Елена Крылова
Игра как форма организации жизнедеятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как форма организации жизнедеятельности детей.
Одним из положений педагогической теории игры является признанием ее как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время прибывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог педагог вовлекам детей в новую.
Публикация «Игра как форма организации жизнедеятельности детей» размещена в разделах
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержатся в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно в ней решать с наибольшим эффектом.
Исходя из особенностей вида игры, задачи, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей способности к игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.
Направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она — своеобразная самостоятельная деятельность детей. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Именно в игре наиболее полно активизируется Общественная жизнь детей. Игра позволяет детям самостоятельно использовать те или иные формы общения.
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений.
• отношения, которые определяются содержанием игры, правилами игры.
• Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил).
Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ребенок стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстникам ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, жертвует своими интересами ради общения с партнером. Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются качества «общественности» : способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.
При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А. П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре — первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.
Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчивые, агрессивные, малоактивные, с нарушениями речи). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех детей без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения, которые реально обеспечат самостоятельность.
Как форма организации жизни и деятельности детей, игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня необходимо выделять время, когда дети могут спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагогу следует продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, вызвать их активность, вызвать повышанные эмоции.
Чтобы игра стала формой организации жизни детей, необходимо создать предметно-игровую среду и определить роль взрослого в руководстве играми детей, сохраняя ее творческий потенциал.