Ольга Сытина
Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни в норме
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни в норме
Фразовая речь
Активная речь детей достаточно развита : высказывания точны, логически последовательны, завершены; фразы развернуты; объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.
Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отношений, сопоставлений, сравнений и т. д. В сложносочиненных предложениях используют соединительные, противительные и разде-лительные союзы, иногда включают причастные и деепричастные обороты.
Понимание речи
Темочки:
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Дети различают изменения значений слов, вносимых морфами — флексиями, приставками, суффиксами. Адекватно понимают многозначность слов, переносное значение метафор, образные фразеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т. д.
Готовы действовать по словесной инструкции : правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их. Последнее является важнейшим условием успешного школьного обучения.
Умеют ориентироваться в речевой ситуации и выбирать соответствующий стиль коммуникации.
Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения. Более обостренно реагируют на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содержание.
Словарный запас
В количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту.
Многие слова из пассивного запаса переходят в активный, в связи с чем объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифферен-цируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.
Показатели полноценного владения словарем: дети умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов (детская этимология).
Грамматический строй речи
К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.
Звукопроизношение
Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детьми к четырем годам.
Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове).
В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными средствами.
Слоговая структура слов
Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (открытыми и закрытыми, со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.
Фонематическое восприятие
Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т. д., устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т. д.
Связная речь
На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.
В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.
Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. Именно таким образом проявляется его познавательная и мыслительная деятельность. Осмысленное овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать окружающие явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно правильно заботиться о своевременном речевом развитии детей, уделять внимание ее чистоте и грамматической правильности.
Чем богаче словарный запас и правильнее речь ребенка, тем легче ему оформлять и высказывать свои мысли, тем шире его потенциальные возможности в познании реальной действительности, содержательного и полноценного взаимоотношения с окружающими его детьми и взрослыми. Тем активнее происходит психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может неадекватно отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми дефектами начинают осознавать свой недостаток, становится молчаливыми, замкнутыми, нерешительными. Особо важное значение имеет чистое произношение ребенком звуков и слов различной слоговой структуры в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется и совершенствуется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости по школьным предметам.
Поэтому родителям, у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, необходимо своевременно обратиться к логопеду и строго выполнять все его методические указания.
Человек правильно произносит различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря активной подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Отработать четкое движение органов артикуляционного аппарата помогает специальные упражнения: артикуляционная гимнастика, которая чаще всего на первоначальном этапе дается как домашнее задание.
Занятия по заданию логопеда с ребенком в домашних условиях следует проводить ежедневно в форме игры. Задания по развитию возможностей артикуляционного аппарата проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог зрительно контролировать правильные движения подвижных органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные артикуляционные упражнения помогают подготовить речевой аппарат ребенка к постановке звуков, их автоматизации и дифференциации. Логопед показывает родителям, как надо выполнять упражнения того или иного комплекса артикуляционной гимнастики, на что следует обратить особое внимание.
При работе с детьми дома и выполнении домашних заданий родители должны учитывать следующее:
• Принуждать ребенка заниматься нежелательно. Занятия дадут лучший результат, если они проведены в игровой форме и интересны для ребенка;
• На одном занятии дается не больше 2-3 упражнений, к последующему упражнению надо переходить после того, как будут хорошо усвоены предыдущие;
• Все упражнения выполняются естественно, без внутреннего напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи опущены, пальцы рук расслаблены и неподвижны);
• Отдельные артикуляционные упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных позиций губ и языка;
• При выполнении упражнений инструкцию надо давать поэтапно, например: растяни губы в улыбке, покажи зубы, приоткрой слегка рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка, произнося звук «д-д-д-д».
• Если у Вашего ребенка появляются правильные звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в самостоятельную речь ребенка, то есть учить употреблять поставленный звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи;
• Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения развитию связной грамматически правильно оформленной речи родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему за советом во всех возникших затруднениях;
• Начинать коррекционную работу по дифференциации звуков можно после того, как ребенок научится правильно и дифференцированно произносить изолированные звуки.
Правила работы в тетради домашних заданий
• Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.
• Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.
• Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
• Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
• Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.
• Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
• Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т. е. поставлен, родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
• Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.
• Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.