Татьяна Карпова
«Хлеб — богатство народа». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хлеб – богатство народа».
Цель: закрепить знания детей о ценностях хлеба для человека.
Задачи: закрепить представление детей о том, что хлеб нужен каждому человеку.
Что в нашей стране хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные
машины помогают им в работе.
Учить устанавливать взаимосвязь села и города;
Уметь объяснять последовательность этапов выращивания хлеба.
Публикация «„Хлеб — богатство народа“, Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Выразительно рассказывать стихотворения, загадывать и отгадывать
загадки, называть пословицы.
Формировать мировоззрение о пользе хлеба и хлебных изделий.
Воспитывать уважение к труду хлебороба и бережное отношение к хлебу.
Тип занятия : обобщающий
Вид занятия : соревновательный, смешанный
Технология: проблемно – диалогического обучения
Методические приё мы: игра, беседа, рассказ, художественное слово, поощрение.
Мотивация: путешествие во времена древнего человека, рассказ о том, как впервые человек узнал о хлебе.
Оборудование: плакат со словами «Хлеб – всему голова», иллюстрации с полевыми работами по выращиванию хлеба, картинки с хлебными изделиями, музыкальное сопровождение, атрибуты к дидактической игре: «Как хлеб на стол пришёл?», солёное тесто для лепки.
Данное занятие проводиться в актовом зале с приглашенными на него гостями: родители, учащиеся младших классов.
Ход: Зал красочно украшен, звучит музыка песни «Гимн хлебу» слова В. Бокова, музыка А. Тумашева.
Воспитатель: Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, в котором узнаем много о самом интересном и уникальном чуде света. А что это за чудо вы, сможете ответить, прослушав загадку и отгадав её.
«Рос сперва, на воле в поле, летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто, в магазине занял место.
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный, и пушистый,
Он и чёрный, он и белый, и бывает подгорелый».
(Хлеб)
- Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о хлебе.
- Посмотрите, сколько гостей собралось сегодня у нас на занятии, давайте поздороваемся ними.
- Прошу всех быть внимательными на занятии, слушать своих товарищей, правильно отвечать на вопросы. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как же впервые хлеб попал на стол к человеку. Послушайте рассказ.
- Как пришёл ты к людям, хлеб? Было это давным – давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды один человек остановился, и стал рассматривать траву, сорвал её, положил в рот и начал жевать. На лице человека появилась улыбка, он радостно стал кричать и созывать своих соплеменников. Это были жёлтенькие зёрна. Каждый унёс с собой по горсти этих зёрен. Так человек впервые узнал о вкусных, питательных зёрнах. Он стал возделывать землю и сеять зерно. Так на свет появилось слово – хлеб.
- Ребята, вы сейчас прослушали небольшой рассказ. О чем говориться в этом рассказе?
- Сразу ли древний человек узнал, что такое хлеб?
- Как человек узнал о хлебных зернах?
- Помогли эти зерна человеку справиться с голодом?
- А сейчас, я попрошу вас задуматься над тем, что произойдет, если вдруг не станет хлеба, макарон, печенья, булочек и т. д.
Рассуждения детей. Дети высказывают свои мысли.
- Чтобы не настало такое время, мы должны с вами знать и помнить вот эти замечательные слова: «Хлеб – всему голова».
- Ребята, скажите, как называется Республика, в которой мы с вами живём?
- Чем богата наша страна?
- В какой области мы живём?
-Что выращивают у нас на полях?
- Кем работают ваши папы? Что они растят?
- Ребята, скажите, когда вы слышите слово хлеб, что вы себе представляете?
- Правильно хлебом называют злаковые культуры: ячмень, пшеница, рожь.
Хлебом называют перемолотые зёрна – муку, печенье, булки, булочки, изделия из муки - это всё хлеб.
- Ребята, а можно хлеб выращивать в городе? Почему?
- А вы знаете, как называют людей выращивающих хлеб?
- Да, этих людей называют – хлеборобами. Нелегок, тяжёл труд людей взрастивших хлеб. Круглый год люди ведут полевые работы для того, что бы собрать богатый урожай.
- Люди, каких профессий участвуют в выращивании хлеба? (комбайнёры, трактористы, агрономы, шофера, повара)
- Давайте послушаем стихотворения, которые вы подготовили для нашего занятия. (Дети читают стихи о хлеборобах).
- Молодцы ребята. Хлеб растят на полях в сельской местности, а как же город помогает выращивать хлеб? (дают трактора, комбайны, различное оборудование).
- Ребята, скажите, а вы знаете, как вырастить хлеб?
-Что для этого нужно сделать? (Дети рассказывают, рассуждают, опираясь на ранее полученные знания).
- Молодцы ребята, вы многое знаете о работе хлеборобов.
- А сейчас, я предлагаю вам разделиться на две команды и с вами проведем дидактическую игру: «Как хлеб на стол пришёл?».
-У меня в руках карточки поэтапного выращивания хлеба. Ваша задача. Разложить их по порядку и составить небольшой рассказ о том, как ваша бригада трудилась на полях, выращивая хлеб. Будьте внимательными.
- Ну, что ж наши команды готовы. Слово первой команде, а вы слушайте внимательно. (Учащиеся показывают, как они разложили карточки и рассказывают о проводимых работах по выращиванию хлеба).
- Молодцы. Я думаю, что ваши родители могут гордиться своими детьми, вы будите достойной сменой своих отцов.
- Поэты, писатели, народ сочиняли и писали о хлебе, воспевая нелегкий труд хлебороба. А еще про хлеб и труд народ придумал много пословиц и поговорок, которые мы свами сейчас и вспомним. Я буду называть начало пословицы, а вы ее продолжите. Будьте внимательны.
«Терпение и труд всё…. (перетрут)»
«От скуки бери дело в ….(руки)»
«Долог день до вечера, коли….(делать нечего)»
«Кто встал пораньше, ушёл….(подальше)»
«Есть калачи - не сидеть на (печи)»
«Собирай по ягодке - соберёшь….(кузовок)»
«Глаза бояться, а руки (делают)»
«Куй железо (пока горячо)»
«Не игла шьет, а (руки)»
«Всякое дело мастера….(боится)»
«Одно дело делаешь, другого (не порть)»
«Не говори «гоп», пока….(не перескочишь)»
«И готово, да (бестолково)»
«Семь раз отмерь, один раз (отрежь)»
«Поспешишь – людей (насмешишь)»
«Чай пить – не дрова….(рубить)».
- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы много знаете пословиц о труде.
- Ребята, посмотрите еще раз на этот плакат, прочтите его. (Хлеб – всему голова)
- Как вы понимаете слова этой пословицы? (ответы детей, их рассуждения).
- Долгий путь проходит наше зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол пышной, хрустящей булкой, но ведь бывает так, что люди не задумываются о том, как нелегко приходится хлеборобам вырастить этот хлеб. Дети роняют хлеб на пол, наступают на него. Взрослые берут в магазине хлеба больше, чем им нужно для пропитания. А потом засохший хлеб выбрасывают в мусор для пищевых отходов.
Нужно помнить всем и всегда: хлеба нужно брать столько, сколько может съесть его семья. Ведь во многих странах и в наши дни, есть люди, которые голодают и не могут, есть хлеб досыта.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам самим побыть пекарями, и приготовить из теста вкусную выпечку. Я раздам вам подносы с тестом, и вы слепите по желанию, бублики, баранки, калачи, буханки и подарите их нашим гостям.
(Звучит музыка, дети лепят из теста поделки)
- Выставляем свои кулинарные шедевры,
- Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданием.
Рефлексия:
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами услышали много нового, интересного и я хочу, чтобы сейчас, каждый из вас сказал, что из услышанного вами на занятии о хлебе вам запомниться, что вы сможете рассказать знакомым, близким и как будете применять полученные знания в жизни.
Дети делятся своими знаниями.
- Вот и подошло к концу наше занятие, в заключении мне бы хотелось прочитать такое стихотворение:
«Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей страной.
Труд – его имя,
Мир – его отчество.
И для народа он самый родной!».
- Примите угощение от хлеборобов нашего села. ( Учащихся угощают родители: баурсаками, пирогами, булочками, блинами).