Евгения Преображенская
Художественно-эстетическое воспитание детей ДОУ посредством ритмики и хореографии в условии реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, – все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музыкальное развитие
- Ритмика и ритмопластика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Фундаментом является образовательная деятельность по художественно-эстетическому направлению, входящая в учебный план в рамках дополнительного образования ДОУ. Одним из важнейших элементов этой деятельности является хореография как синтез двух видов искусства – музыки и танца.
Занятия хореографией помогают разностороннему развитию детей. Они развивают эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память. Искусство хореографии способствует гармоничному развитию детей, формирует их.
Творческий потенциал дошкольника–танцора развивается равномерно средствами хореографии и музыки, способствует гармоничному развитию ребенка, независимо от наличия у них специальных физических, хореографических и музыкальных данных. Главное на занятиях создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей дошкольника. Поэтому, главная цель работы – это работа с детьми ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребенку свой опыт, формируя из него человека – личность, развитую всесторонне и гармонично.
Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Никогда не нужно спешить в начале обучения. С первых же шагов следует приучать воспитанников относиться к занятиям хореографии серьезно, сознательно воспринимать весь материал. На занятиях хореографии дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движениях пластике. И видно, что из детей подготовительного класса, которые приходят порой с разной физической и хореографической подготовкой к концу года выравниваются. Они могут почти полностью управлять своими телом и способны координировать движения. Они умеют самостоятельно определять на слух характер музыки и передать его в движении.
Для того чтобы успешно развивалось детское творчество, на занятиях используется соответствующий музыкальный материал. В нем присутствует контрастность темпа и динамики, определенные ритмические рисунки. Если ребенок будет чувствовать разнообразие музыки, то он сможет точнее передать движением свое отношение к ней, то есть у него будет развиваться творческое воображение. Так же развитию детского творчества способствуют разнообразные игры, хороводы, танцевальные этюды и композиции.
Для развития пластичности необходимо регулярно работать качеством движений. Дошкольник, хорошо владеющий своим телом, работает интенсивней, у него появляется уверенность в своих возможностях и он получает радость от движения.
Дети любят фантазировать, сочинять свои движения. На занятиях танцами в объединении особо поощряются движения, идущие от сердца, из глубины души, выражающие индивидуальность. Так средствами танца выстраивается коммуникация с самим собой, другими людьми и окружающим миром, происходит вовлечение в действие всей личности целиком: тела, интеллекта и души.
Вместе с обучением танцу, навыкам красивого движения у детей формируется вкус, избирательное отношение к танцевальному и музыкальному репертуару. Практика показывает, что с помощью специальных занятий можно развивать чувство ритма, музыкальный слух, воображение, ощущения, образную память, фантазию, так необходимые во всех видах художественно-творческой деятельности.
В процессе работы с детьми приходится не только объяснять значение каждого движения, способ его исполнения но и доказать на примерах, что в искусстве танца нет «потолка», что каждое танцевальное движение, фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности, что в танце нет мелочей ни во время репетиционной, и тем более во время выступления.
Но как бы, ни важно было техническое совершенство танца – это не должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией, дети не просто выполняют необходимые движения, но на каждом занятии познают своеобразный, выразительный язык хореографического искусства, получают представление об искусстве танце, где тесно переплетаются музыка и пластика.
Анализ результатов деятельности с детьми показывает, что занятия танцами не только приносят им эстетическое наслаждение, но и помогают развить их творческие способности, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению.
Ценным в реализации задач художественно-эстетического воспитания является коллективное обсуждение с детьми содержания танцев, танцевального и музыкального репертуара, костюмов, что также способствует формированию художественного вкуса, а также и коммуникативных способностей, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения и работы в коллектив. Обучение детей нормам общения – ещё одна из важных задач занятий танцами. Это, прежде всего, взаимодействие педагога и детей, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на занятиях хореографии можно определить как совместную творческую деятельность ребенка и педагога, направленную на раскрытие жизненного содержания танца, опыта нравственных отношений заложенного в ней.
Умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, переживать, создавать музыкально-двигательный образ – всё это развивает творческую активность, выразительность, эмоциональность и воображение.