Кайдалова Ирина
Художественная литература как универсальное средство духовно-нравственного и речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература как универсальное средство духовно-нравственного и речевого развития детей.
(2 слайд) Проблема воспитания любви к чтению – одна из самых актуальных в
нашем современном обществе. Всем известно, что современные дети все
Публикация «Художественная литература как универсальное средство духовно-нравственного и речевого развития детей» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. Однако, чтение связано не только с грамотностью и образованностью, но формирует нравственные качества человека, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. Сегодня перед нами, педагогами дошкольного образования, встает масса вопросов: как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из необходимую информацию? Как воспитать человека глубоко нравственного, доброго, сердечного, чуткого, отзывчивого? (3 слайд) По мнению Л. С. Выготского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими исследователям доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский говорил «Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость– этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты». Дети дошкольного возраста – лишь слушатели, поэтому нам, взрослым, необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово, стихотворение, рассказ, сказка, поговорка выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у
ребенка будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильно
построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения чтению, а значит, возникают трудности в школе.
(4 слайд)Высказывание В. А. Сухомлинского хорошо и точно дополняет детское
стихотворение о книге:
Что нужно для счастья детям…
Чтоб было солнце на всей планете,
Чтоб был мячик и плюшевый мишка,
И добрая, добрая книжка!
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. (5 слайд) Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения
грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
В поэтических образах художественная литература оказывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
Дошкольники – слушатели, а не читатели. С художественным произведением их знакомит воспитатель, именно перед ним стоит задача – каждую сказку, каждый рассказ нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть замысел, увлечь чувствами, поступками, переживаниями героев.
Исходя из вышесказанного, мы проводили работу по духовно-нравственному и речевому развитию детей посредством художественной литературы. (6слайд)Нами был реализован мини-проект "Книжкина неделя" Для того чтобы изучить, как организовано домашнее
чтение в семьях наших воспитанников, было проведено анкетирование с
родителями. Главная задача состояла в том, чтобы заинтересовать родителей
проблемой приобщения детей к рассматриванию и чтению книг, воспитания
интереса к чтению. Нами было выявлено: ежедневное чтение не является
традицией.
(7 слайд) Мы использовали следующие формы работы: (они представлены на слайде)
(8 слайд) Буккроссинг («книговорот») - это международное движение по обмену книгами. Буккроссинг основан на принципе «прочитал – отдай другому». Дети и родители активно откликнулись на данное предложение и с удовольствием брали книги и приносили свои. Ребята в группе делились друг с другом впечатлениями и старались всегда вовремя возвращать книги. Таким образом, мы можем сказать, что буккроссинг - это эффективное средство развития социального интеллекта дошкольников, а так же является одним из главных факторов, стимулирующих возрождения семейного чтения.
(9, 10 слайд) Театрализация сказки "Теремок" для рябят из младшей группы.
Ребята нашей группы и так очень любят драматизацию и часто в самостоятельной деятельности проигрывают знакомые сюжеты. Конечно, показывать сказку для зрителей было очень волнительно, но мы справились.
(11, 12, 13 слайд) В продуктивной деятельности также отразилась наша работа. Вместе с ребятами мы сделали забавные закладки для книг. Теперь ребята знают как бережно обращаться с книгами и не допустить порчи страниц. А еще ребята рисовали любимых героев из сказок "Колобок", "Гадкий утенок", "Белоснежка" и т. д.
(14 слайд) Также в своей работе мы использовали средства ИКТ и рассказали ребятам об истории возникновения книги наглядно.
(15,16, 17 слайд) ну и наконец ребята побывали в школьной библиотеке. Библиотекарь Лариса Сергеевна рассказала ребятам о том, что же такое библиотека и о своей профессии. Она поведала юным читателям о том, что такое формуляр, читальный зал, для чего он нужен, познакомила с правилами поведения в библиотеке, с правилами обращения с книгами, а также рассказала о том, как книги распределены по секциям. Ребята с удовольствием рассматривали книги на стеллажах и полках.
(18 слайд) Также были проведены НОД:
• По развитию речи «Откуда пришла книга».
• По ФЦКМ «Путешествие в мир книги»
• По ФЭМП «Путешествие в сказку»
(19 слайд) В завершении хочется сказать: в дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами художественной литературы и фольклором. В зависимости от своей спецификации они оказывают эмоциональное, воспитательное воздействие. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости