Розалия Аксановна Монастыршина
Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей
Администрация г. Абакана
Городское управление образования
Городской методический кабинет
Сетевой центр «Развивающее образование дошкольника»
Практическая конференция
«Современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных требований»
Публикация «Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Тема доклада: «Художественно-творческая деятельность как одно из средств социализации детей с общим недоразвитием речи»»
Монастыршина Р. А.
Воспитатель высшей категории
Логопедической группы
МБДОУ ЦРР д/с «Колокольчик»,
Абакан 2012г.
Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей с ОНР в рамках ФГТ.
Социальный опыт ребенка – это результат специально организованного общественного опыта, то есть «производное» от целенаправленного воспитания и обучения. В детских садах воспитательный процесс реализуется в соответствии учебными программами, отвечающими Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к дошкольному образованию.
Одной из проблем в работе с детьми с общими нарушениями речи (ОНР) является их недостаточная социализация. Социальный опыт приобретается ребенком с помощью людей, которые его окружают.
Более шестнадцати лет я работаю с детьми с ОНР. Первое время меня ставили в тупик неуверенность детей в самых простых делах. Сколько приходилось слышать: «Не буду, не могу, не хочу!».
Тревожность, неусидчивость, рассеянное внимание, кратковременная память, - эти качества детей сводили на нет мои усилия как-то изменить ситуацию. Социализация детей снижена не только из-за того, что они плохо говорят, у них снижен интерес к окружающей жизни, они трудно усваивают общепринятые нормы общения, правила поведения.
Мы, воспитатели должны стать помощниками ребенка в его социальном развитии, что бы он в дальнейшем умело адаптировался в окружающем его обществе, был уверенным, счастливым и самодостаточным. Важно отметить, что для достижения позитивных результатов в социализации, необходимые методы работы должны быть задействованы непрерывно как в детском саду, так и в семье. Зачастую именно различие, непоследовательность требований авторитетных для ребенка взрослых мешает успешной его социализации. В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от того, в решающей степени, зависит, каким человеком станет малыш».
Таким образом, цель нашей работы – формирование у детей навыков социального восприятия, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующих наилучшему развитию личности ребенка, посредством художественно-творческой деятельности.
Художественно-творческая деятельность, которая помогает общаться с каждым ребенком индивидуально, а значит и настроить его на участие, стала приносить результаты довольно быстро. Правда, удивляло, как пришедшие в группу 4-х летние дети не могли держать карандаш и оставить на листе хоть какой-то след от него.
Я на первых этапах давала детям готовые фигурки из бумаги, где ребенка просила нарисовать глазки, пуговицы на рубашке, дальше раскрасить детали фигурки. В результате ребенок получал готовую игрушку и мог начать игру с другим ребенком. Очень часто я использую диалоги Н. Сладкова, хорошо понятные детям, короткие и легко запоминающиеся. За 5 – 10 минут ребенок получил готовую игрушку и обыграл ее с детьми. Получив сразу положительный опыт, ребенок обязательно отзовется и на более сложное задание.
Художественно-творческая деятельность в ее различных формах является универсальным средством в социальном развитии детей, а также в реализации основных принципов ФГТ:
-принцип развивающего образования (От простого к сложному);
-принцип интеграции (использование во всех образовательных областях в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников);
-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, систематичность и последовательность обучения, практическая направленность занятий;
-совместная деятельность взрослого и ребенка, взаимодействие с родителями, сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом;
-преемственность дошкольной образовательной программы с основными программами начального образования.
Художественно-творческая деятельность предлагает широту выбора видов работы с детьми в рамках их социализации :
-рисование (кисть, карандаш, пластилин, выдувание, монотипия);
-лепка (тесто, пластилин, глина, пластик, папье-маше);
-аппликация (бумага, опилки, ткани, природный материал, декупаж, коллаж;
-работа с бумагой: оригами, кирикоми, квиллинг, торцевание, объемная аппликация;
-вязание (крючок, плетение (макраме, сложенные газеты, бумага);
-театральная деятельность – использование жестов и мимики в заучивании стихов, упражнения на общую координацию, диалоги, самодельный кукольный театр (бибабо, театр на крышечках, перчаточные куклы, использование и изготовление реквизита и костюмов, масок. В рамках театральной деятельности осуществляется активное познание общепринятых сценариев поведения.
Сферы применения методов также разнообразны.
Это может быть самостоятельная работа, часть интегрированного процесса, организация досуга, свободного времени. Частая смена видов деятельности не позволяет ребенку скучать и воспринимать педагогический процесс как неинтересное, обязательное занятие. Каждому ребенку найдется дело по душе, и даже свободное от обучения время, дети могут провести за любимым делом. А созданная в группе среда способствует их творческой реализации своей наглядностью и разнообразием.
Крайне важен метод «аналогии», который может быть включен в любой вид деятельности. Смысл этого метода может использоваться, к примеру, в изучении истории, традиций рукоделия, труда и отдыха. А так же в дальнейшем освоении рассматриваемого вида деятельности, а также сравнении с существующим сегодня. Широкий кругозор в различных сферах искусства позволяет ребенку в дальнейшем быть интересным собеседником.
Не секрет, что в последнее время нам приходится сталкиваться и с детской агрессивностью. Наша работа, конечно, должна быть направлена на устранение причин детской агрессии, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Художественно-творческая деятельность увлекает таких детей и частично снимает моменты агрессии.
Соединение театрализованной, сюжетно-ролевой игры «игра в театр», дает возможность объединить детей общей идеей, сплотить на основе интересной деятельности, оставаясь игрой.
Большое количество вариантов творческой деятельности позволяет создать ситуацию успеха: ребенок приобретает важное личностное качество – уверенность в своих силах. Зная, что, каждый силен в своем, одному удается лучше рисование, а другому что-то другое, дети не испытывают чувства зависти.
Ребенку нравится осознавать, что рисунок или поделка – результат его собственных усилий.
Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции – создает не только благоприятную почву для развития социальных навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, но и является предпосылкой к будущей успешной учебной деятельности. Это мы видим на примере своих выпускников. Многие дети посещают музыкальную, художественную школы, танцевальные коллективы.
Занимаясь творческой деятельностью, дети становятся более аккуратными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, терпеливыми в работе и в отношении друг к другу. У них развивается креативное мышление, воображение, фантазия.
В освоении методов художественно-творческой деятельности дети проявляют искренние эмоции, что развивает их способность к взаимопомощи, позволяет накопить наиболее позитивный социальный опыт. Радость и улыбки детей, спокойствие и терпение в общении – наилучший показатель их успешной социализации.
Список литературы:
1. Зацепина М. Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности.» Обзор программы дошкольного образования. – М. :ТЦ. Сфера, 2010.
2. Евдакимова Е. С., Додокина Н. В. «Семейный театр в детском саду» : Совместная деятельность педагогов, родителей и детей – Н. : Мозайка-Синтез. 2008.
3. Липовцева А. В. «Социокультурная адаптация детей с речевыми возможностями в процессе художественного творчества» - Барнаул. : Издательство АЛТ ГАКИ, 2008.