и рассуждали, помня, например, русскую поговорку: «И кости по Родине плачут».
Сколько процентов программных знаний ребятам потребуется в жизни? А совершать поступки, общаться, выбирать пути решения проблем им придется каждый день. Однако, любая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет пользы, и поэтому часто на уроках мы говорим о старых как мир вещах: «Не убий, не укради, почитай отца и мать своих…»- именно с этих простых истин начинает зарождаться духовность.
Практическая часть.
Каждый учитель должен понять, что игры в школе – это не игры-развлечения, вводимые лишь для занимательности. Игры на уроке – прежде всего обучающие. Они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его мыслить.
В данной главе хочу привести примеры применения некоторых дидактических игр при изучении новых букв на уроках обучения грамоте.
I. «Фонетическая зарядка».
- Как девочка укачивает куклу? А-а-а. При изучении буквы А.
II. Игра «Кто самый внимательный?».
Игра на нахождение одинаковых звуков в словах. Например: арбуз, астра, аист, аквариум.
III. Игра «Перекличка».
Предлагаю быстро встать тем детям, чье имя, потом чья фамилия начинаются на изученный звук. Игра также закрепляет нахождение одинаковых звуков в словах и одновременно является физкультминуткой для снятия у детей усталости.
IV. Игра «Любопытный».
Это одна из самых любимых игр моих ребят. Она хороша и тем, что обогащает словарный запас детей. Читаю детям ряд вопросов, а их ответы должны содержать слово на изучаемую букву.
Например:
- Где ты живешь?
- В городе.
- Где стоит твоя машина?
- В гараже.
- На чем ты любишь играть?
- На гитаре.
- Где остановились гости?
- В гостинице.
- Где напечатана статья?
- В газете.
- Какие ты знаешь города?
- Гаджиево.
- Какие ты знаешь названия улиц?
- Гаджиева.
V. «Скороговорки, чистоговорки».
Например:
- Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.
Ша-ша-ша –
Мама моет малыша.
VI. Игра «Доскажи словечко».
Эту игру дети любят особенно.
Например:
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это… белка.
Повышение качества образования младших школьников
путем создания проблемной ситуации на уроке.
1. Например: вставить пропущенную букву в слове гол…лед. Ребята написали по-разному, что позволило самостоятельно вывести правило о том, что в русском языке в сложных словах между корнями пишется только соединительная гласная о, никогда не пишется а.
2. Использование опорных схем, чтобы закрепить правила написания сложных слов.
о а
3. Развитие логического мышления. Выявить лишнее слово и сделать обобщение.
Например:
четверг е
понедельник о
пятница я
воскресенье ь
календарь а
вторник и
Заключение.
Качество знаний – это полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность, то над чем предстоит работать постоянно совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».
Слагаемых в работе учителя очень много. Мы рассмотрели только некоторую часть, этот список должен быть дополнен, продолжен. Итак, результатом повышения качества начального общего образования должна стать оптимальная сумма следующих факторов и условий:
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Создание ситуации успеха.
3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.
4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.
5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.
6. Вовлекать родителей в учебный процесс.
7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.
8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной
деятельности.
9. Обучение через диалог.
10. Обучение через интерес.
11. Психологическое единство с классом.
12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.
13. Мотивация познавательной деятельности.
14. Дифференциация заданий.
15. Разнообразие форм организации учебного процесса.
16. Использование психолого-педагогических характеристик учащихся.
Однако, в сфере образования остаются проблемы. В нашем распоряжении учебные пособия, качество которых зачастую более чем сомнительно. Недостаточное финансирование, невысокая оплата труда и многое другое. Но почему тогда при всем этом далеко не полном перечне сегодняшних проблем, недостатков и трудностей бегство учителей из школы в иные структуры не принимает массовый характер? Почему есть у нас и учителя – новаторы, продолжается поиск инновационных технологий, есть просто увлеченные своим делом люди, идущие в школу к своим ученикам с открытым сердцем и светящимися глазами? Наверное, это русская загадка. А может быть, ответ более прозаичен. Е. Н. Ильин продекламировал пять деятельных глаголов: «Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!» Не им ли следует учительство в России? Это ли не подвижничество? Если это так, значит, школа будет жить, а у России есть будущее.
Прозвенит последний звонок. Начнется новая, самостоятельная жизнь. Научили ли мы его преодолевать трудности? Общаться с разными людьми? Ориентироваться в потоке информации? Вести здоровый образ жизни? Воспитали в нем такие качества, как самостоятельность, уважение ко всему окружающему, выносливость, целеустремленность? Если да, тогда он – сильная Личность, и на своем жизненном листе наш Ученик поставит нам «пять»!