Васильева Сания
Развитие социально-коммуникативных навыков в процессе приобщения дошкольников 4–5 лет к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта - Развитие социально-коммуникативных навыков в процессе приобщения дошкольников 4-5 лет к истокам русской народной культуры через проектную деятельность.
1. Актуальность опыта
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков в процессе приобщения дошкольников 4–5 лет к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.
ФГОС дошкольного образования дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день, обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие этому, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Поэтому, проблема развития социально-коммуникативных навыков, является актуальной на самых ранних этапах становления личности, так как именно в этот возрастной период идет активное формирование социально-личностных новообразований и основ культуры.
Важную роль в процессе развития социально-коммуникативных навыков играет деятельность, так как именно она дает возможность ребенку дошкольнику усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы поведения, знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром.
Исследователи народного искусства М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Т. Л. Шпикалова, Е. А. Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания ребенка.
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Данная научная идея показала нам значимость народной культуры для возрождения и восстановления утраченных нравственных общечеловеческих ценностей и необходимости внедрения их в образовательную программу дошкольного образования нашего детского сада. С целью развития социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста мной был разработан проект «В горнице моей тепло» по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Метод проектов помог мне стимулировать интерес детей к проблеме приобщения к истокам русской народной культуры, дал возможность овладеть необходимой суммой знаний по проблеме, а также, показать практическое применение полученных знаний через интеллектуально-творческую деятельность. А главное, данный проект позволил мне посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной стороны.
Ведущие идеи педагогического опыта
В проекте «В горнице моей тепло» по приобщению детей к истокам русской народной культуры я опиралась на следующие ведущие идеи отечественных педагогов:
Психолого-педагогические концепции развития творческой личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Мелик-Пашаев и др.,
Концепция деятельности (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др. ,
Концепция нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, посредством включения детей в разные виды деятельности (М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Т. Л. Шпикалова, Е. А. Флерина и др.);
Концепция воспитания детей дошкольного возраста через народную культуру (Ф. И. Буслаев, Д. С. Лихачев, Г. С. Маслова, А. Н. Афанасьев и др.);
Концепция творческого развития детей (Д. Б. Богоявленская, Н. К. Винокурова, А. М. Матюшкин и др.).
Цель опыта:
Развитие социально-коммуникативных навыков подрастающего поколения в современном детском саду в процессе приобщения к истокам русской народной культуры, сохранение и возрождение русских традиций.
Задачи:
1) Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
2) Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через различные формы и методы работы.
3) Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
4) Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
5) Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
6) Обучать детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми.
7) Прививать культуру общения.
Создание условий для реализации проекта
Для реализации проекта необходимо было создать условия по оснащению ППРС детского сада и группы предметами быта, изделиями русских народных мастеров различных промыслов, таких как, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Гжель, Хохлома, Городец и др., которые помогут детям проявить интерес к народному творчеству и народным традициям.
Так, в нашем детском саду с целью приобщения детей к истокам русской народной культуры была создана комната русского быта. Интерьер комнаты составляют прялка, люлька, кухонная утварь, русская печь с лежанкой. Здесь же представлены русский семейный стол со скамейками. Вся деятельность по ознакомлению с народным творчеством проходит в «Русской избе», где можно наглядно увидеть, как жили русские люди в далеком прошлом. Дети очень любят такие встречи, с большой радостью и желанием ждут их. Каждая встреча показывает нам, как велик интерес детей к народной культуре.
В группе для более полного ознакомления детей с жизнью русских людей в старину мной оформлены альбомы с фотографиями, иллюстрациями по темам: история мужской и женской одежды России - головные уборы, обувь, сарафаны, рубахи и др.
Структура образовательной работы по проекту включает совместную деятельность педагогов, детей и родителей (не менее 2 раз в неделю) : организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей и работу с родителями. Проведение развлечений, праздников, посиделок 1 раз в два месяца.
Основные формы, методы и приемы, используемые в проекте
Для реализации поставленных задач проекта, мной используются разнообразные формы, методы и приё мы работы:
- беседы, упражнения для самостоятельного рассуждения;
- народные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;
- рассматривание картин, фотографий, просмотр слайд-шоу, видео;
- чтение художественной литературы;
- слушание народной музыки;
- участие в календарных праздниках, развлечениях.
Методические рекомендации
Особенности организации проведения совместной деятельности воспитателя и детей по приобщению к истокам народной культуры
В дошкольном возрасте дети играют постоянно – это их естественная потребность. Поэтому вся деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры необходимо проводить в игровой форме. Так как играя, ребёнок получает нужные знания об окружающем мире, а так же социализируется, «вживаясь» в те или иные игровые образы и роли, и учится межличностным взаимоотношениям, вступая в контакт с игровыми партнёрами, будь то взрослые или сверстники.
Большое внимание необходимо уделить играм, которые сопровождаются песенками, мелодии которых очень просты и доступны для восприятия на слух и исполнения, не требующих особых вокальных навыков. Так как дети с легкостью запоминают их, с удовольствием припевают их во время игры. Так же необходимо использовать игры, целью которых развеселить, позабавить детей. Эти игры-шутки с придуманными нелепицами, словесными каламбурами, со смешными движениями, жестами, «выкупом» и фантами очень раскрепощают детей, дают возможность безобидно пошутить над сверстниками и просто доставляют детям много радости и веселья. Такие игры и определяют во многом педагогическую ценность народных игр. Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действуют на ребёнка сильнее, чем замечания, наказания. Совместная игра с близкими, взрослыми – огромная радость для ребёнка.
Так же необходимо помнить, что игры – своеобразная школа для ребёнка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, приучают к сообразительности, вниманию. Поэтому необходимо разучивать как можно больше игр понятных ребенку по смыслу, такие как: «Золотые ворота», «Заря-заряница», «Плетень», «Горячее место», «Мёдом или сахаром», «Захарка», «Горшки», «Горелки», «Дедушка-рожок», «В углы», «Арина», «Жмурки».
Работа по приобщению детей к истокам русской культуры не может быть полной без игры на музыкальных инструментах. Именно музыкаль-но-фольклорная деятельность ребенка – один из способов воплощения единой творческой идеи, способ посильного включения ребенка в общее действо. Поэтому, необходимо использовать все разнообразие музыкальных инструментов, доступных для детей дошкольного возраста – свистульки, жужжалки, бубенцы, ложки, колокольчики и другое, а так же предметы быта – рубель, коса, стиральная доска, ухват, гребень, или инструменты «одного дня» – свистульки из акаций, одуванчиков. Игра на них не обязывает детей к четкости пальцевых движений, но является этапом в восхождении к музыкальному наигрышу.
Так же для детей среднего возраста необходимо использовать шумовые инструменты, используемые для ритмического сопровождения песен, танцев.
Приобщение наших детей к народным традициям происходит на детских праздниках, развлечениях, так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времён года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступления скоморохов постепенно приобщают детей к русским народным традициям. Ребёнок органически включается в окружающую жизнь, учится наблюдать и понимать её, живёт в теснейшем контакте с природой. На протяжении многих веков фольклор передавался из поколения в поколение. По крупицам собирался материал, отражающий быт и культуру нашего народа. Потому так важно дать понять ребёнку, что сохранение истоков и богатство русского фольклора зависит от каждого из нас. Знакомство со своеобразием фольклорной речи, с конкретными обрядовыми ритуалами, разнообразием и красочностью русских костюмов, вот лишь малая часть творчества наших предков.
Важно знакомить детей с устаревшими словами, встречавшимися в потешках, песнях и др., которые не используются в современной речи, объяснять, что они означают, как правильно их произносить. Из бесед дети должны узнавать много нового и интересного. Например, из бесед дети узнают, что весну раньше называли пролетьем, то есть временем, с которого собственно и начинается год. Так как начало нового года по народному календарю приходится на время первого движения природы к таянию, пробуждению от зимней спячки к новой жизни, новой радости, приближающегося цветения. А осень в старину называли вдумчивым временем года. Осенняя пора набирает свою золотую силу и исчезает в российском снеголепии. А сентябрь имеет свои народные прозвища – листопадник, хмурень, златоцвет; октябрь – листобой, грязник, хлебник; ноябрь-грудень, сумерки года.
При проведении народных праздников необходимо включать в единое праздничное действие и детей, и взрослых, так как русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности. Всё это создавало богатую духовную атмосферу, положительно влияло на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколения. Таким образом, на основе народного календаря можно спланировать систему занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, которые будут представлены не просто как занятия, а как праздники. При этом дети не просто получают интересную информацию, но и проникаются духом любви к родной земле-кормилице, радостью и благодарностью к её щедротам, уважением к труду человека.
Результативность опыта
Проделанная работа не могла не отразиться на уровне развития социально-коммуникативных навыков детей.
Повторная диагностика социально-коммуникативных навыков детей показала следующее:
в группе высокий уровень развития социально-коммуникативных навыков определен у 6 дошкольников (40,0%);
средний уровень у 9 дошкольников (60,0%);
низкий уровень не выявлен ни у кого.
Можно отметить, что прослеживается динамика в уровне развития социально-коммуникативных навыков, которая показала: высокий уровень развития социально-коммуникативных навыков повысился с 15,0% до 40,0%; средний уровень развития социально-коммуникативных навыков повысился с 35,0% до 60,0%; низкий уровень развития социально-коммуникативных навыков у детей не выявлен.
Сравнительная таблица результатов:
Уровни
Этапы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Констатирующий этап 15,0% 35,0 50,0
Заключительный этап 40,0% 60,0 -
Таким образом, я пришла к выводу, что приобщение детей к истокам русской народной культуры через организацию проектной деятельности и создание эффективных педагогических условия позволяет успешно развивать социально-коммуникативные навыки детей. В процессе совместной деятельности у детей проявляется интерес к народному творчеству, народным традициям, воспитывается любовь к самобытной народной культуре, к ее истокам и традициям, формируется культура общения. Для них становятся более понятными культурные ценности русского народа. В процессе приобщения к истокам русской народной культуры дети усваивают нравственные общечеловеческие ценности, культурные нормы поведения, развивается монологическая и диалогическая речь детей.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск №5976. 31 декабря 2012 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Tc-sfera.ru : [сайт]. [2014]. URL : https://www.tc-sfera.ru/posts ( дата обращения: 14.02.2015).
3. Боронина Е. Г. Приобщение детей 5 – 6 лет к традиционной народной культуре // Искусство и образование. 2006. № 4. С. 52 – 61.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Питер, 1997. 244 с.
6. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1999. 188 с.
7. Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество. М. : Академия, 2005. 328 с.
8. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 2004. 248 с.
9. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. 208
10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Русский язык, 2011. С. 658.
11. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.
12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М. : АРКТИ, 2005. 96 с.
13. Силин В. П. Русское народное творчество. М. : Изобразительное искусство, 2001. С. 18.