Екатерина Александровна Чорнозуб
Игра для младших школьников «Арктическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Арктическое путешествие
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Духовная жизнь ребёнка полноценналишь тогда,
когда он живет в мире игры сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
В. А. Сухомлинский
В результате введения ФГОС возникает синергетический эффект учебной и внеурочной деятельности. Организованным механизмом реализации воспитательной работы является план воспитательной работы. Он определяет состав и структуру направлений, форм организаций, объем воспитательной деятельности с учетом интересов учащихся.
Темочки:
- Игры для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Программа составлена на основе:
- Приказа Минобрнауки № 374 от 06. 10. 2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования».
- Приказа Минобрнауки № 1897 от 17.12. 2010г «Об утверждении ФГОС основного общего образования».
- рекомендаций Департамента образования администрации Пуровского района.
Мир детства – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот жизненный опыт в своей деятельности, в играх. Мир детства – мир радости, улыбок, смеха; это время, когда всё получается, неудачи быстро забываются, когда праздник - каждый день, и радость - каждый миг. Такой островок радости есть у младших школьников. Это игра «Путешествие на планету Знаний». Детство - это время первых открытий, первых свершений.
Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Становясь взрослыми, они уносили с собой в жизнь замечательные качества, приобретё нные в игре: доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, мечтательность и творчество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь. Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребёнка. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребёнка обогащается, формируется произвольная регуляция поведения, формируется память, внимание, способность восприятия.
Игра для младших школьников – это способ научить тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом в игре воспитывается личная ответственность за порученное дело.
Начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в 1 – 4 классах, должны остаться в памяти человека, как время приобщения к взрослой жизни, в которой всё было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина Российской Федерации.
К концу младшего школьного возраста должны сформироваться новообразования, которые являются центральными для данного возраста, такие как:
развитие нового познавательного отношения к действительности;
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
ориентация на группу сверстников;
Характерные особенности младшего школьного возраста являются важными для:
формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становления адекватной самооценки;
усвоения социальных норм и нравственного развития;
развития навыков общения со сверстниками;
Младший школьный возраст является возрастом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ребёнка, тем легче ему справиться со сложностями подросткового возраста.
Цель игры: Воспитание духовно-нравственных качеств, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей младших школьников через включение в длительную игровую деятельность.
Задачи игры «Арктического путешествия» :
- обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи и других институтов общества;
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- формирование у учащихся активной деятельностной позиции;
обеспечение разнообразия и вариативности содержания внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.
Решение поставленных задач реализуется по направлениям:
создание нового стиля взаимоотношений междувзрослыми и детьми, стиля совместной, равноправной, взаиморазвивающей, интеллектуальной творческой деятельности;
использование в повседневной работе разнообразных доступных и интересных детям младшего школьного возраста форм и методов работы;
развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
включение родителей учащихся в воспитательный процесс;
сплочение классного коллектива;
1 класс
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник, карандаши, флосастеры и т. д.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться на занятиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, журнале.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге на уроке, на мероприятии и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре.
2 класс
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3 класс
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
а, иллюстрация и др.)
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
.
4 класс
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
.
Коммуникативные УУД
1. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
2. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Участниками игры-путешествия становятся ребята от 7 до 11 лет, объединённые общими интересами. Игра– путешествие рассчитана на 1 года.
Правила игры:
Важнейшей особенностью развития игры являются игровые правила.
В начале учебного года, когда формируется экипаж путешественников, т. е. коллектив класса, необходимо поработать над освоением правил поведения в игровом пространстве.
На стартовых линейках командирам экипажей вручают маршрутные листы – это основное свидетельство содержания и форм каждого экипажа на все годы обучения на первомуровне обучения. В соответствии с маршрутным листом каждый экипаж начинает движение в пространстве игры «Арктическое путешествие» с определённой станции. Порядок прохождения станций экипажами путешественников заранее известен. На каждой станции экипаж должен находиться строго определённое время.
Во время проведения игры учащиеся проходят намеченный маршрут, выполняют порученное задание и общественно полезную работу. Все результаты путешествия, фиксированные в маршрутном листке экипажа, позволяют наблюдать изменения, происходящие на каждом участке игры (достижения, рекорды, победы и т. д.). Каждый этап игры оценивается специально организованным жюри. В конце месяца подводятся итоги и определяются победители, им вручаются индивидуальные или командные фишки, количество которых фиксируется в таблице, размещённой на карте Путешествия.
Игровой сюжет
Символом игры является арктический белый медвежонок Умка. Образ медвежонка выбран не случайно. В переводе с греческого — «медведица», — «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный»).
В основе сюжета игры лежит сказка Юрия Яковлева про белого медвежонка Умку и его друга («Умка», «Умка ищет друга»).
…Крепко подружились Умка и мальчик, который, оказывается, пахнет молоком, а вовсе не дымом! Ведь все детеныши мле-ко-пи-та-ю-щих – пахнут молоком! И медвежата, и ребята. У его товарища, который ходит на двух ногах, не растет шерсть на щеках, и нос его не черный, а розовый, к тому же он мальчик… Очень расстроился Умка: ведь его друг куда-то исчез! И отправился Умка искать потерявшегося друга. Ведь для настоящей дружбы не существует преград и расстояний, правда?
Так Умка оказался в незнакомом ему Пуровском районе и встретился с детьми, которые помогут ему отыскать друга и вернуться домой в Арктику. Благодаря маленьким жителям района Умка знакомится с Пуровской землёй, вместе с ними он путешествует по Арктике, где их ждут приключения, испытания, новые открытия. Вместе с полярными исследователями они узнают о природе Арктики, оказавшись на ледоколе «Ямал» пересекают океан Изобретений, в гостях у мальчика Хомани знакомятся с традициями и обычаями коренных народов Севера, принимают участие в экологической спасательной акции на острове «Белый». Чем сложнее выпадают испытания, тем больше юные путешественники понимают важность понятий «дружба», «верность», «помощь друг другу». В завершении путешествия Умка обретает верных друзей, которые помогают ему вернуться домой.
Символы игры
В игре может использоваться символика, включающая: эмблемы, значки, вымпелы, галстуки, жилеты, разноцветные ленточки, жетоны и др.
Путевой лист :
№ п/п Название станции Результат
1. «На краешке земли»
2. «Внимание, айсберг!»
3. «Полярная станция исследователей»
4. «В гостях у ХОМАНИ»
5. Залив «Будь здоров»
6. «Океан изобретений»
7. «Полярный круг дружбы»
8. «Остров Белый»
9. Вершина «Семейный очаг»
Достичь хороших результатов нам поможет планирование маршрута игры-путешествия на основе соединения воспитательных мероприятий с мероприятиями предметных недель. Так, получая задание на определённой станции, каждый экипаж вовлекается в деятельность по изучению дополнительной литературы для участия в интеллектуальных играх, изготовлению поделок из природного материала, созданию творческих проектов. Всё это позволяет расширять знания учащихся, развивать творческие способности, приобретать опыт позитивного общения со сверстниками, старшими товарищами, учителями. Игра-путешествие играет большую роль в формировании эмоционально-волевой регуляции, необходимой для успешного завершения коллективного творческого дела.
В игре-путешествии участвует команды (классные коллективы) учащихся школы. Команды формируются самостоятельно.
Игра начинается в начале учебного года (сентябрь). Каждый учебный год включает в себя две ступени. Ступень - это комплекс ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования. На каждой ступени роста участникам присваивается звание «Путешественник» и «Знаток». По итогам игры участникам присваивается звание «Верный друг» .
Участники в ходе игры путешествуют по девяти тематическим станциям:
Длительность каждой станции - 1 месяц.
Алгоритм проведения игры-путешествия на каждой станции включает в себя (Таблица №4) :
1. Сбор - старт.
На сборе-старте участники получают задание по проведению коллективного творческого дела, а также необходимую информацию, включающую в себя обоснование деятельности и правила игры (в т. ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке).
2. Коллективное творческое дело (КТД)
КТД есть проявление практической заботы учащихся и педагогов об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно учащимися и педагогами, как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
3. Сбор-финиш.
На сборе-финише подводятся итоги, награждаются победители.
Сроки Название станции Коллективное творческое дело Тематика
сентябрь Станция
«На краешке земли» Игра-путешествие
«Мой край - Ямал» краеведение
октябрь Станция
«Внимание, айсберг» Игра на местности
«Тропа доверия» («Зарничка») ОБЖ
ноябрь Станция «Полярная станция исследователей» Конкурс снежных фигур «Снежная сказка» окружающий мир
декабрь Станция
«В гостях у Хомани» Игра-путешествие
"В гостях у Хомани"
культура северных народов
январь Станция
«Залив «Будь здоров!» Весёлые старты
«Большие гонки» ЗОЖ
февраль Станция
«Океан изобретений» Конкурс "Самоделкин"
наука
и техника
март Станция
«Полярный круг дружбы» "Калейдоскоп игр "
дружба,
милосердие
апрель Станция
«Вершина «Семейный очаг» "Моя семья "
семейные ценности
май Станция «Остров Белый» «Экологический десант» экология
Необходимым атрибутом игры-путешествия является Карта путешествия, где содержится важная информация: название игры, девиз, схема маршрутов путешествия (флажками или другими условными значками отмечается пройденный путь команды, задания командам, донесения, телеграммы, решения Штаба игры. Штабом игры является Дом детского творчества. Общая карта путешествия оформляется на видном месте в Штабе игры. На карте отражается ход и результаты игры.
Каждая команда ведёт Дневник Путешествия (бортжурнал, путевые записки и т. п., где участники игры делятся своими впечатлениями о пройденных маршрутах, отмечают всё интересное, новое. В дневник можно внести: название команды, девиз, записи об интересных делах, фотографии, рисунки, иллюстрации, отзывы интересных людей с которыми ребята встретились на своём пути.
Игра-путешествие предлагает завершение - финал. Это может быть сбор-привал, где команды расскажут об итогах своего путешествия, оформляются выставка творческих работ, рисунков, фотографий, дневников путешествия, награждаются победители, участникам присваивается звание «Верный друг» и т. д.
Названия основных станций «Арктического путешествия»
1 станция «На краешке земли» (сентябрь)
1. День знаний (1-4 классы)
2. Часы общения с инспектором ГИБДД (1-4 классы)
3. Экскурсии на природу (1-4 классы).
4. Коллективно – групповая деятельность «Золотая осень»,выставка рисунков, поделок, букетов из природных материалов). 1-4 классы.
5. Поздравительная открытка для учителей;2-4 классы;
2 станция «Внимание, айсберг!» (октябрь)
1. Спортивно-игровые программы:
- «Красный, жёлтый, зелёный» - 1 класс;
- «Светофорчик» - 2 класс;
- «Зигзаг удачи» - 3 класс;
- «Друзья дороги!» - 4 класс;
2. Для учащихся 1-х классов: «Посвящение в первоклассники».
3. ЯМАЛ – мой край родной» (игровая программа «Знатоки родного края» 1 – 4 классы;
3 станция «Полярная станция исследователей» (ноябрь)
1. Работа по плану осенних каникул
2. Подготовка номеров к концерту посвящённому Дню Мам!
3. Конкурс рисунков, поздравительных открыток для мам, 1-4классы
4. Изготовлениеснежных сказочных фигур».
4 станция «В гостях у ХОМАНИ» (декабрь)
1. Конкурс рисунков «Здравствуй, зимушка – зима!».1-4 классы
2. «Фабрика Деда Мороза» :Конкурс новогодних гирлянд. 2 – 4 классы; Конкурс – выставка кабинетов «Новогоднее настроение» 1 – 4 классы;
3. Конкурс – выставка «Снежная фантазия» новогодних плакатов. 1-4 классы
4. Новогодние утренники для 1-4 классов.
5. Зимние каникулы:
- весёлые старты;
- конкурс снеговиков;
- взятие снежного городка;
5 станция «залив: «Будь здоров»(январь)
1. Спортивно – игровая программа «Весёлые гонки» 1 – 4 классы;
2. Смотр – конкурс стенгазет на тему: «Мы за здоровый образ жизни».
6 станция «Океан изобретений» (февраль)
1. Декоративно – прикладная выставка «Вместе с папой мастерим» 1 – 4 классы;
2. Изготовление и защита проектов «Техника будущего в освоении Арктики».
3. Декада патриотического воспитания в рамках празднования дня -военизированные эстафеты -1-4 классы;
7 станция «Полярный круг дружбы» (март)
1. Смотр – выставка декоративно – прикладного творчества «Удивительный мир цветов» 3 - 4 классы;
2. Международный Женский день «8 Марта», выставка поздравительных открыток к 8 Марта; 1 – 2 классы;
3. Всероссийская неделя Детской книги 1-4 классы;
4. Прощание с азбукой. 1 классы;
5. Игровая программа «Дважды два» - 1-4 классы;
8 станция «Остров Белый» (апрель)
1. Игровая программа «Экологический калейдоскоп» 1-4 классы;
2. Месячник противопожарной безопасности. (Смотр – конкурс плакатов на тему: «Противопожарная безопасность». Урок – экскурсия пожарной боевой спецтехники). 1 – 4 классы;
9 станция «Вершина «Семейный очаг» (май)
Неделя патриотического воспитания приуроченная к празднованию Великой Победы.
1. Военизированные эстафеты «Победа!» для 1-4 классов;
2. Поздравление ветеранов ВОВ по домам;
3. Возложение венков, цветов к вечному огню; 2-4 классы; 4. Конкурс рисунков «Мы помним, мы гордимся!» 1 – 4 классы; 5. Смотр-конкурс рисунков на асфальте «Мир, весна, семья!
6.«Прощание с начальной школой»- 4 классы;
Общешкольная линейка с подведением итогов игры «Путешествие к планете Знаний», награждение самого лучшего класса по результатам года- 1-4 классы;
Ожидаемым результатом игры «Арктическое путешествие» должно стать:
-развитие у детей познавательного интереса, целеустремлённости, деловитости, коммуникативных способностей;
-расширение кругозора, обогащение практического опыта учащихся;
-умение соблюдать правила игры, правила поведения в школе;
-умение работать в паре или группе, проявляя инициативу, творческие способности.
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Таким образом, игра-путешествие способствует формированию личности, которая, по словам А. А. Леонтьева,
«…способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами»
«Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!»