Оксана Махота
Художественные материалы для изотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.
Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов.
Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов :
1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
Публикация «Художественные материалы для изотерапии» размещена в разделах
2) для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки,текстиль;
3) природные материалы — кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
4) для лепки — глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
5) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
6) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.
Психологическое влияние художественных материалов :
Помимо практических соображений существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целями занятий:
1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют усилить контроль, в то время как другие (пастель, краска и глина) способствуют более свободному выражению.
2. Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать.
3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с контролируемых материалов.
4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа уравнивает участников и позволяет даже очень неуверенным детям присоединиться к работе.
5. Как только все с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.
6. Работа с выразительными материалами может быть терапевтичной для многих детей. Она не только помогает выразить широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пастелей или красок безоценочной реакцией на конечный продукт, но могут стать целительными сами по себе.
Рассмотрим условия подбора техник и приемов арт-терапевтического процесса с детьми:
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники.
Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.
Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.
Нетрадиционные техники рисования:
рисование пальчиками; рисование ладошкой; оттиск смятой бумаги; оттиск поролоном; монотипия предметная; монотипия пейзажная; цветной граттаж; кляксография обычная; набрызг; отпечатки листьев.
Рекомендации по использованию различных техник в зависимости от возраста:
1. Младший дошкольный возраст:
рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.
2. Средний дошкольный возраст:
тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.
3. Старший дошкольный возраст:
рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Рассмотрим основные приемы изотерапии, используемые в работе с детьми с нарушениями речи.
Рисование цветной крупой и сыпучими продуктами.
Создаем изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов : круп (манки, гречи, пшена, вермишели и т. д. Такая работа приносит много радости детям. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем рассыпают крупу над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Работа с крупой.
Этот прием используется обычно в начале занятия для тренировки пальчиков, развития тактильной чувствительности, мелкой моторики. Дети пальчиками на тарелочках с крупой создают различные изображения, либо прячем «секретики» (бусинки, пуговицы и т. д.). Тематика «рисования на» крупе: «Необыкновенные следы» (следы птиц, зверей и т. д., «Веселые клоуны» и др.
Создание коллажей.
Способствует развитию саморегуляции, мышлению, повышению уверенности в себе. Очень универсальная техника – по любой теме недели можно придумать тему коллажа. При создании коллажей используются нарисованные детские картинки, картинки из журналов, дорисовывание фломастерами.
Пластилиннография.
Это всем знакомая техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых изображений на горизонтальной поверхности. Техника способствует познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, синхронизации действий обеих рук и навыков самоконтроля за выполняемыми действиями.
Рисование каракулей.
Основное содержание этого упражнения — свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги без какой-либо цели и замысла, в результате чего получается сложный «клубок» линий. Этот метод развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
На основе созданных каракулей сочинить рассказ, попытаться выразить свои чувства. Можно использовать отпечатки краски на бумаге (полученные с помощью кисти или руки) как основу для создания образа.
Одновременное рисование фломастерами.
Приемы: секретики из бумажных комочков.
Выберите разные цвета для правой и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками, затем, открыв глаза, сформируйте образы на основе этих каракулей.
Рисование предметами окружающего пространства.
Можно рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, листьями, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для педагога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!
Рисование пальцами.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей техника «рисование пальцами» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Марания.
В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.
Работа на одном листе в паре или всей группой добавляет выразительности результату, а также обогащает взаимодействие детей.
Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность. В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.
Опыт использования приемов изотерапии в работе с детьми с нарушениями речи показал, что арт-терапевтические техники понятны, доступны детям в силу их привлекательности, и достаточно результативны. Дети отличаются более высоким уровнем познавательной активности, концентрацией внимания и произвольной саморегуляцией деятельности, а так же мышцы кистей рук становятся более расслабленными. Все это, несомненно, является главным условием для исправления речи детей.