Инна С
Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, что отрицательно отражается на последующем развитии ребенка. Имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье, заменой чтения литературы на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом такой современной тенденции является нарушение речевого развития у дошкольников. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность.
Публикация «Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Педагогический опыт работы показывает, что, игра-драматизация оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Игры-драматизации способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, сила голоса). Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Драматизация обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, способствует нравственно-эстетическому воспитанию.
Важным условием в драматизации является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. Важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого котенка или находчивую Машу.
Важна и сама подготовка к драматизации.
1. Необходимо привлекать детей к участию в играх – упражнениях на развитие дыхания. Эти упражнения необходимы для формирования умения на одном дыхании проговаривать скороговорки, реплики персонажей:
• Дуть на легкие шарики, карандаши, свечи
• «Кто загонит мяч в ворота»
• «Горячий чай»
• «Снег кружится, летает, летает»
2. Подобранные упражнения на эмоционально-смысловые оттенки, помогут детям понимать свое эмоциональное состояние, разовью способность управлять своими чувствами и эмоциями:
• мне грустно
• тепло - холодно
• съешьте кислый лимон
• волк крадется за зайцем
• лампочка потухла, зажглась
• обиделись
• показать, как кошка выпрашивает колбасу.
3. Ежедневно детям необходимо выполнять комплекс упражнений на развитие дикции - артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки. Это позволит укрепить мышцы речевого аппарата.
4. Упражнения на правильное произношение звуков при звукоподражании позволят детям закрепить произношение определенного звука, разовьют голосовой аппарат, выработают у ребенка умение произносить звукоподражание громко и тихо, научит различать высоту, тембр, силу голоса:
• Курочка и цыплята
• Часы тикают
• Дождик: Кап! Кап!
• Шум ветра
• Шипение змеи
• Покажи, как гудит пароход, самолет
• «Далеко и близко»
• «Была тишина»
• «Лесенка»
• «Большой и маленький»
5. Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц позволят детям упражняться в выполнении заданных действий, научат как можно точнее изобразить образ выбранного персонажа:
• Дети проснулись-потянулись
• Воробышки машут крыльями
• Маша садится на большой стул
• Мишутка увидел Машу
• Как ходит принцесса?
• Как серый волк по лесу рыщет?
• Как заяц прижав уши убегает от него?
6. Упражнения на развитие выразительной мимики, игра-пантомима помогут детям развить выразительность движения и жестов, быстроту реакции, память:
• Плечи говорят: Я горжусь (расправить плечи)
• Солнечный свет слепит глаза
• На улице мороз
• Как вы чистите зубы
• Как вы стучите в дверь
• Как вы показываете кому-то «Стоять!»
• Как вы показываете кому-то «Пошли со мной!»
• Как вы ругаете балующегося ребёнка
• Как вы прощаетесь
• Как вы надуваете воздушный шар
• Как вы расчёсываетесь
• Как вы вдеваете в иголку нить
• Как вы посылаете кому-то воздушный поцелуй
• Медведи удивились
• Сонная Машенька
• Внучка удивилась
• Маша испугалась
• Мышка хитрая
• Злой
• Добрый
Участие в играх драматизациях, несомненно, создают благоприятные условия для развития у детей чувства сплоченности в коллективе, зарождают первоначальные формы позитивного взаимодействия между сверстниками. Увиденное и пережитое в драматизациях существенно расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать об этом своим друзьям и близким.
Планируя работу над игрой драматизацией, не нужно ставить перед собой цель обучить детей актерскому мастерству. Важно создать ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Дети будут более эмоционально раскрепощены, если к непосредственному участию в драматизациях привлекать их родителей. В итоге сыгранные совместно роли вызовут у детей и их родителей обоюдный эмоциональный восторг и надолго оставят яркие впечатления. Дети почувствуют себя настоящим артистами сцены. Полученный детьми полезный опыт игры драматизации в дошкольном возрасте, сформирует неоспоримый фундамент в зарождении творческого потенциала будущего ребенка.
Список литературы
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада -М., «КНОРУС», 2003г.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений - М., «Сфера», 2001г.
Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб. : Воспитание детей в игре - М., «А. П. О.», 2004г.
Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет - М., «Линка-Пресс», 2012г.