Тамара Фахрутдинова
Художественная литература как средство воспитания у детей гуманных чувств и культуры поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Для воспитания у детей положительных эмоций, добрых чувств, для знакомства с нормами и правилами гуманистического и культурного поведения, широко используется игровая деятельность при ознакомлении с художественной литературой (рассказов, стихов, сказок).
Публикация «Художественная литература как средство воспитания у детей гуманных чувств и культуры поведения» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки.
Эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям нравственно-эмоциональной сферы ребенком. Используются как средства развития человечности, гуманных качеств личности : добра и справедливости, чувства гражданственности. Развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного.
Часы чтений должны проходить в задушевной дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Беседы по произведениям нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно.
Вопросы в беседе должны помочь ребенку разобраться в образе, поступках героев, высказали свое отношение к нему. Так как игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных представлений рекомендуем использовать: игры-инсценировки по сюжетам произведений с помощью игрушек, игры драматизации, просмотр диафильмов и домашний кукольный театр.
Формированию у детей культурно-гигиенических навыков, аккуратности и стремления к порядку помогает чтение художественных произведений :
Л. Воронковой «Маша-растеряша».
А. Барто «Девочка чумазая».
К. И. Чуковского «Мойдодыр».
Поэтические произведения:
Е. Благининой «Вот какая мама».
А. Барто «Машенька».
З. Александровой «Мой Мишка».
Помогают образованию у детей представления о хороших и плохих поступках, побуждают к совершению добрых дел, воспитанию гуманных чувств, положительного отношения к окружающим людям.
Произведения: А. Барто «Игрушки», «Капустный лист» Е. Бехлерова – воспитывают добрые чувства, милосердие, умение прийти на помощь отзывчивость, положительные эмоции.
- «Еду к бабе, еду к деду», «Петушок с семьей» - воспитывают любовь и уважение к близким, семье.
- Русские народные и украинские сказки: «Волк и козлята», «Колосок» - воспитывают любовь и уважение к маме, послушание, трудолюбие.
Произведение «Больная кукла» воспитывает желание прийти на помощь, проявить заботу, сопереживание, милосердие, внимание.
Такие произведения как: «Когда не хватает игрушек» Т. Цыферов, «В магазине игрушек» Г. Янгарский, «Два жадных медвежонка» (русская народная сказка) помогут научить детей делиться игрушками, обращаться вежливо с просьбой: «Пожалуйста», благодарить.
Через сказку: «Как лисичка с бычком поссорилась» - воспитываются дружеские взаимоотношения со сверстниками, доброжелательность.
«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других».
«Как аукнется, так и откликнется».
Произведения о животных – воспитывают гуманные чувства, пробуждают интерес и бережное отношение к живому, природе.
Предлагаем вам образец, как обыгрывать произведения.
Например: «Бычок» А. Барто.
Ребенок – бычок, ставится на доску, лежащую на полу, длиной 1 метр, шириной 25-30 см. идет по доске, покачиваясь из стороны в сторону, и читает стихотворение (или читает взрослый)
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох досточка кончается,
Сейчас я упаду!»
Взрослый или старшие дети в семье, берут ребенка за руки и помогают ему сойти с доски.
Например: «Наша Таня» А. Барто.
Ребенок играет с мячом, он упал в воду (рядом таз с водой).
Чтение произведения:
Наша Таня, громко плачет (ребенок имитирует плач)
Уронила в речку мячик, (ребенок бросает мяч в таз с водой)
Тише Танечка не плачь (ребенок имитирует плач)
Не утонет в речке мяч.
Взрослые помогают Тане, Таня улыбается (смеется) благодарит.
Это произведение учит проявлять сочувствие к другим детям.
Определить ярко-выраженное эмоциональное состояние (плачет - смеется).
Безопасному поведению (не уходить от родителей, нельзя играть у водоема) …
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Обратите внимание на отбор художественных произведений.
Нужно помнить: моральное и нравственное воздействие литературных произведений зависит, прежде всего, от его художественной ценности, соответствие возрасту ребенка.