Воронюк Галина Георгиевна
Характерные закономерности для детей переживающих период адаптации к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Существует ряд закономерностей, которые характерны для всех детей переживающих период адаптации, но следует отметить особенности характерные для детей с ОВЗ, которые необходимо учитывать для эффективного взаимодействия с ребенком. Стоит отметить, что поступление в детский сад связано со значительными изменениями всего уклада жизни ребенка, а это влечет изменение в психофизическом состоянии ребенка. Организм ребенка, имеющий особенности психического или физического развития испытывает двойную нагрузку: включение компенсаторных функций и переживание стресса связанного с процессом адаптации. Этим зачастую и обусловлено более длительное и тяжелое прохождения привыкания к дошкольному учреждению.
Публикация «Характерные закономерности для детей переживающих период адаптации к условиям детского сада» размещена в разделах
Задача всех сотрудников детского сада создать условия, которые бы помогли более плавному вхождению ребенка с ОВЗ в новые для него условия и ограждение его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций.
Необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая способствовала наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяя сформировать положительное отношение к детскому саду, а так же навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Существует ряд факторов влияющих на процесс адаптации. Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здесь важно отметить, что физически развитый здоровый ребенок любые стрессовые состояния переживает значительно легче. Любое нервное и соматическое ослабление тормозит адаптационные механизмы. Поэтому важно организовать условия для комфортного физического состояния ребенка. Одним из таких условий является режим. Правильный режим с чередованием деятельности и отдыха, своевременного полноценного питания, хорошего сна, обязательной ежедневной прогулки, проведение закаливающих процедур, использования средств физической культуры с учетом доступности для детей с ОВЗ, посильной для дошкольников физической и умственной нагрузки на благоприятном эмоциональном фоне, способствует профилактике переутомления и снижению других неблагоприятных факторов. Работа по организации и поддержанию выверенного режима это важнейшая задача педагогов и родителей, заботящихся о здоровье ребенка.
Еще одним фактором, оказывающим воздействие на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, и особенности психофизического развития детей разных возрастных периодов. Этот фактор особенно важен, если период адаптации совпадает с возрастным кризисом и возникшими на этой основе невротическими формами поведения.
Так же адаптация зависит от жизненного опыта и особенностей семейного воспитания ребенка. Ребенок из большой семьи, где есть бабушка и дедушка, тети и дяди, братья и сестры, умеющий выстраивать собственный стиль поведения с разными членами семьи, в группе легче идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом исследует незнакомую обстановку.
Эмоциональный фактор – это важнейшая составляющая, которая является движущей силой успеха, стимулирует к переходу от одной фазы адаптации к другой и может кардинальным образом повлиять на ее ход.
Немаловажное значение имеет сформированность навыков самостоятельности. Здесь важно отметить доступность навыков самообслуживания для детей с разными ограничениями здоровья, но необходимость формирования этой самостоятельности на доступном для ребенка уровне.
Таким образом, анализируя факторы влияющие на процесс привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения, можно выделить ряд направлений деятельности педагогов для обеспечения комфортного и быстрого процесса адаптации :
Таким образом, при организации успешной взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей в период привыкания ребенка к новым для него условиям, необходимо в полной мере использовать потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи - помощи ребенку с ОВЗ в социальной адаптации, гармонизации отношений с окружающим миром.