Елена Горбушина
Занятие в рамках художественно-патриотического проекта «Богатыри земли русской» для подготовительной группы
▼ Скачать
Актуальность проекта заключена в том, чтобы в игровой форме дать детям начальные знания об истории Руси, о богатырях, о героизме и любви к Родине.
Цель проекта : Знакомство с мифологическим жанром, историческими и культурными традициями России
Приоритетные (ключевые) образовательные результаты, заданные или достигаемые в представляемой практике:
Вызван интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Развито умение создавать творческие работы на тему «Богатыри».
Публикация «Занятие в рамках художественно-патриотического проекта „Богатыри земли русской“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Развиты художественное восприятие и эстетический вкус в продуктивной деятельности.
Расширено представление детей об исторических событиях, культурных традициях, обычаях, способствующих более глубокому пониманию мужского художественного образа (на примере былин, исторических событий).
Активизирован словарь с использованием слов и словосочетаний:
былина, богатыри, героический, трагичное.
Ход занятия
Под звуки гуслей заходят дети
Восп. Здравствуйте люди добрые, гости дорогие!
Дети здороваются.
ВОСП. Садитесь, ребята, да послушайте, Собрались мы на беседу добрую да плавную, чтобы мир был да согласие
Расскажу вам о старине далекой. Давным-давно на месте городов и сел были непроходимые леса и топкие болота. Слайд2
Издревле на этой земле жили наши предки славяне. Они основали и построили государство, которое назвали Русью. 3 слайд
Но жизнь их была трудна и опасна. Их соседи хазары и монголо-татары часто нападали на них, разоряли города и села, уводили в плен людей. Поэтому славянам необходимо было защищать свою землю от врагов. 4 слайд
ВОСП. какими качествами должны обладать наши предки?
Дети: Они были сильные, смелые, храбрые, выносливые, отважные, мужественные.
Воспитатель: - А как же назывались эти защитники земли русской?
Дети: Это богатыри. Слайд 5
Как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов, герои былин и сказаний.
Воспитатель: -Верно, ребята! богатыри отличались необычайной силой, мужеством, удалью. Рослый, крепкого сложения, сильный человек.
Воспитатель: Воспитатель: -Откуда вы узнали про богатырей?
Дети: -Из сказок, былин, смотрели мультфильмы, кино, рассматривали картины художника Н. В. Васнецова
Воспитатель: -А вы знаете, что такое былина? (это быль, рассказ о том, что было давным - давно. А кто придумывал былины?
Ответы детей: -Их сочинял русский народ в давние времена, когда наша Родина называлась Русью.
Давайте вспомним какие сказки и былины вы уже знаете о защитниках земли русской.
Дети: «Илья Муромец и Соловей – Разбойник»,
«Алеша Попович и Тугарин Змей»,
«Добрыня и Змей»,
«Святогор»,
«ВОльга и Микула Селянинович»,
«Садко», «Никита Кожемяка».
«Финист -ясный сокол».
Воспитатель: -Правильно, ребята. А сейчас пройдем к нашей выставке, рассмотрим представленные изображения.
Воспитатель: -Ребята, многие известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах.
В. М. Васнецов «Богатыри»,
В. М. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»
М. А. Врубель «Богатырь»
Г. И. Угрюмов «Испытание силы Яна Усмаря»
М. М. Антокольский «Ермак»
Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим.
КТО изображен на картине? Богатыри
Как их зовут?
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
По каким деталям художника вы узнали самого главного богатыря?
Ответы детей –
в центре картины Илья Муромец, он зорко смотрит вдаль из -под ладони.
В одной руке у него палица, в другой руке копье.
Он крестьянский сын поэтому и одежда на нем простая и крепкая. Одета на нем кольчуга,на голове шлем.
Победил соловья –разбойника. Конь вороной, под стать хозяину, такой же крепкий и сильный, копытами в землю ушел. Зовут его Бурунушка. (бурка – вороная масть)
Рядом с Ильей стоит Добрыня Никитич, в богатой серебряной кольчуге, щит украшен самоцветами (камнями драгоценными). Он смелый, отважен и победил Змея Горыныча.
Его белый конь ласково назван хозяином Белеюшко украшен богатой сбруей, такой же величавый, как и Добрыня.
Справа от Ильи -Алеша Попович- самый молодой из богатырей. Этот богатырь славился своей хитростью. У него нет тяжелой палицы или меча, а только лук со стрелами да гусли.
Алеша весельчак, песни петь мастак.
Рыжий конь его опустил голову, щиплет траву, но уши навострил, всегда готов к бою.
Восп. Как вы считаете, почему художник изобразил богатырей в чистом поле?
Дети- примечают, высматривают, нет ли где врага, не обижают ли кого.
Восп. - давайте рассмотрим какая природа изображена на картине.
Широкая равнина, пожухлая трава, серые, седые камни валуны, на переднем плане мал. елочки;
На дальнем плане –холмы и тревожное пасмурное небо. Все говорит о том, что Родина в опасности.
Восп: - Ребята, обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда такое спокойствие?
(ответы детей) от богатырей, потому что они не дадут никого в обиду.
Воспитатель: Правильно, природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.
Вы знаете, что на Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к нему, брали листок и горсть земли, чтобы быстрее вернуться домой с победой.
Давайте и мы по старому древнему обычаю подойдем к дубу, чтобы сил набраться.
Хоровод
Дети встают в круг и выполняют движения.
У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
Вот таков!
Корни его вот так глубоки! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья его – вот так широки, (развести широко пальцы)
Ветки его – Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю спасти от врага!
Восп. - давайте обратим внимание и сравним эти произведения искусства.
Картина ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА УГРЮМОВА «Испытание сила Яна Усмаря»
И скульптура МАРКА МАТВЕЕВИЧА Антокольского «Ермак»
Сначала ОПРЕДЕЛИМ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ НА КАРТИНЕ, опишем его настроение.
(он мужественный, сильный и смелый, не боится быка,)
Какие доспехи или оружие вы видите в руках Яна Усмаря?
Никаких, он такой сильный, что он сразился с быком голыми руками. .
Восп –Похож ли этот герой на богатыря? Ответы детей.
Восп - на какого былинного героя похож Ян Усмарь? (никиту кожемяку)
А теперь рассмотрим и сравним скульптуру с картиной.
Обратите внимание – Ермак-казачий атаман. Посмотрите на его одежду, царские латы, что придает его виду парадный и величественный вид.
Скажите пожалуйста, как художник и скульптор показывают силу и мощь двух разных людей?
Сравнения детей –у них взгляд мужественный и смелый, как у богатырей. Они сильные.
В чем отличия этих произведений –картина нарисована, много фигур в композиции, природа, цвета различные.
Скульптура- объемная фигура, одиночная, можно рассмотреть со всех сторон, ясные выразительные детали.
Восп. Обратите внимание на выставку доспехов. Подходят
Какое оружие вам знакомо? (называют)
Доспехи богатырей украшали орнаментом, узором. Щит и меч украшали знаками солнца и растительности.
- Как вы думаете, что означал знак солнца на щите?
Ответы детей: -Знак солнца помогал отражать удары врага, сохранял богатырю жизнь.
Воспитатель: - А зачем на доспехи наносили знаки растительности?
Ответы детей: -Чтобы воин вернулся живым. Если наносились знаки растительности, то меч становился как бы живым, помогал воину в бою.
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам попробовать самим украсить щиты.
Дети украшают трафареты щитов узорами.
ВОСП.
Какие красивые щиты у вас получились.
ВОСП. Мы с вами сегодня узнали и рассказали очень много интересного нашим гостям, давайте еще и покажем настоящих богатырей.
Посмотрите еще раз на картины, какую из них вы бы хотели оживить?
Мальчики создают картину, девочки уходят за ширму.
Картина, один из богатырей читает стих :
Богатырь вот он каков
Он силен, он здоров
Подрастем и мы смотри, станем как богатыри!
Воспитатель: -Когда мужчины, богатыри русские возвращались с военных походов, их встречали так же радостно и весело, как и долгожданных гостей, И по старому русскому обычаю, дорогих гостей мы встречаем с хлебом-солью.
А главный хлеб на Руси это- каравай. женщин, которые раньше преподносили хлеб, называли каравайщицами. Относились к ним с почтением.
Выходят девочки-с караваями хлеб-соль (в русских костюмах, с косами, поют песню
Здравствуйте гости, дорогие! гости, дорогие!
Богатыри русские,родные!
Хлеб да соль вам (кланяются)
Хлеб да соль
Оказать чтоб людям честь,
На Руси обычай есть:
Встретить гостя дорогого
Хлебом-солью мы готовы!
Хлеб да соль вам (кланяются)
Хлеб да соль!
Если в дом к нам гость пришел,
Чем богаты, все на стол.
Ешь и пей, любезный, вволю,
Наше не забудешь хлебосолье! (кланяются)
Хлеб да соль вам (кланяются)
Хлеб да соль
Подносят мальчикам караваи. (мальчики отщипывают, убирают караваи).
Встают полукругом
ВОСП -Да, не перевелись на Руси богатыри и добры молодцы!
Не запятнали чести богатырской!
Не топтать врагу землю–матушку, раз такие добрые молодцы на ней подрастают. Мы хотим жить только в мире.
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами побывали в Древней Руси, наряжались в богатырей, хлеб-соль пробовали…
ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ ВАМ НА НАШЕМ ПРАЗДНИКЕ?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, ГОСТИ ДОРОГИЕ!