МААМ-картинки

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ

Оксана Жгутова
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд: Титульный лист

Добрый день! Я сегодня хочу Вам рассказать о направлениях образовательной области художественно- эстетического развития детей раннего возраста в условиях реализации ДОУ по программе «Первые шаги»

2 слайд: (Авторы)

Авторов методических материалов к комплексной программе «Первые шаги» вы видите на слайде.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах

Материалы содержат описание игр и занятий, направленных на приобщение детей к изобразительным видам деятельности, музыке, театрализованной деятельности, развитие у них эстетического отношения к окружающему миру. В пособии содержатся рекомендации педагогам по реализации задач в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

3 слайд:

Игры и занятия сгруппированы в три раздела. Они направлены на приобщение детей к разным видам художественной деятельности.

4 слайд: (Цитата Сухомлинского)

Приобщение ребёнка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту в окружающем мире, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Восприятие произведений искусства, эстетические впечатления у маленького ребёнка неразрывно связаны с действием. Ключевое значение для эстетического развития в раннем возрасте имеет собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у ребёнка обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире. Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности, ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, способствуют зрительного анализатора, побуждают ребёнка осваивать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Взрослый призван помогать ребёнку, открывать прекрасное в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности. В раннем возрасте эстетическое воспитание осуществляется как в повседневном общении взрослых с детьми, так и в специальных играх и занятиях. Роль взрослого в развитии эстетического начала заключается не только в том, чтобы привлекать внимание ребёнка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но и пробудить в нём эстетические чувства.

5 слайд (Цель)

В сфере художественно-эстетического развития детей раннего возраста перед педагогами стоят следующие задачи:

развитие эстетического отношения к окружающему миру;

приобщение к изобразительным видам деятельности;

музыкальное развитие детей;

приобщение их к театрализованной деятельности;

Художественную деятельность дети осваивают постепенно. Задача взрослых – создать условия для ее развития, заметить и поддержать к ней интерес ребенка.

6 слайд: Развитие эстетического отношения к окружающему миру.

Предметом совместного эстетического переживания взрослого и ребенка могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу, ваза на столе, разноцветные чашки для чая, нарядная одежда (бантики, вышивка на кармашке, красивые пуговки). Например, расставляя на столе посуду, воспитатель может спросить детей : «А где наши красивые чашечки? Вот такие желтенькие поставим на стол Машеньке и Пете, а с красными пятнышками – Сашеньке и Танюше». Можно попросить малышей выбрать вазу для принесенных с прогулки цветов или листьев и сказать: «Вот какой получился красивый букет!» Очень важно обращать внимание малышей на красоту природы во всех ее проявлениях (например, деревья и трава осенью и весной; сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрачные сосульки; разноцветная радуга и т. д.) Такие наблюдения способствуют накоплению у детей художественных впечатлений, создают основу для развития эстетической деятельности.

7 слайд: Приобщение к музыкальным видам деятельности.

Для приобщения детей к музыкальной культуре в группе должны быть созданы особые условия. Музыку следует органично включать в различные виды деятельности (физкультурные занятия, занятия изобразительной деятельностью, при проведении подвижных игр и пр.). При организации режимных моментов полезно использовать соответствующее музыкальное сопровождение (веселая музыка на прогулке, при проведении зарядки, колыбельная перед сном). Приобщая малыша к миру музыки, важно помнить, что эмоциональная отзывчивость на образы, созданные звуковыми красками, – это основа его будущей музыкальности. Для развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку педагог должен петь малышам песенки, предлагать для прослушивания фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора как в исполнении педагога, так и в аудиозаписи. При прослушивании музыкального произведения следует побуждать детей ритмически двигаться в соответствии с характером музыки, пританцовывать, притопывать, хлопать в ладошки, кружиться, подпевать. Также можно побуждать детей привлекать к танцам под музыку игрушки – кукол, зайчиков, медвежат, игрушки, надевающиеся на руку. Педагог должен разделять любой эмоциональный отклик ребенка на музыку, подключиться к его действиям, хвалить. Педагог должен поддерживать интерес и побуждать детей к пению, танцам, игре на детских музыкальных инструментах, организуя соответствующие игры. Например, он может раздать малышам дудочки, свистульки, колокольчики, трещотки и предложить всем вместе поиграть на них – получится «веселый оркестр» Привлекая маленьких детей к занятиям и музыкальным играм, следует учитывать их желание и интерес. Главное – чтобы малыш испытывал удовольствие от предлагаемой ему деятельности.

8 слайд: Приобщение к театрализованной деятельности.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Педагог должен использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, на прогулке воспитатель может сказать: «Посмотрите, какое ласковое солнышко, оно улыбается вам, детки. Давайте и мы ему улыбнемся, поздороваемся с ним». Он также может предложить малышам изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, летает самолетик, качаются веточки деревьев, шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стихами и песенками. Педагог может инсценировать знакомые детям стихи и сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.) и в повседневной жизни, используя для этого разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, а также обычные игрушки. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

9 слайд: Изобразительная деятельность в раннем возрасте.

Я углублённо работала по направлению изобразительная деятельность, и хочу Вам более подробно про направление рассказать.

Изобразительная деятельность даёт детям широкие возможности для экспериментирования с материалом. Мы используем в своей деятельности карандаши, краски, разноцветные мелки, кисти разных размеров, мольберты, бумагу, альбомы, пластические материалы. Материал, который я предлагаю детям, обеспечивает свободу и разнообразие действий, находится в доступном месте, и удобен для использования. Мы рисуем не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками губки, щёточками и «печатками». Мы рисуем на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватман большого размера также используем, кладём его не только на стол, но и на пол. Так дети могут свободно действовать и не мешать друг другу при совместном рисовании. Один малыш выбирает для рисования карандаши, другой выбирает мелки, третий - делает отпечатки губкой, пропитанной краской. Таким образом, я создаю благоприятные условия для налаживания общности, подражания действиям друг друга, освоения новых изобразительных материалов. К каждой теме КТП мы создаём коллективную работу.

После того как наша коллективная работа создана, я могу спросить у малышей, что они нарисовали, помогаю им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солнышко, цветочек, дождик). Также помогаю дорисовать некоторые детали к рисункам детей так, чтобы получился новый образ, например, соединить линиями цветные пятна, чтобы получилась мышка, домик, человечек. Предлагаю детям самим дорисовать к моему рисунку какие-либо детали, пофантазировать, что же получилось. Хорошим приемом для стимуляции детского воображения, я использую «кляксографию». Картинки кляксы мы создаём с помощью брызг на лист бумаги краской и складываем его пополам кляксой внутрь. Затем предлагаю детям угадать, что же получилось, или дорисовать картинку так, как подсказывает фантазия.

Для организации индивидуальной и совместной изобразительной деятельности детей, я использую заготовки, например. Вырезаю фигурку тигра, кошки, жирафа и предлагаю детям нарисовать на ней полоски и пятна; изображаю на ватмане большую змею, и предлагаю детям разрисовать так, как им захочется. Использую приём, примакивания на бумаге губкой, пропитанной краской, или специальной печаткой. Предварительно я вырезаю из губки различные геометрические формы, фигурки, и дети макают их в блюдечки с краской и делают отпечатки. Так мы украшали нарисованную ёлку разноцветными шарами, яблоню – яблоками. Вместо печаток можно использовать катушки, кусочки овощей и любые подходящие для этого предметы. Мы используем крышки.

Приобщая детей к изобразительной деятельности, я поддерживаю их инициативу, стремление самостоятельно изобразить что-либо. Показываю детям образцы того или иного вида деятельности, даю им возможность действовать самостоятельно и не навязываю всей группе и каждому ребёнку одно и то же занятие или игру. В ходе занятий и игр с маленькими детьми, стараюсь использовать различные виды художественной деятельности. Например, рисую с детьми под музыку или чтение стихотворений. С вылепленными из пластилина персонажами сказок, мы разыгрываем сказочный сюжет. Самое главное хвалить ребёнка и относиться с уважением к тому, что у него получилось. Также привлекаю внимание родителей к продуктам детского творчества: «Посмотрите, как наши дети рисуют. Вот Саша нарисовал красивую рыбку, а Настя – замечательный цветок». Такое отношение взрослого способствует развитию у ребёнка положительного самоощущения, стимулирует его творческие проявления, рождает чувство гордости за собственные достижения.

Отталкиваясь от предложенных в пособии вариантов занятий, я импровизировала, ориентируясь на свои предпочтения, интересы, возраст и опыт детей в изобразительных видах деятельности. Занятия изобразительной деятельностью провожу не только в специально отведенное время, но и организовывала в любой подходящий момент (в ходе игры, после чтения книги или прогулки).

Рассмотрим несколько игр и занятий, направленные на приобщение детей к изобразительной деятельности которые я использовала в образовательной деятельности с детьми.

10 слайд

1. Рисование пальчиками. «Снег идёт»

В зимний день, когда идет снег, я предлагаю детям нарисовать снежинки. Я беру несколько листов цветной бумаги (голубую, синюю, фиолетовую) и показываю малышам, как рисовать снежинки, делая пальчиками белые отпечатки круглой формы.

Снегопад также мы изображали с помощью ватных тампонов или печаток (поролоновых губок, использовали срез моркови и т. п.).

11 слайд

2. Печатки «Бусы для матрёшек»

С детьми мы делаем отпечатки с помощью самых разнообразных материалов. Используем для этого губки, катушки, скомканные тряпочки, комочки бумаги, ваты, нитки, кусочки овощей (картошки, моркови, капусты) Изображение наносим путём обмакивания материала в краску и припечатываем его к листу бумаги. Такие игры-занятия провожу в разных вариантах. Набор «печатей в магазине» не приобретала, а использовала с детьми крышки. На занятии дети рисовали «Бусы для матрёшек», с помощью крышек наносили отпечаток-бусинку, нанизывая её на ниточку друг за другом.

12 слайд

Рисование кисточкой «Шаги на бумаге»

На этом занятии малыши только учатся пользоваться кисточкой, поэтому я предложила детям краску одного цвета. Я подзываю к себе 2–3 детей и говорю : «Ребятки, давайте покажем, как мы умеем топать. Вот так! Топ-топ-топ! Вот так, молодцы!» Дети топают, приговаривая: «Топ-топ». Затем я ставлю на пол игрушечную кошку и восклицаю: «Ой, смотрите, кошка села на дорожку!» Я подзываю к себе кого-нибудь из детей, беру его за ручку и предлагаю вместе пройти мимо киски. При этом приговариваю: Сидит котик у ворот, смотрит – Настенька (Сашенька) идет! Наша Настенька идет, ни за что не упадет! Топ-топ, топ-топ!

Так мы топаем с каждым малышом по очереди или все вместе. Затем я предлагаю детям нарисовать, как они топали ножками. Я беру лист бумаги, показываю малышам, как наносить краской мазки в такт словам «топ-топ». Раздаю детям листы бумаги и кисточки, расставляю краски, показываю, как правильно держать кисточку, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки. Я помогаю детям наносить мазки, хвалю их, спрашиваю, какого цвета шаги они рисуют. По окончании занятия я вместе с малышами рассматриваю нарисованные шаги; учу детей мыть кисточки и вытирать их салфеткой. Если дети захотят нарисовать свои шаги другим цветом, я им помогаю помыть кисточки и поменять краски.

13 слайд

3. Рисование с использованием природного и бросового материала. «Нарядные матрёшки»

Я заранее готовлю листы плотной белой бумаги с изображенными на них силуэтами матрешек, ватные палочки, краски 4х цветов. Я вместе с детьми рассматриваю матрешку, обращаю внимание на ее нарядный сарафан, бусы, платочек. Показываю малышам книжки с изображением матрешек, читаю подходящие стихи. Затем показываю силуэты матрешек и говорю: «Давайте раскрасим сарафаны нашим матрешкам! Пусть они тоже будут нарядные, красивые». Дети, которые хотят раскрашивать сарафаны, я сажаю за столик и раздаю им заготовки для рисования. Малыши раскрашивают сарафаны по своему усмотрению выбирают себе любой цвет. После окончания работы я вырезаю матрешки и предлагаю малышам поиграть с ними (матрешки могут приходить друг к другу в гости, любоваться нарядами, танцевать, играть).

14 слайд

4. Игры-занятия с пластическими материалами.

«Солнце»

Я делаю из пластилина круг, закрепляю его на картоне или доске и предлагаю детям сделать солнышку лучики. Мы делаем лучики из пластилина (скатываем тонкие колбаски). Далее помогаю малышам прикрепить лучики к солнечному диску. Лучики также мы изготавливали из пластмассовых трубочек.

15 слайд

Результаты:

В результате мониторинга художественно-эстетического развития детей раннего возраста по программе «Первые шаги» было выявлено следующее. Большинство детей освоили образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» по программе «Первые шаги». Научились создавать изображения простых предметов из разных материалов, обыгрывать совместно со взрослым. Знают назначение карандашей, красок, кистей, умеют создавать рисунки в техники нетрадиционного рисования, умеют пользоваться пластилином. Программа «Первые шаги» даёт положительные результаты, авторами разработаны специальные игры и занятия, которые очень нравятся детям. Большим плюсом программы на мой взгляд является это- опора на игровые методы, потому что именно игра является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей. В дальнейшем в своей образовательной деятельности буду работать по этой программе.

16 слайд

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие»Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие» Художница На листочке я рисую, Я рисую, как умею: То вверху я, то внизу я, То правее, то левее. На меня глядят, красуясь, Загогулинки,.

Художественно-эстетическое развитие детейХудожественно-эстетическое развитие детей Хочу поделиться радостью. В нашем детском саду прошел конкурс на лучший уголок творчества. И наша группа заняла 3 место! Нам есть на кого.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, они питают источник.

Конспект НОД «Чудо-дерево» (Художественно-эстетическое развитие) (возраст детей: 6–7 лет)Конспект НОД «Чудо-дерево» (Художественно-эстетическое развитие) (возраст детей: 6–7 лет) Конспект НОД «Чудо-дерево» (Художественно-эстетическое развитие) (возраст детей: 6-7 лет) Цель: закрепить умения выполнять работу в технике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ
Опубликовано: 21 сентября 2024 в 17:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Жгутова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД