Татьяна Звягина
Характеристика внимания детей дошкольного возраста с депривацией зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Внимание есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения дети узнают о форме, величине, цвете предметов их пространственном расположении и степени их удаленности. Это усваивают дети с нормальным развитием зрения. Снижение же одной из зрительных функций неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате запоминания. Идут нарушения и в психических процессах. Тормозится развитие внимания, потому что оно тесно переплетается с развитием запоминания. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. У детей с нарушением зрения в развитии внимания свои особенности. Развитие внимания тесно переплетается с развитием зрения.
Публикация «Характеристика внимания детей дошкольного возраста с депривацией зрения» размещена в разделах
Свойство внимания характеризуется количеством объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания ребенка дошкольного возраста- одновременное запоминание от 1 до 5 объектов. Для детей с нарушением зрения количество объектов уменьшается. По мере тренировки в запоминании и развитии зрения увеличивается и объем внимания, необходимый детям при знакомстве с окружающим миром. Систематическими тренировками устойчивости, можно прийти к длительному удержанию внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показатель хорошей устойчивости внимания- плодотворная деятельность, в течение длительного времени. При неустойчивом внимание, пропадает интерес к выполнению задания и качество работы резко снижается.
При выполнении сложного задания с большой затратой нервной энергии развивается интенсивность внимания. Чем сложнее задание, тем интенсивнее внимание. Поэтому внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью.
Чтобы сконцентрировать внимание, надо увеличить степень сосредоточения. Сосредоточенное внимание – это внимание направленное на основной объект или на главное задание. Для детей с нарушением зрения для концентрации внимания необходимо давать больше времени.
Для развития бинокулярного зрения необходимо тренировать распределение внимания. То есть учить детей способности удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.
Одной из важных характеристик внимания является переключение. Переключаемость внимания способствует быстрой ориентировке в сложной ситуации. Это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на следующий, если меняются требования.
Для детей с депривацией зрения свойственно нарушение внимания, которое выражается:
- в отвлекаемости: непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой;
- рассеянности - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени, или смотреть и не видеть. Рассеянность может проявляться: в неспособности к сосредоточению; в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянность часто появляется из - за истощаемости внимания, как следствие болезни или переутомления.
Встречается и чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
Инертность часто проявляется у детей с косоглазием, амблиопией, она характеризуется малой подвижностью внимания. Диагностическая его фиксация на малом круге видения и мыслительных операций.