галина пилипенко
Художественное конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Каждый период детства создает благоприятные условия для проявления и развития способностей. Дошкольный возраст в этом отношении отличается значительным своеобразием, поскольку бурно развиваются все виды способностей.
Публикация «Художественное конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На протяжении ряда лет я развиваю познавательные и творческие способности детей в своей практической деятельности. По моему мнению, эффективным средством для развития данных способностей детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование из плоских элементов конструктора. Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани, и «рабочих полей» — стендов, обтянутых цветной тканью. Работа с конструктором предполагает выкладывание фигурок на фон в соответствии с замыслом маленького художника. Дети с успехом осваивает основы композиции, обучаются различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от той же аппликации конструктор позволяет им легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину» или наоборот — убрать какие-то элементы. При этом работа доставляет детям еще и приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям.
Деятельность художественного конституирования носит моделирующий характер. Дети, строят изображения объектов реальной действительности значительно более близкое к наглядной модели, чем к фотографии и основными средствами решения развивающих задач являются сенсорные эталоны, схемы, модели.
Гипотеза: система работы по художественному конструированию будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей :
• дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом;
• дети будут создавать «образы» (конструкции) выразительные, оригинальные;
• научатся планировать свою работу, добиваться результата.
Цель- развитие творческих способностей дошкольников посредством наглядного моделирования (сенсорные эталоны, схемы, модели).
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
1. Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка.
2. Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования (сенсорные эталоны, схемы, модели).
3. Формировать у детей знания, умения и навыки художественно-конструктивной деятельности.
4. Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.
В своей работе использую следующие формы организации обучения художественному конструированию, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников познавательные и творческие способности :
• экспериментирование с элементами конструктора (геометрическими фигурами из ткани разной формы, величины, цвета);
• конструирование по образцу (обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа);
• конструирование по теме (дети сами создают замыслы конкретных построек, выбирают способы их выполнения, материал);
• конструирование по замыслу (умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок).
Работу по художественному конструированию начинаю с детьми 4-го года,знакомлю их с функциональным назначением конструкторского материала (геометрическими фигурами из ткани разного размера, цвета, величины). Организую наблюдения и экспериментирование с элементами конструктора. Предлагаю малышам самостоятельно познакомиться с материалом так, как они хотят. Дети рассматривают элементы, хаотично располагают их на стендах (фоновое покрытие разных цветов, знакомятся с основными геометрическими фигурами, которые сгруппированы по цвету, форме, величине. Я поощряю и подбадриваю их, но активно не влияю на ход и характер экспериментирования с геометрическими фигурами.
Этот период играет важную роль для дальнейшей конструкторской деятельности детей, так как малыши знакомятся с материалом, его свойствами и сравнивают между собой геометрические фигуры, устанавливают сходства и различия по цвету, форме, размеру. Я побуждаю детей к созданию наглядных образов — учу замечать на фоновой поверхности элементы конструктора, следить за движением руки. В процессе детского экспериментирования я задаю вопросы и читаю отрывки из стихотворений, потешек, сказок, где представлены найденные образы или отражены действия, которые ребенок может повторить. Например:
• «Я рисую желтый круг и много палочек вокруг — это солнышко сияет»;
• «Это красные цветы — небывалой красоты»;
• «Это коричневый мишка, толстый, смешной шалунишка!»;
• «Это красненький флажок, словно яркий огонек!».
Косвенными приемами я влияю на развитие у детей способностей замечать выразительность сочетаний цвета геометрических фигур и фоновой поверхности стенда. Учу любоваться и радоваться любому удачному образу.
После детского экспериментирования я начинаю совместную с детьми конструктивную деятельность по достраиванию незавершенного конкретного изображения. На занятиях «Цыплята», «Поезд» я задаю детям конкретные вопросы, побуждающие их к действиям, стараюсь привлечь детей к достраиванию и вызвать положительные эмоции от конструктивной деятельности. Эту работу я провожу с целью развития детского воображения, интереса к практической деятельности конструирования и овладения действием построения конкретного схематического изображения знакомого объекта.
Освоив с детьми конструктивную деятельность по достраиванию незавершенного конкретного изображения, я перехожу к реализации опыта конструирования различных изображений разной степени трудности.
На занятии «Грузовая машина» мы сначала рассматриваем игрушку: выделяем наиболее важные части машины и назначение каждой из них. Уточняем формы частей машины и название деталей конструктивного материала, наиболее точно передающих строение машины. Затем детям предлагаю конструировать изображение машины без показа способа построения. Но в случае затруднений предлагаю использовать рисунок-схему как средство обучения конструированию. Схема передает контуры геометрических фигур, из которых состоит изображение. Она дается в одном масштабе с элементами конструктора. Это позволяет ребенку решить конструктивную задачу путем накладывания деталей прямо на схему. Схема помогает детям отработать технику точного соединения элементов, более четко представить себе строение объекта. Отмечаю достоинства в изображении каждой машины, обращаю внимание на качество исполнения.
Аналогично провожу занятия «Деревья», «Дети гуляют на участке» и др.
После этого мы переходим от конструирования предметных образов к воссозданию сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок. Так на занятии «С кем встретился колобок в лесу?», я рассказываю детям сказку, подкрепляю показом картинок, конструирую фоновое изображение — лес. Сказку рассказываю не до конца (Бежит колобок по лесу.). Задаю детям вопрос: «С кем встретился колобок в лесу?» и предлагаю изобразить сценку из сказки. Здесь я учу детей самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать выразительные средства, реализовывать замысел в материале, контролировать его осуществление.
С детьми среднего возраста продолжаю развивать детское воображение в процессе экспериментирования с элементами конструктора и решение конструктивных загадок на достраивание незавершенных расчлененных графических моделей. Для решения данных загадок я предлагаю детям внимательно посмотреть на фигурку и достроить свою, используя любые элементы конструктора. Полученная конструкция рассматривается, положительно оценивается.
После решения конструктивных загадок я продолжаю развивать детское воображение, обучая их построению выразительных изображений объектов определенных классов (деревья, люди, животные) в двух проекциях.
Я предлагаю детям незавершенные графические изображения, передающие время и место события (лес, поляна, комната) и использую их как фоновые изображения к сюжетным композициям по сказкам: «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». Например, работая по теме «Зимний лес», я говорю: «Посмотрите как тихо в зимнем лесу, никого не видно и не слышно. Наверно все звери спрятались за деревьями. Слышите, скрипнул снежок, кто-то идет по лесу. Угадайте кто?». Читаю загадку про зайца и предлагаю детям вспомнить образ жизни зайца, его характер, повадки и показать, как он прыгает, трясет ушками, держит передние лапки. Обращаю внимание детей на изображение зайцев боком. Одному из детей предлагаю встать к другим детям боком, чтобы показать, что при такой позиции хорошо видна одна рука, одна нога. После уточнения представлений о профильном изображении, дети приступают к работе. Получается сюжетная композиция.
На следующих занятиях обучаю детей построению изображений транспортных средств (наземных, водных, воздушных).
При конструировании машин подвожу детей к пониманию зависимости строения транспортных средств от назначения и характера груза. Обучая детей построению графических изображений, использую наглядные модели разных типов, которые предлагаю детям в определенной последовательности. Сначала дети конструируют графическое изображение по готовой схеме, учатся вносить изменения в готовую схему, а затем самостоятельно составляют схему по конкретному изображению.
После усвоения детьми данного материала, обучаю детей заранее обдумывать тему будущей композиции, намечать цель деятельности и конструировать по собственному замыслу сюжетные композиции по одному из эпизодов знакомых сказок с опорой на схематическое изображение. Например, обращаю внимание детей на схематическое изображение одного из эпизодов сказки «Красная шапочка». Предлагаю детям определить название сказки, узнать эпизод и рассказать его. При пересказе, обращаю внимание на умение передавать характеристики каждого персонажа и личное отношение ребенка к нему. Затем дети конструируют собственное изображение данного эпизода сказки. При анализе детских работ, отмечаю умение детей конструировать сюжетные композиции, использовать изобразительные средства раскрывающие характерные особенности каждого.
С детьми старшей группы (5-6лет) продолжаю развивать детское воображение в процессе экспериментирования с элементами конструктора и решения конструктивных загадок – незавершенных графических изображений. Показывая детям фигурки-загадки, предлагаю внимательно посмотреть на каждую из них и сказать, что хотела, но не успела построить. Дети самостоятельно выбирают одну геометрическую фигуру из трех (квадрат, круг, треугольник) и представляют образ реального объекта, в структуре которого она является основным или дополнительным элементом и называют его. После ответа каждый ребенок достраивает свою фигуру, используя любые элементы конструктора. Я поощряю деятельность детей и предлагаю построить новую конструкцию. Аналогично провожу занятия, используя другие геометрические фигуры (овал, прямоугольник, трапеция и др.).
На последующих занятиях, мы строим графическое изображение диких и домашних животных, птиц, насекомых в разных позах, движениях, эмоциональных состояниях. Для выразительного изображения животных уточняем их повадки, внешний вид, рассмотревшем иллюстрации, игрушки, имитируем их движения. Анализируя работы, предлагаю детям высказывать свое мнение не только по поводу качества построения изображения, но оценивать его эстетические и художественные достоинства.
В старшей группе я продолжаю работу по построению пейзажной композиции - «Золотая осень в лесу», «Зимний лес», «Цветут сады». Для создания у детей определенного настроения мы читаем стихотворения о времени года, беседуем о его приметах, красоте, вызывая интерес и желание конструировать на заданную тему. Я косвенно подвожу детей к интересному решению - предлагаю изобразить разнообразные деревья, не только хвойные, но и лиственные. Анализируя детские работы, особое внимание обращаю на цветовое решение и другие изобразительные средства, которые позволили передать состояние атмосферы и общего настроения в создании зимнего или весеннего пейзажа.
Знание детьми сказок «Мороз Иванович», «Три медведя», «Снегурочка», «Петух, заяц и лиса» позволяет детям использовать графические образы, имеющиеся в их опыте, для конструирования сюжетных композиций. В беседе по содержанию сказки мы рассматриваем иллюстрации к тексту сказки, я уточняю представления детей о действующих лицах, особенности каждого персонажа, их одежды, характер их взаимоотношений и предлагаю для конструирования тему какого-либо эпизода по выбору. Оценивая работы, обращаю внимание на выразительность изображения персонажей и всей композиции.
В завершении работы по конструированию предлагаю детям, опираясь на свой собственный опыт, создать свое графическое изображение и сконструировать.
Занимаясь художественным конструированием с детьми 7-го года жизни, я продолжаю развивать у них познавательные и творческие способности. Для этого я использую задания, направленные на развитие мышления, воображения, овладение детьми модельными и символическими средствами.
Так, развивая у детей умения использовать готовую пространственно-временную модель при конструировании нескольких сюжетных композиций по знакомой сказке, создавая целостное произведение, где модель представляет собой наглядный план сказки, я провожу занятия: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка» и др. Например, я показываю детям модель сказки «Хаврошечка», которая состоит из 10-ти окошек, предлагаю узнать по какой сказке составлена эта «подсказка» и обосновать свой выбор, рассказать по модели содержание каждого эпизода сказки. Помогаю детям договориться, кто какой эпизод будет конструировать и предлагаю приступить к работе. В процессе которой обращаю внимание детей на соответствие сюжетной композиции конкретного кадра его модели.
Развивая у детей умения строить сообща или индивидуально пространственно-временную модель при конструировании сюжетных композиций по содержанию знакомых сказок «Зимовье», «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», я предлагаю сделать диафильм. С этой целью необходимо составить «подсказку» к сказке, чтобы фильм получился точным и интересным. Мы вспоминаем с детьми с чего начинается сказка, я рисую на листе квадратную рамочку и предлагаю детям придумать, как можно обозначить героев первого эпизода сказки, дети обсуждают и отбирают наиболее удачное решение, рисуют выбранные условные обозначения. Аналогично работаем над остальными эпизодами сказки. Когда модель составлена, дети по одному эпизоду полностью пересказывают сказку. На следующих двух занятиях дети по построенной ими модели конструируют сюжетную композицию по содержанию сказки. Я веду индивидуальную работу, оказывая необходимую помощь в завершении сюжетной композиции.
Учитывая особенности каждого ребенка, я стараюсь подвести детей к завершению композиционного интересного, необычного и выразительного изображения, раскрывающего тему.
Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.
При взаимодействии с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания. Опыт работы по развитию познавательных и творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Они организуют домашний досуг, используя разноцветные лоскутки. Дети из дома приносят разнообразные композиции, сделанные с помощью родителей.
Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.
Позитивные результаты моей работы указывают: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявили живой интерес к знаниям.
Конструирование по замыслу
(умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок)
Конструирование по условиям
(задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер)
При разработке системы работы по художественному конструированию я ознакомилась с вопросами теории и практики таких исследователей как В. Г. Груба, Э. К. Гульянс, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, А. Р. Лурия, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, О. А. Сафонова и др. Это явилось методологической основой моей работы.
Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по художественному конструированию, будет способствовать повышению развития творческих способностей детей :
- Дети будут создавать «образы» (конструкции) – выразительные, оригинальные, удаленные от исходных данных, наделять одни и те же «образы» разными свойствами.
- Научатся строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей.
- Научатся планировать свою работу, добиваться результата.
- Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом.
Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой системы:
• Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
• Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.
• Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
• Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
Система работы с дошкольниками по художественному конструированию включает в себя :
- цикл тематических занятий;
- комплекс дидактических игр;
- работу с родителями.
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по художественному конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.
Работа планируется по следующим разделам:
I раздел - «Самоделкино». Работа с бросовым материалом. Темы занятий:
• Игрушки для дома и улицы. «Подарки малышам» - матрешки из пластиковых бутылок разной емкости; веселые человечки и забавные зверушки, гусеницы и бабочки из пластиковых футляров «киндер-сюрприза». «Магазин игрушек» - работы из пластиковых и картонных упаковок; веселые человечки из проволоки; фотоаппараты из картонных коробок, стаканчиков от йогурта или колпачков и т. д.
• Город – сегодня, вчера, завтра. Многоэтажные дома из упаковок из-под сока; крепости и замки из картонных коробок.
• Космос. Космические корабли из пластиковых бутылок; робот – монстр из картонных коробок и т. д.
• Зоопарк. Фигурки животных из спичечных коробков, трубочек от бумажных полотенец, забавные животные из цветной проволоки.
• Автомобили. Модели разных видов пассажирского и грузового транспорта.
II раздел - «Волшебная бумага». Работа с бумагой, освоение техники оригами, объемной скульптурой. Темы занятий:
• Сказочный мир. Поделки на основе треугольника к отогнутыми к соответствующим сторонам углами. «Теремок» персонажи из сказки, «Аленький цветок» и др.
• Волшебные цилиндры. Закручивая прямоугольник в цилиндр, и добавляя детали по своему выбору, можно получить бусы, бабочку, божью коровку, дерево, фонарик и т. д.
• Волшебные превращения круга. Закручивание круга в конус («низкий», полукруга в конус («высокий»)
• Город будущего. Конструирование домов разной конфигурации.
III раздел – «Природная мозаика». Работа с природным материалом (шишки, ветки, ракушки, песок и т. д.) Дети создают забавные игрушки,
картины, панно, портреты в декоративных рамочках, игрушечные сказочные замки, персонажи детских сказок. Темы занятий:
• Мы из сказки; Замок для Золушки; Букет для Снегурочки; Веселый снеговик; Портрет Деда Мороза и т. д. (2)
Для воспитания самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх, развития их творческих способностей разработала комплекс дидактических игр по типу «Танграм», направленных на создание плоскостных изображений предметов, животных, людей, из специальных наборов геометрических конструкторов. Живой и образной может быть игра из спичек. Животные, человечки, домики, деревья из спичек, счетных палочек легко меняют положение своих составляющих, трансформируются друг в друга. Наборы геометрических фигур в играх могут заменять предметы-заменители (пробки от пластиковых бутылок, спичечные коробки, коробки от конфет и т. п.) Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, количество предметов может быть ограничено, может нет, и нет жестко заданной схемы (последовательности действий, что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.
Детские поделки использую в оформлении детского сада, организую выставки из природного материала к собраниям и праздникам.
При взаимодействии с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания. Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей. Например, отец Алины заинтересовался нашей коляской из спичечного коробка и смастерил вместе с дочкой из такой же коробочки и бумаги машину «Победа». Старшему брату Жене, очень понравилась мебель для кукол, и он сделал два маленьких телефончика.
Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.
Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Позитивные результаты моей работы указывают: Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявляли живой интерес к знаниям. (3)