Карина Буракова
Идеи сенсорного воспитания в авторской педагогике Е. И. Тихеевой
▼ Скачать
Елизавета Ивановна Тихеева – яркий, талантливый педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Можно смело утверждать, сколь высок вклад Е. И. Тихеевой в педагогическую науку. Однако говорить, что он досконально изучен, не приходится. И виной тому – многолетние запреты русских ученых, чья деятельность не отвечала «требованиям» власти большевиков.
Публикация «Идеи сенсорного воспитания в авторской педагогике Е, И, Тихеевой» размещена в разделах
Сторонница прогрессивно-гуманистического направления в педагогике, Е. И. Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармонической цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного». Гармоничное воспитание личности, по мысли Е. И. Тихеевой, должно базироваться на этических началах.
Решая сложный для педагогики того времени вопрос об источнике и средствах развития ребенка-дошкольника, Тихеева пришла к правильному пониманию: именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира – как основные средства развития.
Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве.
Проблемы сенсорного развития и воспитания дошкольников – центральные в творчестве Е. И. Тихеевой.
Общеизвестно: сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятии художественных образов.
Воспринимая красоту, «разлитую» вокруг него, отмечала она, ребенок мало-помалу становится чутким ценителем прекрасного. А для этого необходимо развивать его вкус на лучших образцах живописи, музыки, живого художественного слова. В свою очередь эстетические впечатления должны рождать в ребенке доброту. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, и опирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты – могучий союзник нравственности.
Тихеева советовала создавать в каждом саду уголки живой природы, обдуманно подбирать дидактический материал – естественный (семена, цветы, плоды, насекомые, камни, песок, жизненный (мебель, посуда, орудия труда, бросовый материал, искусственный (строительный материал, игры парами, лото, игрушки, картины).
«Вообще, применение дидактического материала с целью развития внешних чувств, – писала она, – требует крайне осторожного, продуманного отношения. Надо, прежде всего, понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство; оно должно явиться подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человека возможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры. Осуществить подобное, правильно понимаемое воспитание органов чувств дело не легкое…».
Своеобразие методики Тихеевой – это разнообразие активных видов детской деятельности.