Татьяна Холодова
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в старшей группе "Живая и неживая природа"
Цель: обобщить и закрепить полученные знания о живой и неживой природе
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой природы, о взаимосвязи жизни человека и природы; расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.
Развивающие: развивать речь детей; развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; развивать навыки учебной деятельности.
Воспитательные: продолжать формировать знания о нормах и правилах поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки: живая и неживая природа, два дома (зеленый и красный, два пластиковых стаканчика, вода, мел, клубочек ниток, ноутбук, флешка, два мольберта, картинки: солнышко и тучка, бумажные бантики.
Раздаточный материал:
Карточки с изображением объектов живой и неживой природы.
Предварительная работа: общее знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»; игры и упражнения на приобретение навыков: для классификации животных, растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для развития логического мышления, памяти.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам закрыть глазки и представить, что мы с вами в гостях у удивительной волшебницы. (звучит запись «Звуки природы»,читаю стихотворение)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
(дети открывают глаза)
Воспитатель: Как вы думаете, что же это за волшебница?
Дети: Природа.
Воспитатель: Правильно, это природа. А что такое природа? (Ответы детей)
Презентация «Живая и неживая природа». (слайды 2-21)
Воспитатель: Природа - это все то, что нас окружает: солнце, воздух, животные, растения, человек, насекомые …А что нельзя назвать природой? (Ответы детей)
Воспитатель: То, что сделано руками человека. (слайды22-26)
Воспитатель: Природа – это все, что существует без помощи человека. Все, что сделано руками человека не относится к природе. А как вы думаете, природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, дети, все вещи когда-то были частью природы и взяты у нее человеком. Мы природу создать не можем, а только пользуемся ею.
Воспитатель: Всю природу можно разделить на два огромных мира. Как вы думаете, на какие?
Дети: Мир живой и мир неживой природы.
Воспитатель: Назовите, что относится к живой природе.
Дети: Животные, птицы, рыбы, насекомые, птица и т. д. Воспитатель: А теперь назовите, что относится к неживой природе?
Дети: Солнце, вода, воздух, земля, солнце и т. д.
Воспитатель: Дети, а сейчас мы поиграем.
Д/игра: «Природа бывает разной»
Карточки с живой и неживой природой (звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух, растения, животные, насекомые, птицы, рыбы)
Живой объект – зеленый домик, неживой — красный.
Игра «Кто я?»
Воспитатель: Я буду вам загадывать загадки, а вы должны их отгадать и, если это относится к живой природе –потопать ногами, а если к неживой – замереть.
Я умею свистеть, выть, раскачивать деревья. Кто я? (Ветер)
Я умею расти, цвести. Кто я? (Растение)
Я умею летать, бежать, плыть по небу. Кто я? (Облако)
Я умею согревать, освещать. Кто я? (Солнце)
Я умею питаться, передвигаться, дышать Кто я? (Человек, птица, насекомое, животное)
Я умею летать, кружиться, укрывать поля. Кто я? (Снег)
Воспитатель: А сейчас скажите мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой?
Дети: Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, питается, размножается и умирает, а неживая природа не питается, не дышит, не растет, не размножается, не умирает.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, может ли живая природа существовать без неживой? (Ответы детей)
Давайте с вами поиграем в игру и посмотрим так это или нет.
Игра «Удивительная паутинка»
Дети надевают нагрудные знаки со схематичным изображением объектов живой и неживой природы и встают в круг. Передавая друг другу клубок ниток, устанавливают связи между объектами живой и неживой природы. Воспитатель начинает игру:
- Я ветер, я могу опылять цветы.
Протягивает ниточку ребенку, у которого нагрудный знак с изображением цветка.
Я - цветок, я расту под лучами теплого солнца.
Я – солнце, без меня не смогут жить животные
Я – животное, я не могу жить без воды.
Я – вода, человек без меня погибнет.
Я – человек, для жизни мне нужен воздух и т. д
Воспитатель: Вот видите, ребята, мы в игре увидели, что живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано.
Воспитатель: Дети, а мы с вами к какой природе относимся? Почему?
Дети: К живой. Потому что мы движемся, растем, дышим, питаемся, размножаемся.
Воспитатель: Правильно, дети, мы часть природы. Мы живые, а все живое – растет, дышит, размножается, питается. А природа наш дом. Раньше единственным домом для человека была природа. Он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому: строить дома, летать на самолете и даже в космос. Но все равно единственным домом для человека остается природа, так как жить без нее он не может. А как вы думаете, почему человек не может жить без природы?
Дети: Потому, что человеку нужна вода, воздух, солнце, растения, животные.
Воспитатель: Правильно, без природы нам не прожить. Природа – наш общий дом. Но как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе?
Дети: Нам нужно беречь природу, любить ее, сохранять.
Воспитатель: Давайте с вами на примере опытов посмотрим, что может произойти, если природу не беречь, а только брать у природы. (На столе: кусок мела и два стакана, один пустой, другой с водой)
Опыт №1 «Опыт с водой»
Воспитатель переливает часть воды из одного стакана в другой.
Воспитатель: Что стало с водой, она перестала, быть водой или нет? (Ответы детей)
Воспитатель: Вода осталась быть водой, ее только ее стало меньше.
Опыт №2 «Опыт с мелом»
Один из детей берет мел и ломает его пополам.
Воспитатель: Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мел остался мелом, только кусочки стали меньше; вода осталась быть водой, но ее стало меньше. А как вы думаете, что произойдет с травинкой, деревцем, жучком или животным, если их постоянно уничтожать, ломать?
Дети: Они исчезнут.
Воспитатель: Дети, что необходимо делать, чтобы этого не случилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, человеку нужно бережно относиться к природе. И небо, и вода, и воздух, и ветер, и малая травинка, зверь, птица, рыба, букашка – все это, нам людям, необходимо для жизни. А чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать ее. (экологические знаки)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Воспитатель: Дети, если сегодня вы легко справлялись со всеми заданиями, вам было интересно, то украсьте своим бантиком солнышко, оно так радуется вашему успеху. А, если кому то было сегодня немного сложно и вы затруднялись при выполнении заданий, подарите свой бантик тучке.
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Вы молодцы!