Татьяна Хохлова
О пользе изобразительной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хохлова Татьяна Сергеевна.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Существуют разные виды изобразительной деятельности - рисование, лепка и аппликация. Они служат для образного отражения действительности. Обучение изодеятельности активизирует творческую и познавательную деятельность детей и оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом.
Публикация «О пользе изобразительной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Изодеятельность особенно необходима для умственного развития детей дошкольного возраста. Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, необходимо его изучить, запомнить его форму, размеры, конструкцию, цвет, расположение частей.
Для умственного развития детей также большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний о многообразии форм и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети изучают свойства разных материалов: бумаги, красок, мелков, пластилина, теста для лепки, глины, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с карандашом, кистью, ножницами, трафаретами, клеем.
Обучение изобразительной деятельности невозможно без таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением воспитатель учит детей выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет, материал. Изображение разных по форме предметов требует их сравнения и установления различий. Дети учатся сопоставлять предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.
Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается постепенно от более общих понятий до более сложных.
На занятиях по рисованию, лепке и аппликации развивается речь детей : изучение названий форм предметов, цветов и оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. Обсуждение в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной и связной речи.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как инициативность, любознательность, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.
Изобразительная деятельность дошкольников имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Для детей очень важно отношение к их работам сверстников и взрослых: родителей и воспитателей, они остро реагируют на замечания и оценку своих произведений. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно аккуратно и правильно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, он не будет работать над ошибками, совершенствовать свою деятельность. Если постоянно критиковать работы ребенка, то можно создать у него прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники научаются аккуратно и бережно относиться к художественным материалам, у них сформируются навыки культуры трудовой деятельности. Они научатся планировать предстоящую работу, контролировать свои действия в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит о настойчивости ребенка, способности к преодолению трудностей, готовности к познанию нового.
В процессе создания коллективных работ у дошкольников формируется способность объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
В процессе занятий у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире, людях и событиях и выражают свое отношение о них. Изобразительная деятельность ребенка среднего и старшего дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.
В процессе обучения изодеятельности дети учатся анализировать художественные произведения. Сначала разбирается сюжет картины, что на ней изображено, кто является героем, когда это было. Потом дети узнают, как была написана работа, в какой технике художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски, какой выбирает колорит. Потом обсуждается общая образная и эмоциональная оценка картины.
Теоретические основы обучения дошкольников рисунку, живописи и композиции базируются на классическом и современном искусстве, на лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности.
Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. В этих видах деятельности у детей формируются качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки и аппликации, дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства и труда в школе.
Таким образом, в процессе занятия изобразительной деятельностью осуществляются сенсорное, умственное, эстетическое, социальное и трудовое развитие дошкольников.