Тамара Мандрик
Идеи проведения занятия в ясельной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Идеи проведения занятия в ясельной группе
Руководитель : Мандрик Т. А.
Бытует мнение среди воспитателей, что самый сложный возраст в обучении — это ясельный. Ведь 90% у детей, приходящих в ясли, отсутствует полное самообслуживание. А в последнее время воспитатели стали замечать, что есть дети, которые не приучены к твердой пище. (Родителям проще дать пюре образную еду, чем готовить). Все это очень влияет на развитие детей. Да, процесс обучения в этот период детей сложен, но и при этом очень интересен. Необходимо помнить об особенностях этого возраста. В 2-3 года ребенок очень возбудим, настроение очень переменчиво. Но в этом и есть свой плюс, его легко переключить с одного действия на другое.
Публикация «Идеи проведения занятия в ясельной группе» размещена в разделах
Если ребенок чем-то заинтересован его можно обучить чему-то новому, поэтому занятия проводятся в виде игры. Для лучшего результата необходимо убедиться, что ребенка ничего не беспокоит (хочет он есть, пить и. т. д). Общение с людьми носит интуитивный личностный характер. На это стоит обратить внимание воспитателям, т. к в этом возрасте на занятиях необходимо индивидуальных подход к ребенку. Общение он строит на подражание взрослым. Сверстников он особо не воспринимает, а относится к ним как не кому объекту. Играет он один, старается подражать сверстникам очень любит нравится другим. Главная черта в этом возрасте — это открытость. Он не умеет скрывать свое отношение к окружающему миру.
Речь в этом возрасте продолжает свое формирование. Воспринимает небольшие рассказы. Может односложно отвечать на вопросы. Физически не до конца развит. Продолжает учиться бегать, ловить мяч, ходить на носочках.
Для того чтобы процесс обучения был эффективен необходима комплексная образовательная деятельность.
В нашей группе образовательная деятельность вплетена в режимные моменты (В процессе каждого действия идет обучение).
Образовательная деятельность — это формы работы педагога с детьми, их родителями, а также с другими педагогами, направленные на реализацию целей дошкольного образования.
Основная цель образовательной деятельности триедина:
1Воспитательная: формирует ребенка как личность, его отношение к окружающему миру.
2 Развивающая: прежде всего стимулирует у детей память и речь. Формирует у детей воображение, творческие способности.
3 Обучающая: Всесторонние развивает ребенка.
Ясельный возраст является ключевым в жизни ребенка, и от того насколько он будет развит, (какие занятия с ним будут проводится) зависит интеллектуальное развитие ребенка. Необходимо особое внимание уделять речевому развитию. Процесс развития речи на прямую связан с развитием мелкой моторики рук. Развивая мелкую моторику рук, мы оказываем влияние на головной мозг. Здесь можно перефразировать народную мудрость «Все проблемы из головы» «Весь успех ребенка в голове». Поэтому на наших занятиях обязательно присутствует элемент пальчиковой гимнастики
(независимо от вида деятельности).
Когда ребенок приходит в детский сад (как правило, это начало сентября, мы даем детям освоиться, к новому коллективу, новому месту, поэтому в этот периуд мы не проводим занятия. Только в середине сентября мы постепенно водим занятия. Занятия у нас проводятся строго по подгруппам 5-7 человек. Как правило это утром или сразу после сна.
Каждое наше занятие мы стараемся разнообразить, чтобы занятие не было похожим на предыдущее. Стараясь использовать разные методы обучения.
1Метод наглядности (наблюдение) Благодаря этому методу ребенок видит зависимость между предметами и явлениями.
Например на это недели у нас показывается кукольный театр (на следущей недели показываем диафильмы). Сюжет для него берется из сказок (Сутеева В. Чуковского К., Михалкова С. т. д.). Затем на каждом занятие мы упоминаем эту сказку т. е. проводим параллель. Например сказка Репка. В понедельник показывается спектакль Репка. На окружающим мире в эту неделю мы проходим овощи (упоминая репку). На физкультуре преподаватель дает игру «тащим репку», на творческой деятельности мы рисуем и лепим «Репку». В конце недели мы повторяем спектакль. Стараясь уже немного порассуждать, отвечать на вопросы.
(Хочу отдельно упомянуть про реквизит нашего театра. Весь реквизит мы делаем вместе с детьми старших групп, на дополнительных кружках. Мы считаем, что самые лучшие игрушки, это те что сделаны ребенком.)
Также в своей работе мы используем куклу Би-ба-бо. Би-ба-бо это живая кукла на руке ребенка или взрослого. Как уже ранее говорилось в этом возрасте ребенок имеет свойство подражать, и он смотря на этих героев учится не боятся, он получает представление о добре и зле, о правилах поведениях за столом, на улице, на празднике. В нашей группе есть 3 категории кукол.
1 Куклы «Помогайки» (мы их так называем). Цель этих кукол помочь ребенку.
в трудных ситуация. Эти куклы используются у нас каждый день. Каждый ребенок заходя в группу здоровается с куклой Солнышком (Это большая кукла в виде солнышка имеющая 4 луча, два луча руки и две ноги). Солнышко его обнимает вытирает слезки (тк дети чужую тетю воспринимают не очень хорошо, тем самым создает первый мост между воспитателем и ребенком. Следящая кукла «Малышь». Это наш первый помощник в приучении детей к горшку и когда надо укладывать на сон. В первом случае мы сажаем «куклу Малыша» на горшок (показываем ребенку как сидеть на горшке, во втором мы «не пугаем малыша» а ведем себя тихо и закрываем глазки. Кот «Обжора», с помощью этой куклы мы приучаем детей кушать самостоятельно (показываем коту как надо брать ложку в руки и аккуратно кушать). Кукла Таня эта кукла помогает нам в приучении самостоятельности одевания одежды. Также кукле Тане мы рассказываем стишки на праздник (кукла присутствует на всех праздниках, видя ее ребенок меньше стесняется)
2 Пальчиковые куклы. Эти куклы у нас используются для разучивания пальчиковых игр. Смотря на них дети повторяю движения за воспитателем.
3 Рабочие куклы. Эти куклы для игры детей. Они находятся в коробке. Ребенок может в любое время подойти и играть в них.
Показ мультфильмов, кукольных спектаклей, диафильмов, повышает их эмоциональное восприятие, расширяет их кругозор и развивает речь.
Следующий метод это практический. После просмотра спектакля или мультфильма мы стараемся погрузить ребенка в тему недели. Это происходит благодаря играм (игры присутствуют как в группе так и на улице, с использованием не только современные игры но и старые русские игры, например классики в эту игру могут играть даже малыши, поэтому напротив каждой площадки на асфальте нарисованы классики, упражнениям (включают в себя пальчиковые игры и веселые танцы под музыку тоже как в группе так и на улице).
Последний метод словесный. Этот метод представляет общение воспитателя и ребенка, посредством рассказов, чтение художественной литературы, беседы. Рассказы помогают развить детское воображение. Чтение художественной литературы обогащает словарный запас детей, расширяет знание об окружающем мире. После занятия задаются вопросы (если ребенок может ответить на вопросы, если нет то показывает пальчиком) Каждое рассказ или чтение сопровождается наглядным пособием.
Для того чтобы этот метод был эффективным сам воспитатель должен развиваться, читать не только методическую литературу, но и детскую современную литературу (говорить с ребенком на одном языке.)В нашем детском саду есть замечательная традиция мы ее называем «В гостях у книги».
Дети старших групп ходят в нашу местную библиотеку. Где для них проводятся тематические встречи. (Иногда приглашают настоящих авторов книг).
Хочется упомянуть об атмосфере занятий. В ясельном возрасте ярко видно что каждый ребенок особенный (индивидуальный). Все дети включаются в процесс занятия по-разному. Мы стараемся не давить на ребенка. Если допустим Соня не хочет читать книжку она тихо играет в куклу. Придет время и Соня будет с интересом сидеть читать книжку. Наша задача постепенное вливание детей в учебный процесс. Чтобы процесс обучения не был для ребенка принудительным, а был его естественной средой.
Свою статью хочу закончить девизом нашего Детского сада «Если ты хочешь научить ребенка, проживи с ним его детство!»