МААМ-картинки

Художественная литература и дети дошкольного возраста

Татьяна Скворцова
Художественная литература и дети дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература и дети дошкольного возраста

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать.

Публикация «Художественная литература и дети дошкольного возраста» размещена в разделах

Целью современного образования сегодня становится общекультурное, личностное и познавательное развитие дошкольников. Важнейшей культурной практикой, в которой развиваются ценностно-смысловая сфера личности, широкие познавательные интересы и инициатива, умение слушать и осмыслять услышанное, является чтение художественной литературы.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Поэтому я решила работать над темой: Роль художественной литературы в развитии речи и творческой активности детей и разработала долгосрочный, познавательный, творческий, групповой проект «Детская литература и дети»

Актуальность проекта: В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через детскую литературу ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Цель проекта: развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

- создание речевой развивающей среды;

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- связь с социумом (городская детская библиотека имени С. А. Есенина, городские музеи, театры, и др.).

Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу,

подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников. Разработала конспекты занятий (непосредственно образовательная деятельность – НОД) по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;

Формы и методы работы с детьми:

При ознакомлении детей с литературным произведением использую такие методы, как:

- Чтение по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

- Рассказывание. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

- Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

- Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой использую разные приё мы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

- выразительное чтение;

- беседа о прочитанном;

- повторное чтение;

- рассматривание иллюстраций;

- объяснение незнакомых слов.

Основное правило, которым я пользуюсь при организации НОД по чтению художественной литературы (рассказыванию) детям - эмоционально приподнимаю и чтеца, и слушателей. Настроение приподнятости я создаю, бережно обращаясь с книгой, с уважением произнося имя автора, несколькими вводными словами стараюсь возбудить интерес малышей к тому, о чем собираюсь читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую показываю детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Дети, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно. Должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, читаю выразительно, кроме того, пользуюсь дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:

1) повторное чтение всего текста,

2) повторное чтение отдельных его частей. Чтение может сопровождаться:

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

3) словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,

б) постановкой после чтения поисковых вопросов,

в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Поэтому я систематизировала соответствующие картотеки: пословиц, поговорок, загадок, потешек, считалок и т. д.

Ознакомление с художественной литературой включает выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие словесного творчества детей.

Обязательным условием полноценной реализации образовательной области речевое развитие является взаимодействие педагога с родителями.

Было проведено анкетирование родителей о роли книги в жизни человека, которое выявило, что 53% семей считают литературу все еще основным источником знаний.

По результатам анкетирования ежедневно читают книги детям только 15% родителей и лишь 8% считают чтение художественной литературы семейной традицией. А значение художественной литературы как средства эмоционального общения с детьми, духовного сближения с ними отмечают единицы.

При этом в анкетах нежелания читать и рассказывать детям не выражал никто. Родители объясняли нехваткой времени, усталостью в связи с напряженным графиком работы и поздним приходом домой (32%, тягой к телевизору, интернету, иными формам времяпрепровождения (48%). Во многих анкетах (46%) просматривались явные затруднения родителей в самой организации семейного чтения: выбор книг, их разнообразие, содержание общения взрослого и ребенка в процессе чтения, обсуждение и обыгрывание прочитанного и т. п.

Полученная и обработанная информация легла в основу модели взаимодействия с педагогами и родителями.

Педагоги стали участниками семинара-практикума по созданию в семье условий для домашнего чтения. В круг изучения вошли темы: «Роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребенка»; «Роль воспитателя в организации домашнего чтения»; «Методы организации домашнего чтения»; «Круг домашнего чтения».

Проводились консультации для родителей:

- «Роль детской литературы в умственном воспитании детей»;

- «Нравственное воспитание средствами художественной литературы»;

- «Развитие творческих способностей средствами домашнего чтения»;

- «Общение взрослого и ребенка в процессе чтения».

На родительских собраниях, проводила разъяснительную работу о значении развивающих функций художественной литературы. В родительских уголках выставляла рекомендации родителям, как правильно выбрать книгу соответствующую возрасту ребенка, как воспитывать бережное отношение к книге.

С помощью родителей в группе была оформлена выставка детской книги. Большую помощь в подборе книг оказала родительница Панфилова Елена Викторовна.

В группе с воспитанниками чиним книги. Мною был проведен цикл бесед "Как книга к детям пришла" и "Из прошлого книги", во время которых дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Подводя итоги работы, направленной на развитие речи детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по чтению художественной литературы, можно отметить, что у детей повысился не только уровень развития речи, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества.

Главный результат проведенной мною работы заключается в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и творчески мыслят.

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников : Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.

2. Воспитание будущего читателя (литературно-художественное развитие детей 3-5 лет)/Е. Кузьменкова, Г. Рысина,- ; Р-60

3. Воспитание сказкой/Л. Б. Фесюкова. - ; Р-36

4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с.

5. Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.

6. Знакомим дошкольников с литературой/ Ушакова О. С. - М. : Сфера, 1998; Р-62

7. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа: Методич. пособие Издательство: Центр педагог. образования. 2015. 144 с

8. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2004. 223 с.

9. Приобщение детей к художественной литературе/ В. В. Гербова,- ; Р-73

10. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.

Публикации по теме:

Художественная литература на февраль в подготовительной группе для ежедневного чтения Чтение рассказа Драгунского «Тайное всегда становится явным» Цель. Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно.

Художественная литература. Батырова Динара ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательные области: Коммуникация, Познание. Раздел: Художественная литература.

Художественная литература как метод знакомства с природой детей среднего дошкольного возраста Детская книжка о природе, воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка Тема: «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребенка» Дошкольный возраст – не только счастливый, но и очень.

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать.

Конспект занятия по сказке Михалкова «Три поросенка» НОД: Художественная литература Тема: сказка Михалкова «Три поросенка». Цель: 1. Учить понимать юмористический характер сказки, обращать.

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература» Номер недели Тема недели Тема непрерывной образовательной деятельности. Непрерывная образовательная деятельность. Основные направления работы.

Консультация для педагогов «Художественная литература — средство развития связной речи дошкольников» Связная речь – связность мыслей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично,.

НОД для подготовительной группы. Коммуникация и художественная литература «Зимние истории» Планирование непосредственной деятельности для подготовительной группы. Коммуникация и художественная литература Тема: Зимние истории Цель:.

НОД (художественная литература) «Три поросенка» НОД: Художественная литература Тема: Чтение сказки «Три поросенка». Цель: 1. Учить понимать юмористический характер сказки, обращать внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература и дети дошкольного возраста
Опубликовано: 6 июля 2017 в 13:21
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература и дети дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скворцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД