Татьяна Скворцова
Художественная литература и дети дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература и дети дошкольного возраста
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать.
Публикация «Художественная литература и дети дошкольного возраста» размещена в разделах
Целью современного образования сегодня становится общекультурное, личностное и познавательное развитие дошкольников. Важнейшей культурной практикой, в которой развиваются ценностно-смысловая сфера личности, широкие познавательные интересы и инициатива, умение слушать и осмыслять услышанное, является чтение художественной литературы.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Поэтому я решила работать над темой: Роль художественной литературы в развитии речи и творческой активности детей и разработала долгосрочный, познавательный, творческий, групповой проект «Детская литература и дети»
Актуальность проекта: В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через детскую литературу ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Цель проекта: развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
- создание речевой развивающей среды;
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- связь с социумом (городская детская библиотека имени С. А. Есенина, городские музеи, театры, и др.).
Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу,
подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников. Разработала конспекты занятий (непосредственно образовательная деятельность – НОД) по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;
Формы и методы работы с детьми:
При ознакомлении детей с литературным произведением использую такие методы, как:
- Чтение по книге или наизусть. Это дословная передача текста.
- Рассказывание. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
- Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
- Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой использую разные приё мы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
- выразительное чтение;
- беседа о прочитанном;
- повторное чтение;
- рассматривание иллюстраций;
- объяснение незнакомых слов.
Основное правило, которым я пользуюсь при организации НОД по чтению художественной литературы (рассказыванию) детям - эмоционально приподнимаю и чтеца, и слушателей. Настроение приподнятости я создаю, бережно обращаясь с книгой, с уважением произнося имя автора, несколькими вводными словами стараюсь возбудить интерес малышей к тому, о чем собираюсь читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую показываю детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.
Дети, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно. Должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка.
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, читаю выразительно, кроме того, пользуюсь дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:
1) повторное чтение всего текста,
2) повторное чтение отдельных его частей. Чтение может сопровождаться:
1) игровыми действиями детей;
2) предметной наглядностью:
а) рассматриванием игрушек, муляжей,
б) рассматриванием иллюстраций,
3) словесной помощью:
а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,
б) постановкой после чтения поисковых вопросов,
в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Поэтому я систематизировала соответствующие картотеки: пословиц, поговорок, загадок, потешек, считалок и т. д.
Ознакомление с художественной литературой включает выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие словесного творчества детей.
Обязательным условием полноценной реализации образовательной области речевое развитие является взаимодействие педагога с родителями.
Было проведено анкетирование родителей о роли книги в жизни человека, которое выявило, что 53% семей считают литературу все еще основным источником знаний.
По результатам анкетирования ежедневно читают книги детям только 15% родителей и лишь 8% считают чтение художественной литературы семейной традицией. А значение художественной литературы как средства эмоционального общения с детьми, духовного сближения с ними отмечают единицы.
При этом в анкетах нежелания читать и рассказывать детям не выражал никто. Родители объясняли нехваткой времени, усталостью в связи с напряженным графиком работы и поздним приходом домой (32%, тягой к телевизору, интернету, иными формам времяпрепровождения (48%). Во многих анкетах (46%) просматривались явные затруднения родителей в самой организации семейного чтения: выбор книг, их разнообразие, содержание общения взрослого и ребенка в процессе чтения, обсуждение и обыгрывание прочитанного и т. п.
Полученная и обработанная информация легла в основу модели взаимодействия с педагогами и родителями.
Педагоги стали участниками семинара-практикума по созданию в семье условий для домашнего чтения. В круг изучения вошли темы: «Роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребенка»; «Роль воспитателя в организации домашнего чтения»; «Методы организации домашнего чтения»; «Круг домашнего чтения».
Проводились консультации для родителей:
- «Роль детской литературы в умственном воспитании детей»;
- «Нравственное воспитание средствами художественной литературы»;
- «Развитие творческих способностей средствами домашнего чтения»;
- «Общение взрослого и ребенка в процессе чтения».
На родительских собраниях, проводила разъяснительную работу о значении развивающих функций художественной литературы. В родительских уголках выставляла рекомендации родителям, как правильно выбрать книгу соответствующую возрасту ребенка, как воспитывать бережное отношение к книге.
С помощью родителей в группе была оформлена выставка детской книги. Большую помощь в подборе книг оказала родительница Панфилова Елена Викторовна.
В группе с воспитанниками чиним книги. Мною был проведен цикл бесед "Как книга к детям пришла" и "Из прошлого книги", во время которых дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
Подводя итоги работы, направленной на развитие речи детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по чтению художественной литературы, можно отметить, что у детей повысился не только уровень развития речи, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества.
Главный результат проведенной мною работы заключается в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и творчески мыслят.
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников : Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.
2. Воспитание будущего читателя (литературно-художественное развитие детей 3-5 лет)/Е. Кузьменкова, Г. Рысина,- ; Р-60
3. Воспитание сказкой/Л. Б. Фесюкова. - ; Р-36
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с.
5. Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.
6. Знакомим дошкольников с литературой/ Ушакова О. С. - М. : Сфера, 1998; Р-62
7. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа: Методич. пособие Издательство: Центр педагог. образования. 2015. 144 с
8. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2004. 223 с.
9. Приобщение детей к художественной литературе/ В. В. Гербова,- ; Р-73
10. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.