Мария Анатольевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хохломская роспись» для детей 3–18 лет
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Направленность: художественная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3-18 лет
Срок реализации: 5 месяцев
Автор-составитель:
М. А. Герасимова, воспитатель
Новороссийск
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Пояснительная записка ….…3
2. Содержание программы …. 6
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Хохломская роспись“ для детей 3–18 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
3. Формы контроля и оценочные материалы …. 12
4. Организационно - педагогические условия реализации программы…. 15
5. Список литературы ….18
6. Приложение …. 21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хохломская роспись» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень.
Содержание данной Программы направлено на освоение обучающимися искусства хохломской росписи – одного из видов декоративно-прикладного искусства, формирующего художественный вкус, создающего эстетически полноценную среду, определяющего творческий потенциал личности, способствующего осмыслению и восприятию окружающей действительности через народное творчество.
Актуальность Программы
Декоративные искусства всех народов, одним из которых является хохломская роспись, различны, но их связывают одни истоки – древняя культура предков. Сегодня очень важно, чтобы дети, постигая произведения прикладного искусства, занимаясь ими, знали историю их возникновения и развития, приобщались к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям.
Данный вид деятельности представляет безграничные возможности для развития творчества детей, является одним из важнейших средств познания мира, развития знаний эстетического восприятия, является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.
Педагогическая целесообразность Программы
Обучение по Программе обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие: эстетическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое.
Изучение особенностей техники письма мастеров хохломской росписи способствует развитию у обучающихся эстетического чувства и художественного вкуса, накоплению теоретических знаний и развитию способностей личности, её творческой направленности и познавательной активности; обогащает внутренний мир ребенка, позволяет с пользой провести свободное время, открывает для многих детей новые пути в жизни.
Отличительные особенности Программы
При разработке данной Программы изучены, проанализированы и использованы следующие программы : дополнительная общеразвивающая программа «Народные промыслы», Н. И. Мухлынина, Новосибирская область, п. Ордынское, 2003 год; «Золотые узоры Хохломы», В. Горохова, МДОУ Детский сад № 8 «Сказка», 2014 год; «Цветик-семицветик», М. Г. Кропотова, МКОУ ДО «Центр развития и творчества», г. Нея Костромской области, 2015 год; изучена и проанализирована методическая литература, имеющая отношение к этому виду деятельности.
В основу данной Программы положен тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана система понятий и художественно-творческих заданий на основе ознакомления с искусством хохломской росписи как важным средством формирования художественно-творческой активности у детей.
Программа составлена таким образом, чтобы дети смогли овладеть всем комплексом знаний по цветоведению, композиции, материаловедению, орнаменту, а также освоить технику хохломской росписи.
Цель и задачи Программы
Цель: формирование духовных качеств личности и развитие творческих способностей обучающегося посредством изучения основ хохломской росписи.
Задачи:
обучающие:
• познакомить с историей происхождения хохломской росписи;
• познакомить с характерными особенностями стиля хохломской росписи и обучить основам техники её исполнения;
• обучить основам материаловедения и цветоведения; развивающие:
• способствовать развитию творческих способностей;
• развивать ассоциативное, образное и логическое мышление; воспитательные:
• воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, уважение к традициям народных промыслов;
• воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели;
• воспитывать умение работать в коллективе, организовывать творческое общение в процессе обучения.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 3 - 18 лет, независимо от уровня подготовки.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 3 месяца обучения, 15 часов.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности – групповая. Количество детей в группе – до 12 человек.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы В результате освоения Программы, обучающиеся:
будут знать:
виды народных промыслов, историю их происхождения и развития;
работы мастеров хохломской росписи, манеру их письма;
технику и технологию хохломской росписи;
необходимые инструменты и материалы, используемые в хохломской росписи;
особенности работы акварельными красками и гуашью, основы цветоведения;
технику росписи готовых изделий гуашью и акварелью;
правила работы с инструментами, лаками, красками;
будут уметь:
выполнять эскиз и переносить его на изделие;
владеть приемами и навыками хохломской росписи;
создавать сюжетные композиции и изделия в стиле хохломской росписи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план (3-6)
№
п/п Название разделов/тем Количество часов Формы
аттестации/контроля
1 Вводное занятие 1 1 - Первичная диагностика/ Пед. Наблюдение
2 Основы хохломской росписи
2.1 Цвет в хохломской росписи 1 - 1 Педагогическое наблюдение
2.2 Орнамент и его виды 2 - 2 Педагогическое наблюдение
2.3 Техника письма хохломской росписи 4 - 4 Педагогическое наблюдение
2.4 Промежуточная аттестация 1 - 1 Промежуточная аттестация/педагогические наблюдения
3 Работа над росписью изделий малых форм. Изготовление сувениров 5 - 5 Педагогическое наблюдение
4 Итоговое занятие 1 - 1 Итоговая выставка работ
Всего: 15 1 14
Учебный (тематический) план (7-10)
№
п/п Название разделов/тем Количество часов Формы
аттестации/контроля
1 Вводное занятие 1 1 - Первичная диагностика/ Пед. Наблюдение
2 Основы хохломской росписи
2.1 Цвет в хохломской росписи 1 - 1 Педагогическое наблюдение
2.2 Орнамент и его виды 2 - 2 Педагогическое наблюдение
2.3 Техника письма хохломской росписи 4 - 4 Педагогическое наблюдение
2.4 Промежуточная аттестация 1 - 1 Промежуточная аттестация/педагогические наблюдения
3 Работа над росписью изделий малых форм. Изготовление сувениров 5 - 5 Педагогическое наблюдение
4 Итоговое занятие 1 - 1 Итоговая выставка работ
Всего: 15 1 14
Учебный (тематический) план (11-14 лет)
№
п/п Название разделов/тем Количество часов Формы
аттестации/контроля
1 Вводное занятие 1 1 - Первичная диагностика/ Пед. Наблюдение
2 Основы хохломской росписи
2.1 Цвет в хохломской росписи 1 - 1 Педагогическое наблюдение
2.2 Орнамент и его виды 2 - 2 Педагогическое наблюдение
2.3 Техника письма хохломской росписи 4 - 4 Педагогическое наблюдение
2.4 Промежуточная аттестация 1 - 1 Промежуточная аттестация/педагогические наблюдения
3 Работа над росписью изделий малых форм. Изготовление сувениров 5 - 5 Педагогическое наблюдение
4 Итоговое занятие 1 - 1 Итоговая выставка работ
Всего: 15 1 14
Учебный (тематический) план (11-14 лет)
№
п/п Название разделов/тем Количество часов Формы
аттестации/контроля
1 Вводное занятие 1 1 - Первичная диагностика/ Пед. Наблюдение
2 Основы хохломской росписи
2.1 Цвет в хохломской росписи 1 - 1 Педагогическое наблюдение
2.2 Орнамент и его виды 2 - 2 Педагогическое наблюдение
2.3 Техника письма хохломской росписи 4 - 4 Педагогическое наблюдение
2.4 Промежуточная аттестация 1 - 1 Промежуточная аттестация/педагогические наблюдения
3 Работа над росписью изделий малых форм. Изготовление сувениров 5 - 5 Педагогическое наблюдение
4 Итоговое занятие 1 - 1 Итоговая выставка работ
Всего: 15 1 14
Учебный (тематический) план (15-18 лет)
№
п/п Название разделов/тем Количество часов Формы
аттестации/контроля
1 Вводное занятие 1 1 - Первичная диагностика/ Пед. Наблюдение
2 Основы хохломской росписи
2.1 Цвет в хохломской росписи 1 - 1 Педагогическое наблюдение
2.2 Орнамент и его виды 2 - 2 Педагогическое наблюдение
2.3 Техника письма хохломской росписи 4 - 4 Педагогическое наблюдение
2.4 Промежуточная аттестация 1 - 1 Промежуточная аттестация/педагогические наблюдения
3 Работа над росписью изделий малых форм. Изготовление сувениров 5 - 5 Педагогическое наблюдение
4 Итоговое занятие 1 - 1 Итоговая выставка работ
Всего: 15 1 14
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория. Современное декоративно-прикладное искусство. Истоки народного ремесла. История зарождения, упадок и развитие хохломского ремесла. История деревянной посуды. Семёновская и ковернинская школы художественной росписи. Знакомство с работами мастеров, манерой их письма.
Инструктаж по технике безопасности. Правила работы с инструментами, лаками, красками и т. п. Знакомство с основами санитарии и гигиены. Организация рабочего места. Изучение правил предупреждения травм рук, глаз.
Практика. Викторина.
Раздел 2. Основы хохломской росписи
Тема 2.1. Цвет в хохломской росписи
Теория. Общий колорит изделий Хохломы. Фон и его влияние на цвет росписи. Цветовая палитра хохломской росписи, цветовое сочетание красок:
красного, черного, золотого.
Практика. Просмотр слайдов с изделиями мастеров Хохломы. Зарисовки орнамента на тонированной бумаге.
Тема 2.2. Орнамент и его виды
Теория. Растительный орнамент и его виды. Связь хохломских орнаментов с окружающей природой. Орнамент в полосе:
• строго равномерное чередование одних и тех же элементов через интервал;
• чередование элементов через интервал с постоянным убыванием массы;
• чередование элементов через интервал с постоянным нарастанием массы.
Практика. Зарисовка трёх видов орнамента в полосе.
Тема 2.3. Техника письма хохломской росписи
Теория. Технические приемы письма хохломской росписи : «травка», «осочка», «приписка», верховая роспись «под листок», «под фон» и ее разновидность, «кудрина». Работа с образцом, его копирование. Линейная разделка элементов растений.
Практика. Составление композиций с применением различных технических приемов росписи : верховая роспись («Клюква», «Рябина красная», «Черная смородина»); под фон («Аквариум», «Малина в саду», «Лесная земляника»); кудрина («Хмель», «Птицы на ветке»).
Тема 3. Работа над росписью изделий малых форм. Изготовление сувениров
Теория. Введение понятия композиция.
Практика. Зарисовка орнаментов. Составление композиции. Разработка эскизов к изделиям в натуральную величину.
Раздел 4. Итоговое занятие
Практика. Итоговая выставка творческих работ. Подведение итогов.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды контроля.
Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся на начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля:
предварительный контроль проводится в начале учебного года для определения уровня знаний и умений обучающихся на начало обучения по Программе;
текущий контроль ведется на каждом занятии в виде педагогического наблюдения на предмет овладения учащимися приемами и навыками хохломской росписи : успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путем итогового обсуждения, анализа выполненных работ в первую очередь самими детьми, затем педагогом; тематические викторины и кроссворды;
промежуточный контроль проводится 2 раза в год в форме выставок и защиты творческих работ учащихся; прежде всего учитываются индивидуальные особенности обучающихся, их личный творческий рост. Обучающимся предоставляется возможность сопоставить разнообразные работы, сравнить свои работы с работами своих товарищей, проявить «зрительское» умение оценить художественный труд;
итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме открытого занятия и итоговой выставки творческих работ; позволяет выявить изменения образовательного уровня учащегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения.
Формы контроля
Для подведения итогов обучения по программе используются различные формы и средства контроля:
выставки и защита творческих работ;
тематические викторины;
педагогические наблюдения;
анализ, обсуждение, сопоставление выполненных работ.
Механизм оценки уровня освоения программы
Критерии оценки учебных результатов программы указываются в диагностической таблице (Приложение № 1). При необходимости (выявлении нецелесообразности какого-либо критерия) количество и содержательная составляющая критериев может корректироваться педагогом в рабочем порядке.
В конце учебного года проводится комплексный анализ достижений учащегося с учетом результатов итогового контроля, после чего делается вывод о степени освоения ребенком программного материала. При аттестации учитываются результаты участия в выставках и конкурсах.
Работа учащихся оценивается по уровневой шкале:
высокий уровень (8-10 баллов); средний уровень (4-7 баллов);
минимальный уровень (1-3 балла).
Параметр развития Высокий уровень
(8-10 баллов) Средний уровень
(4-7 баллов) Низкий уровень
(1-3 балла)
Овладение изобразительными приемами и техниками хохломской росписи Полностью владеет изобразительными приемами и техниками хохломской росписи; самостоятельно разрабатывает композиции по хохломским мотивам; свободно владеет Испытывает затруднения в применении изобразительных приемов и техник хохломской росписи; требуется небольшая помощь при разработке композиций по Пользуется помощью педагога в применении изобразительных приемов и техник хохломской росписи; не умеет самостоятельно разрабатывать
технологией хохломской росписи изделий малых форм (подготовка заготовок к росписи, роспись, лакирование, сушка, окончательная отделка) хохломским мотивам; незначительно нарушает технологию хохломской росписи изделий малых форм композиции по хохломским мотивам; не владеет технологией хохломской росписи изделий малых форм
Овладение навыками работы с красками, цветовым восприятием Грамотно работает с гуашью и акварелью; использует всю цветовую гамму, характерную для хохломской росписи Допускает незначительные ошибки при работе с акварелью и гуашью; ограниченно использует цветовую гамму, характерную для хохломской росписи Нуждается в помощи педагога при работе с акварелью и гуашью; использует не более
2-3-х цветов
Эмоциональнохудожественное восприятие, творческое воображение Видит красоту окружающего мира, художественного произведения; отражает свое эмоциональное состояние в работе; самостоятельно создает творческую композицию в любой технике письма по хохломским мотивам, используя в полной мере приобретенные знания, умения и навыки. Выражает заинтересованность к художественному произведению; затрудняется в передаче своего эмоционального состояния в работе; недостаточно использует необходимые знания, умения и навыки при создании композиции в технике письма по хохломским мотивам Не проявляет эмоциональной отзывчивости на произведение искусства; работает только по образцу с помощью педагога.
Умение планировать свою деятельность, самостоятельност ь и активность на занятиях Ребенок последовательно и самостоятельно выделяет этапы выполнения работы; дорожит результатом своего труда; проявляет активность при обсуждении результатов своего труда Ребенок допускает незначительные ошибки при выделении этапов выполнения работы; оценка своего труда складывается под влиянием педагога и его сверстников. Пользуется помощью педагога при планировании своих действий; преимущественно равнодушен к результатам своего труда
Выявление результатов развития и воспитания
Способом проверки результатов развития и воспитания являются систематические педагогические наблюдения за учащимися и собеседования. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень гражданской ответственности, социальной активности, культуры и мастерства; анализ и изучение результатов продуктивной деятельности и др.
Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах, обретаемые в ходе успешного освоения избранного вида деятельности.
Способы фиксирования результатов
• отметка уровня достижений детей в диагностической таблице (Приложение);
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ Особенности работы по программе
В основу программы положены 2 принципа : учёт специфики данного вида искусства и постепенность усложнения приемов и техники изображения. Большое внимание уделяется овладению каждым ребенком изобразительными приемами и техниками по данному виду росписи и развитию его творческой индивидуальности.
В основу изложения материала каждой темы и в основу изобразительного процесса положен принцип последовательности: от простого к сложному, от схематизации до обобщения.
Умение изображать приходит вместе с умением видеть, анализировать увиденное, находить в нем главное, с привычкой к постоянному контролю над своими действиями, к сравнению нарисованного с натурой.
Результативность обучения зависит от отношения учащегося к работе, от его самореализации, от согласованности работы его ума, глаз и рук.
Занятия строятся таким образом, что сначала дается теоретический материал по данной теме, который затем ложится в основу практической работы по овладению приемами и техникой художественной росписи, которая занимает большую часть изучения программного материала. В процессе творческой деятельности ребёнок постоянно сравнивает, сопоставляет разные элементы и детали, подмечает общее, что объединяет их, и индивидуальное, что разобщает с целью создания целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Программа составлена таким образом, чтобы дети смогли овладеть всем комплексом знаний по цветоведению, композиции, материаловедению, орнаменту, а также освоить технику хохломской росписи.
Соблюдение принципа наглядности – одно из важнейших условий эффективности занятий по данной программе. Практическое ознакомление с приемами художественной росписи подкрепляется демонстрацией наглядного материала – произведений народного искусства, лучших образцов детских работ, таблиц, шаблонов и т. д.
Тематика занятий строится с учётом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: например, более сильным детям предлагается более сложная композиция, чем менее подготовленным. При этом обучающий и развивающий смыслы работы сохраняются. Это даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Методы обучения
1. 1. Репродуктивный метод направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизации. Он включает в себя: приём повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.
2. Информационно-рецептивный метод, включающий следующие приё мы: рассматривание, наблюдение, образец педагога, показ педагога.
3. Эвристический метод, направленный на проявление самостоятельности в какой-либо момент работы, т. е. педагог предлагает учащимся выполнить часть работы самостоятельно.
4. Исследовательский метод, направленный на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии, творчества. Педагог предлагает учащимся самостоятельно выполнить не какую-то часть, а всю работу.
Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения занятий необходимо иметь:
• кабинет площадью менее 20 кв. м с хорошим дневным и искусственным освещением;
• удобные ростовые стулья и столы;
• шкафы и стеллажи для хранения работ и расходных материалов;
• дидактические материалы: произведения народного искусства, работы мастеров и образцы лучших детских работ, таблицы, шаблоны, технологические карты, книги, журналы, видео, слайды и др.
Расходные материалы, необходимые обучающимся для работы на занятиях:
• бумага ватман, тонированная бумага, альбомы для рисования с плотной бумагой;
• краски акварельные;
• гуашь;
• кисти: белка, колонок, синтетика, щетина;
• клеёнки на столы, тряпки или салфетки для кистей;
• стаканы для воды;
• рамки для оформления работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) : приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242);
Список литературы,
используемой при написании Программы
1. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - Москва, «Просвещение», 2000.
2. Емельянова Т. А. Хохломская роспись. – Н. Новгород, 2009.
3. Хохломы» : [Электронный ресурс] URL : https://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnajahttps://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnaja-obscherazvivayuschaja-programa-zolotye-uzory-hohlomy-zolotye-uzory-hohlomy.htmlobscherazvivayuschaja-programa-zolotye-uzory-hohlomy-zolotye-uzoryhttps://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnaja-obscherazvivayuschaja-programa-zolotye-uzory-hohlomy-zolotye-uzory-hohlomy.htmlhohlomy.html.
4. Полянчева С. Творческо-информационный проект «Хохломская роспись» : [Электронный ресурс] URL :
https://www.maam.ru/detskijsad/tvorchesko-informacionyi-proekthttps://www.maam.ru/detskijsad/tvorchesko-informacionyi-proekt-hohlomskaja-rospis.htmlhohlomskaja-rospis.html.
5. Реферат «История хохломской росписи» : [Электронный ресурс] URL : https://www.bestreferat.ru/referat-39857.html.
Приложение
Диагностическая таблица
№
п/п Фамилия, имя ребенка Овладение изобразительн ыми приемами и техниками хохломской росписи Овладение навыками работы с красками, цветовым восприятием Эмоциональнохудожественное восприятие, творческое воображение Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях
Приложение
Диагностическая таблица
№
п/п Фамилия, имя ребенка Овладение изобразительн ыми приемами и техниками хохломской росписи Овладение навыками работы с красками, цветовым восприятием Эмоциональнохудожественное восприятие, творческое воображение Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях
Приложение
Диагностическая таблица
№
п/п Фамилия, имя ребенка Овладение изобразительн ыми приемами и техниками хохломской росписи Овладение навыками работы с красками, цветовым восприятием Эмоциональнохудожественное восприятие, творческое воображение Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях