Ольга Парфирова
Интерактивные формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, научиться видеть в друг друге полноправных партнеров, сотрудников.
Мне хотелось бы рассказать о взаимопонимании и участии родителей в жизни нашей группы, поделиться личным опытом взаимодействия педагогов и родителей. Начнем с развивающей предметно-пространственной среды группы «Колокольчик», которая является насыщенной, вариативной, доступной, полифункциональной и эстетически привлекательной. Пространство группы оснащено большим количеством развивающих и дидактических материалов. Главными дизайнерами группы являлись – родители, которые с подачи педагогов, создали такие условия пребывания детей в детском саду, которые необходимы для полноценного проживания ребенка дошкольного детства.
Публикация «Интерактивные формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В совместных собраниях-встречах, чаепитиях за круглым столом, воспитывающие взрослые педагоги и родители сообщают о разных фактах из жизни детей в детском саду и семье. Во время бесед, консультаций мы педагоги информируем родителей о ходе образовательного процесса, личных достижениях каждого ребенка. Рекомендуем индивидуальные дидактические пособия, игры-занятия. Наша оперативная стендовая информация включает сведения об ожидаемых и прошедших событиях в группе. Зачастую наши родители принимают участие в оформлении стендов, используя фотографии и иллюстративный материал. Для того, чтобы информация своевременно поступала к воспитывающим взрослым, мы дублируем её на сайте детского сада.
Используя такую форму совместной деятельности как семейный календарь, педагоги решили помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком. Как известно, у педагогов есть тематический план на год, где на каждую неделю есть своя тема. Мы организовали в группе мини-энциклопедии по теме недели с участием родителей и детей. В энциклопедию входят наблюдения, рекомендации, фото, рисунки, стихи, пословицы и поговорки, и многое другое в зависимости от фантазии, творческих способностей детей и родителей.
Все большую актуальность приобретает метод проектной деятельности. В своей работе мы тоже используем проектирование. Осуществили такие мини-проекты по разным образовательным областям как: «Моя семья», «Мой поселок», «Чиполино», «Волшебница вода» и другие.
Были и долгосрочные проекты, один из них «Чудесный огород», который начался весной с посадки рассады и семян в группе. Этим занимались родители и педагоги, затем дети изучали, наблюдали, ухаживали за растениями в течение двух месяцев. В мае дети и родители вместе высаживали рассаду в огород, за которым впоследствии ухаживали дети и педагоги: рыхлили, поливали, наблюдали за растущими овощами. И наконец результат трудовой деятельности – урожай из помидор, огурцов, редиса. В качестве дегустаторов были любимые родители.
Другой важный проект – «Подарок для мамы» начался в ноябре месяце. Родители закупили землю и индивидуальные горшочки для каждого ребенка. Дети совместно с педагогом в тайне выращивали отростки герани. В ходе проекта были затронуты многие темы: знакомство с комнатными растениями, уход и наблюдение за цветами, «свет, вода, тепло – лучшие друзья». И наконец долгожданный праздник 8 марта, где дети с трепетом и волнением подарили цветущую герань любимым мамам. Сколько радости и счастья было не только у детей, но и каждая мама лучилась теплом и нежностью от подарка, выращенного любимым чадом.
Не менее познавательный и интересный проект «Техника будущего» с использованием лего-конструирования прошел буквально недавно. Сначала мы провели выставку поделок «Я Самоделкин» в группе, где участвовали работы детей и родителей от каждой семьи. Дети, обыгрывая свои постройки навели нас на мысль организовать большой проект. Творческой фантазии ребят и родителей не было предела, появились такие объекты как «Полицейский участок будущего», «Космическая станция», «Супер-мега дача», «Захватывающие аттракционы» с использованием инновационной техники и оборудования.
Активное участие, творческую фантазию, большую работоспособность показали родители и на участке нашей группы. Совместными усилиями родителей и педагогов участок превратился в сказку, где имеется домик в деревне, порт с кораблем и кафе «Якорь», грузовая и спортивная машины, мотоциклы. В беседке располагается парикмахерская, кухня, художественный уголок, уголок игрушек. В конкурсе «Лучший участок года» на региональном уровне наш участок занял первое место.
За каждой группой вокруг детского сада закреплена экологическая зона. Нашей группе определили участок с деревьями, за которыми мы ухаживаем совместно с родителями : косим траву, рыхлим, поливаем. И здесь наши родители также проявили творческую фантазию, украсив деревья декоративными заборчиками и куклами-гномиками. Гномики сделаны своими руками из пластмассовых пятилитровых бутылок и обшиты тканью, а бороды связаны из люффы.
Создание в группе и на участке условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствует развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. Профессионализм и личное обаяние педагогов, поощрение родителей за внимательное отношение, творческую фантазию, создание необходимых условий и просто участие в жизни группы делает их более активными и отзывчивыми.