Косачева Наталья
Конспект открытого занятия по фольклорному воспитанию «Хороводные игровые песни Зауралья»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка открытого занятия по фольклорному воспитанию
детей старшей возрастной группы
НРМ ДОБУ «Детского сада «Морошка»
Музыкальный руководитель Косачева Наталья Анатольевна
Тема урока: Хороводные, игровые песни Зауралья.
Пояснительная записка
Публикация «Конспект открытого занятия по фольклорному воспитанию „Хороводные игровые песни Зауралья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Хороводные игры
- Темочки
Фольклорные занятия соединяют в себе три вида искусств – музыку, хореографию и режиссуру песни. Любая русская народная песня имеет глубокое образно-смысловое начало, поэтому фольклорное произведение должно быть не только исполнено, но и «разыграно», как в настоящем театре. Проведение таких занятий основанных на Зауральском фольклоре способствует развитию у детей чувства ритма, особого восприятия окружающего мира. Игровые ситуации являются самой оптимальной формой, которая может увлечь, заинтересовать, активно ввести детей в мир фольклора.
Стремление научить детей осмысленно видеть и понимать язык музыкального фольклора привело меня к мысли о создании специальных разработок для занятий по фольклору на музыкальных занятиях, на основе песенного фольклора Зауралья, построенного на принципах формирования дидактических материалов, для работы в фольклорной среде.
Цель и задачи занятия :
1. Знакомство детей с жанрами русского фольклора на данном уроке с хороводными, игровыми песнями Зауралья, их предназначением, содержанием хороводов, исполнением хороводно – игровых песен.
2. Формирование первоначальных вокально - певческих навыков:
а) развитие ладотонального слуха
б) диафрагмального дыхания, четкой дикции
в) чувства ритма, умение свободно двигаться в хороводах, играх
г) развитие координации движения, пластики, моторики
Материалы и оборудование
1. музыкальное оборудование мр-3,
2. сиди диски с записями фольклорной музыки
3. мультимедийное оборудование
4. искусственные цветы, венок из цветов
5. русские народные кастюмы
План урока включает в себя этапы:
1. организационный момент
2. новый материал
3. формирование умений и навыков
4. обобщение
Ход урока:
Занятие началось с вводной беседы. Музыкальный руководитель сообщает детям, что сегодня у детей состоится необычное занятие. Музыкальный руководитель интересуется у детей, знают ли они, что означает слово фольклор. Рассказ музыкального руководителя, что слово фольклор английского происхождения, «folk» означает мудрость «lore» народ, переводится как народная мудрость, народное творчество.
Занятие продолжилось распеванием. Работа над распеванием ставит перед собой задачи сформировать первоначальные вокально-певческие навыки в области дикции, дыхания, опоры в пении, сглаживании регистровых переходов.
Упражнения для распевания сопровождаются небольшими попевками - скороговорками, особое внимание уделяется упражнение на дыхание, дикцию.
Упражнение № 1 «Ласковый ветерок» сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и, через слегка, сжатые губы, медленно и равномерно выпускать воздух, так, чтобы выдох был полным или сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох.
Упражнение №2 «Жук», «Муха», «Комар» - ребята воспроизводят жужжание, писк, работая как над дыханием, так и над артикуляцией. Педагог жестами показывает высоту и силу звука рукой, как бы показывая траекторию полета: вниз, вверх, прямо, ближе (форте, дальше (пиано). Ребята стараются.
Упражнение №3 «Ну давайте - ко ребята голосянку тянуть»
Упражнение №4 «Как на горке на пригорке там стояло 10 Егорок»
Музыкальный руководитель уделяет внимание каждому ребенку, поправляет, где нужно хвалит, кто работает лучше.
Упражнение №3 «Реактивный самолет»
Упражнение способствовало развитию сглаживания регистров, переход от грудного резонирования к головному.
Таким образом, на начальном этапе урока учащиеся познакомились с новыми упражнениями, применяли свои навыки в практических заданиях. Усвоение материала шло устно с голоса преподавателя.
Работа над новым материалом
Целью следующего этапа занятия являлось :
1. Познакомить детей с жанрами Зауральских хороводов :
а) круг
б) двойной круг
в) хороводы из 2-х кругов
г) круговые хороводы
2. Сформировать представление об особенностях хороводно - игровых песен Зауралья.
3. Усвоить первоначальные певческие навыки хороводно- игровых песен.
4. Научить учащихся водить разные виды Зауральских хороводов.
Рассказ музыкального руководителя
Пришло время дать обзорное представление о хороводах, подготовить детей к хореографическому исполнению хороводно - игровых песен. Рассказ преподавателя о жанровых особенностях хороводов.
Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода - круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, «посолонь», берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Участники хоровода не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней.
Хоровод становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои определенные правила исполнения, определенные отношения между участниками. Подчиненные известному и выработанному ритуалу.
Хоровод - танец массовый, в котором могли принять участие все желающие. Но чаще всего основным участником и организатором была молодежь.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок.
Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что- то свое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной, начальной формой построения большинства хороводов является круг. В Зауралье хороводные песни по местному названию называли «караводы», «круги», «круговые хороводы». Они делятся на следующие виды
1. «Круг» - играющие взялись за руки, образуют замкнутый круг «движущийся по солнцу». Преподаватель показывает на экране мультимедиа схему движения круга, и просит ребят продемонстрировать под музыку круг. Дети, взявшись за руки, демонстрируют «круг».
2. «Двойной круг» - внутри круга – круг, этот круг движется в направлении, противоположном внешнему. Преподаватель показывает на экране мультимедиа схему движения «Двойного круга», и просит детей под музыку продемонстрировать «Двойной круг».
3. «Хороводы из 2-х. кругов» направление движения в кругах противоположного другому. Преподаватель показывает на экране мультимедиа схему движения хороводов состоящих из 2 – х. кругов, и вместе с ребятами водит под музыку хороводы, состоящие из 2 – х. кругов
4. «Хороводы круговые» - внутри круга происходит драматическое действо. Такие хороводы называют игровыми.
Эти хороводы делятся на 2-а вида :
а) с движущимся кругом
б) с не движущимся кругом
Рассказ музыкального руководителя.
Игровые хороводы водили весной на лужайке с большим количеством играющих. Многие из них относятся к обрядовому фольклору весенне-летнего периода и имеют магическую ритуальную функцию «разбудить землю», «чтобы рожь была густа, примолотиста». Ритмическое пение помогает в работе, облегчает ее, поэтому часто в хороводах можно услышать все этапы определенных видов работы. Это помогало подрастающим детям посредством игр-хороводов ненавязчиво запомнить трудовые операции. Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и, исполняются с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, повадкам.
Сегодня мы попытаемся разучить с ребятами игровые хороводы, и попробуем их разыграть, но для этого нам предстоит с учащимися провести предварительную работу.
1. Прослушивание фольклорных сиди - записей с игровым хороводом.
2. Разбор текста, чтение, декламация.
3. Разучивание мелодической линии игрового хоровода «Заинька во садочке» (унисон).
4. Распределение роли «Заинька».
5. Разыгрывание игрового хоровода «Заинька во садочке»
игровой хоровод «Дударь, дударище»
1. Прослушивание фольклорных сиди - записей с игровым хороводом.
2. Разбор текста, чтение, декламация.
3. Разучивание мелодической линии игрового хоровода «Дударь, дударище» (унисон).
4. Распределение роли «Дударь, дударище».
5. Разыгрывание игрового хоровода «Дударь, дударище»
Преподаватель знакомит учащихся с орнаментальными хороводами.
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают нз хороводной цепи различные фигуры- орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называют орнаментаьными Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни.
Орнаментальный хоровод «Золотые ворота»
1. Прослушивание фольклорной си - записи с арнаментальным хороводом.
2. Разбор текста, чтение, декламация.
3. Разучивание мелодической линии арнаментального хоровода «Золотые ворота» (унисон).
4. Разыгрывание арнаментального хоровода «Золотые ворота»
Орнаментальный хоровод «Уж я улком шла»
1. Прослушивание фольклорной сиди-записи с арнаментальным хороводом.
2. Разбор текста, чтение, декламация.
3. Разучивание мелодической линии арнаментального хоровода «Уж я улком шла» (унисон).
4. Разводка арнаментального хоровода «Уж я улком шла»
Итог урока
Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового о хороводах, о хороводно-игровых песнях. Давайте вспомним.
Вопросы детям.
1. Что такое хоровод.
2. В какое временя года чаще всего водили хороводы, с какими магическими ритуальными функциями были связаны хороводы?
3. Перечислить с какими видами хороводов мы познакомились?
Домашнее задание.
Подобрать, придумать пословицы, поговорки о хороводах, например «У наших ворот всегда хоровод»
Список литературы.
1. Иванов-Балин Г. В. Русские народные песни Зауралья.
2. Саверский Л. А. Народные праздники Зауралья.
3. Климов А. А. Русский народный танец.
4. Картавцева М. Т. Музыкальный фольклор