Зульфия Хайруллина
Художественное конструирование из природного материала «Осенние фантазии» с детьми среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хайруллина Зульфия
Художественное конструирование из природного материала "Осенние фантазии" с детьми среднего возраста.
Художественное конструирование из природного материала как средство формирование творческой личности дошкольника.
Публикация «Художественное конструирование из природного материала „Осенние фантазии“ с детьми среднего возраста» размещена в разделах
- Конструирование из природного материала
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Осень. Конструирование
- Осень. Материалы для воспитателей
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» октябрь 2020
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.
Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?
Все эти вопросы можно решить в ходе обучения дошкольников художественному конструированию из природного материала.
Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Сколько разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Но они могут и не открываться, и даже их можно и не обнаружить.
Задача воспитателя – воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном. Мы, взрослые, все воспитатели, но иногда забываем об этом. Выйдя на прогулку с ребенком, даже если вы заняты своими мыслями, нельзя забывать, что стоит только наклониться с детьми к земле и можно помочь им увидеть другой мир – мир насекомых. .
Оживить их могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет нас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания творчества.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, всестороннего развития малышей.
Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Конструировать поделки из природного материала начинаем с дошкольниками в средней группе, так как в данном возрасте у ребенка существует устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности. Кроме того, с развитием мелкой моторики руки у детей начинает получаться достаточно качественный продукт. Это позволяет долго работать над ним, доделывая, улучшая, а затем используя его по своему желанию.
Однако с самим природным материалом для конструирования знакомим детей значительно раньше, уже в младшей группе, во время прогулок, когда малыши собирают желуди, камушки, шишки, узнают их названия, сравнивают по форме, размеру, а затем и играют с ними.
Позднее, в средней группе, учим детей наблюдать за тем, как природный материал превращается в руках воспитателя в поделку. Обращаем внимание детей на особенности природного материала. Предлагаем им решить, какой орех подойдет для головы птички, а какой для ее туловища. Показываем, как кусочком пластилина соединяются детали поделки, как нанизываются на проволоку или нитку бусы из ягод или желудей. Постепенно и дети включаются в процесс творчества и начинают сами мастерить из пластилина и природного материала небольшие поделки.
В старшей группе работы дошкольников из природного материала становятся более сложными, а приемы обработки природного материала разнообразнее. На прогулках в лесу, в парке, саду, огороде, у речки привлекаем внимание детей к интересным сухим веточкам, плодам, семенам, камушкам. Предлагаем вместе подумать, на что они похожи, пофантазировать, что можно сделать из той или иной находки, чем дополнить шишку или желудь, чтобы получилась фигурка человека или зверушки, предлагаем собрать весь этот природный материал для поделок.
Главная цель обучения конструированию из природного материала – сформировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.
Для реализации этой цели старались строить педагогический процесс на последовательном и поэтапном развитии художественно – творческих способностей детей – от простого к сложному.
Значительно больше возможностей для творчества и поисковой деятельности возникает у детей, когда они мастерят по собственному замыслу или на какую-то заданную тему, не имея перед собой образца. Такие занятия имеют большое воспитательно - образовательное значение. Воспитатели учат детей самостоятельно планировать свою деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить части игрушки, детали т. д.). Однако эти виды конструирования возможны лишь тогда, когда у детей уже имеются определенные умения создания поделок из природного материала.
Дети всегда любят мастерить. Для того, чтобы в процессе конструирования ребенок почувствовал настоящую радость созидания и творчества, воспитатели уже во время первого знакомства с поделками из природного материала, показывают разнообразие природного материала и его возможности превращения в красивые поделки, что вызывает интерес к этому виду деятельности.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Так, поделки в средней группе выполняются по показу, который сопровождаем подробным объяснением. Вся работа осуществляется поэтапно.
На занятиях к показу выполнения знакомых простых приемов привлекаем детей. При создании коллективных работ, учим детей приходить к общему мнению, как в выборе самого содержания общей композиции, так и при распределении объема работы, подборе материала и приемов выполнения поделок.
Интерес к конструированию из природного материала поддерживаем не только грамотным проведением занятий и индивидуальной работы с детьми, но и созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью консультируем родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказываем о значении ручного труда в развитии личности ребенка, делимся опытом своей работы, проводим выставки работ, выполненных детьми как на занятиях в детском саду, так и дома, совместно с родителями. Это способствует активизации родителей, формированию у них осознанного отношения к художественно – творческой деятельности детей.
Таким образом, работа с природными материалами удовлетворяет в дошкольниках потребность в исследовательской деятельности, пробуждает чувство удовлетворения от результата своего труда, развивает потребность в творчестве.