Алена Попова
Характеристика творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика творческих способностей
Творческие способности есть у каждого человека. Это индивидуально психологические особенности, отличающиеся одного человека от другого. От того на сколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический.
В психолого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы к характеристике творчества, творческих способностей и связанных с этой категории понятия.
Публикация «Характеристика творческих способностей» размещена в разделах
Гагов Ю. Б. дает такое определение понятию «творческие особенности» : творческие способности – индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Немов Р. С. под творческими способностями подразумевает такие способности, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности».
К творческим способностям можно отнести и воображение, и ассоциативности, и фантазию, и мечтательность (Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А. И. Леонтьев).
В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.
Творческому воображению Лук А. Н. отводил ведущую роль в развитии общества. В своей работе «Психология творчества» он говорит, что творческое воображение рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы реальной деятельности.
Б. М. Теплов отмечает, что вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. Этой же точке зрения на значение результативно продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его способностей придерживаются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Эльконин, А. В. Запорожец.
Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Отсюда автор делает вывод о необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.
Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему развивается, причем развивается непрерывно на всех возрастных ступенях. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта.
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
В зарубежной психологии творческие способности обозначаются термином «креативность» (Э. Фромм, Д. Гилфорд, и другие).
Креативность – это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.
Э. Фромм трактует понятие креативность, как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Изучения креативности за рубежом ведется в основном в двух направлениях. Одно связанно с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью.
Е. Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии.
Е. Торренс, автор «теории интеллектуального порога», считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором развития креативности.
Дж. Гилфорд разрабатывая свою модель интеллекта, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа – дивергентное называют «креативным». Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.
Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности:
• способность к обнаружению и постановке проблем;
• способность к генерированию большого числа идей;
• гибкость – способность к продуцированию различных идей;
• оригинальность – способность отвечать нестандартно;
• способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
• способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
Б. М. Теплов подходил к изучению способностей, прежде всего личность с точки зрения индивидуально психических различий. Он исходит из позиции своеобразного сочетания способностей, характеризующих данную личность. Для нас важно рассмотреть точку зрения, представленную в работе Л. А. Венгера, который утверждает, что способности присущи всем людям и имеют отношение к успешности деятельности. Способность – это специфически человеческая особенность и о ней судят по результатам деятельности. Они изменяются и развиваются соответствующим образом в организованном педагогическом процессе.
В своей работе «Учим творчеству» И. П. Волков писал: «Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут…».
Важные следующие идеи Теплова Б. М. относительно развития способностей :
• Способности человека не являются врожденными «Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические способности, то есть задатками, которые лежат в основе способности всегда являются результатом развития».
• Способности существуют только в развитии, а поскольку развитие осуществляется в процессе той или иной деятельности, то от сюда следует, что способности не могут возникнуть внесоответствии конкретной деятельности. «Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на определенных этапах вполне возможны противоречия между способностями и склонностями».
• Основными факторами развития способностей являются воспитание и обучение». Практические пределы развития способностей определяется только такими факторами, как длительность человеческой жизни, условиями этой жизни, методами воспитания и обучения и так далее, и вовсе не заложены в самих способностях».
Б. М. Тепловым делается вывод о том, что предела развитию способностей не существует, но при этом оговаривается, что развитие способностей не протекает прямолинейно.
Другими словами, творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящийся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимости либо для субъекта, либо для общества.